Тема «Профилактика травм в старшем школьном возрасте»
Цель : дать учащимся знания основных правил профилактики травм в старшем школьном возрасте.
Задачи:
Узнать о правилах профилактике травм.
Воспитывать безопасное поведение учащихся.
Развивать навыки анализа работы с понятиями.
Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: телевизор с видеомагнитофоном, схема «Виды травм».
I. Оргмомент.
II. Работа с определениями.
- Тема сегодняшнего урока «Профилактика травм в старшем школьном возрасте». Сегодня мы должны рассмотреть какие травмы может получить подросток и как их можно предупредить.
- Ребята, как вы понимаете, что такое травма?
Учащиеся называют виды травмы (порез, перелом, вывих и т.д.). Учитель на доске записывает все травмы, которые называют учащиеся.
- А как вы думаете, как можно назвать все эти виды травм (повреждение организма, нарушение функций организма, нарушение целостности организма). Учитель записывает предлагаемые варианты
- Чем могут быть вызваны вот травмы?
Учитель записывает причины травм, которые называют учащиеся (дорожно-транспортное происшествие, падение и т.д.). Далее учащиеся должны обобщить все названные ими причины травм (воздействие окружающей среды, влияние факторов внешней среды и т.д.), которые учитель записывает на доске.
Затем учащиеся должны записать у себя в тетрадях определение травмы исходя из-за записанного учителем на доске.
После того как определение учениками будет записано в тетрадях, сравнить с определением травмы, которое дано в учебнике ОБЖ. (Травмой – называется нарушение анатомической целостности тканей или органов с расстройством их функций, обусловленное воздействием различных факторов окружающей среды.)
- Совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определённый период времени называется травматизмом. Давайте запишем это определение (учащиеся записывают под диктовку учителя).
- Выделяют несколько видов травматизма в зависимости где получена та или иная травма. Какие виды травматизма можете назвать?
(Учащиеся называют виды травматизма, учитель поправляет и записывает в виде схемы на доске, а ученики в тетрадях)
Рис. 1
Виды травматизма
Бытовой
Производ ственный
Дорожно-транспорт ный
Уличный
Спорти вный
Сельско-хозяйственный
III. Доклады
- Ребята на доске приведена схема, где перечислены виды травм, характерные для старшего школьного возраста. Домашнее задание было подготовить доклады по указанным видам травм, где может получить подросток эти травмы, что нужно делать, как себя вести, чтобы не получить ту или иную травму.
Учащиеся рассказывают подготовленный дома материал. Каждому ученику был задан доклад из учебнику по каждой травме приведённой в схеме на доске. На каждый доклад отводится 1 – 1,5 мин. Особо уделяется внимание на: что это за травма, где её можно получить, при каких условиях, как её предотвратить.
Рис.2
Темы докладов:
Повреждения костей.
Ушибы и закрытые травмы.
Повреждение мышц и соединительных тканей.
Повреждение глаз.
Травмы уха.
Травмы зубов.
Перегрев организма.
Обморожения.
Укусы животных.
Укусы насекомых.
IV. Просмотр видеофрагмента
После докладов - просмотр видеофрагмента, рассчитанного на 5 мин. на тему «Профилактика пищевых отравлений».
V.Работа в группах
Затем, после просмотра видеофрагмента учитель приступает к групповым заданиям. Группам учащимся (4 человека: 2 парты в ряду) раздаёт карточки с ситуациями. В течение 3 – 4 мин. ученики обсуждают ситуацию, потом один ученик от группы встаёт зачитывает и отвечает на вопрос из карточки.
Виды ситуаций:
Зима. После оттепели похолодало. Вы решили сходить в магазин. Какие травмы можно получить и как их избежать?
Вы решили сходить в продовольственный магазин. Какие правила можно получить и как их избежать?
Вы пошли в лес за грибами. Какие травмы можно получить и как их избежать?
Летом в жаркую погоду вы решили искупаться в реке. Какие травмы можно получить и как их избежать?
VI. Подведение итогов.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке (можно поставить 2 –3 оценки: за активность на уроке, за доклад, за работу в группах).
МОУ Фанерновская средняя общеобразовательная школа
ПРОЕКТ УРОКА
Тема: «Профилактика травм в старшем школьном возрасте»
Преподаватель-организатор ОБЖ Кирсанов А.В.
2004 – 2005 учебный год