Тема «Правление Михаила Фёдоровича (1613-1645гг.)»
Цель: Формирование целостного представления о внутренней и внешней политике Михаила Фёдоровича Романова в условиях преодоления последствий Смутного времени.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) Знание основных дат и значения понятий темы урока.
2) Умение определять задачи, стоявшие перед Россией после Смуты, и оценивать деятельность Михаила Фёдоровича с точки зрения решения этих задач.
3) Умение делать обобщающие выводы об итогах царствования Михаила Фёдоровича. 4.Умение показывать на исторической карте итоги внешней политики первого царя династии Романовых.
5) Умение анализировать текст исторического источника («Из грамоты «Совета всея земли» на Двину о созыве Земского собора).
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение давать определение понятий, анализировать информацию, устанавливать взаимосвязи, представлять информацию в наглядно-символической форме, делать выводы.
Регулятивные УУД: владение навыками самоконтроля и самоанализа, принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя, представлять результаты своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание своей работы в устной форме.
Ход урока.
I. Орг.момент. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
Что объединяет эти понятия:
Юрьев день, пожилое, заповедные лета, урочные лета
Самозванство, семибоярщина, интервенция, народное ополчение. (слайд)
Дайте определение этих понятий. (записывать их на доске)
Определите хронологические рамки этого периода.
Проанализируйте документ (стр.100-101) (краеведческий материал) (слайд)
Название документа, место и время его создания.
Прочти документ и карандашом подчеркни непонятные слова.
Сформулируй основную идею документа.
Ответь на вопрос №3.
Дай определение Земскому собору.
На карте (стр. 128) найдите, где был составлен документ и куда он был отправлен.
Покажите эти города на контурной карте.(слайд)
Работа в паре по рабочему листу. Какие еще были кандидатуры на рассмотрении Земского собора? Подчеркните ключевые слова в характеристике.
1. «Происходил из древнего княжеского рода, службу начал в 1593 при дворе Федора Ивановича, при Борисе Годунове стал стряпчим, при Лжедмитрии I (присягнув ему) – стольником, при Василии Шуйском был назначен воеводой. После низложения Шуйского присягнул польскому королевичу Владиславу, однако когда польский король Сигизмунд III стал претендовать на русский престол, вошел в Первое ополчение, руководимое П.Ляпуновым. Был одни из руководителей Второго ополчения».
(Д.М. Пожарский)
«Наследник польского престола, по договору от 1610 года должен был занять Московский престол».
(Владислав IV)
«Родился в 1611году, сразу после рождения был провозглашён калужским царём. Сторонники называли его Иван Дмитриевич и считали претендентом на русский престол».
(Сын Марины Мнишек, «Ворёнок»)
«Его родители был насильно подстрижены в монахи Борисом Годуновым, а их имущество было конфисковано. Несколько лет он прожил в монастыре. При воцарении Лжедмитрия I его семье было возвращено всё имущество и он вместе с матерью возвращается в Москву. После освобождения Москвы Вторым ополчением он вместе с матерью уезжает в костромской край».
(Михаил Фёдорович Романов)
Составьте рассказ по иллюстрации (портрет М.Ф.Романова):(слайд)
Кто это?
Годы царствования?
Его родители?
Его прозвище? Почему?
Почему выбор пал на него?
Где и когда он был избран царем?
6.Кто изображен на этой картине? (картина подвиг Ивана Сусанина). В тексте учебника найдите описание его подвига.
III. Новый материал.
Сообщение темы и цели урока. (Правление М.Ф.Романова.) (слайд)
Сколько лет царствовал? 45-13=32 года
В каком году был 400-летие дома Романовых?1613+400=2013 году.
Фронтальная беседа
А какой М.Ф. досталась Россия? Посмотрите на слайд и назовите одним словом, что было в России? (слайд),
По понятиям, записанным на доске (Смута, крепостное право, Земский собор) составьте предложения.
Какая задача стояла перед М.Ф.Романовым?
Какие страны вели интервенцию против России? С ними Россия находилась в состоянии войны.
Прочитайте учебник на стр.102-103 и заполните первые две строчки в таблице (рабочий лист)
Название мира (перемирия) | Страна | Год заключения | Итог |
1) | | | |
2) | | | |
3)Поляновский мир | | | |
Прочитайте из текста учебника абзац (стр. 103), какой была Россия после Смуты.
Рассказ учителя и показ слайдов
Царь понимал, что восстановить хозяйство страны можно, только опираясь на поддержку Земских соборов. (слайд) Поэтому в первые годы его правления соборы заседали почти беспрерывно. Но сначала он обсуждал эти вопросы с боярами. Предположите, какие вопросы могли обсуждать? (Н-р, как улучшить экономику страны: налоги (имущественный налог-пятина, налог с земли-сохи; Развитие торговли; приглашение на службу иностранцев –Немецкая слобода))
Большое влияние на молодого государя оказывал его отец патриарх Филарет. (Слайд ). Властный и волевой человек, он сосредоточил в своих руках многие области государственного управления. Иногда царские указы обнародовали сразу от двух лиц — царя и патриарха. Вплоть до своей смерти в 1633 году Филарет во многом определял политику страны.
Внешняя политика.
………………..-Смоленская война
1637г.-…………………………….
1634г.-……………………….
………………..-созыв Земского собора. (слайд)
Заполните 3 строку в таблице. (слайд)
Карта на стр.84:используя информацию карты, охарактеризуйте цели и итоги Смоленской войны.
Дайте оценку внешней политике М.Ф. Романова. (слайд)
Какая задача стояла перед первыми Романовыми в истории?
Сумели ли они решить эту задачу?
1V. Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я смог…..
Название мира (перемирия) | Страна | Год заключения | Итог |
1)Столбовский мир | Швеция | 1617 | Россия вернула Новгород и новгородские земли, но была отрезана от Балтийского моря. |
2)Деулинское перемирие на 14,5 лет | Речь Посполитая | 1618 | Россия потеряла смоленские, черниговские и северские земли. Владислав претендует на русский престол |
3)Поляновский мир | | | |