Тема урока: Р/р.Подробное изложение с изменением лица рассказчика (Упр. 547)
цель:отработать умение писать изложение с изменением лица;
Планируемые результаты: знать о возможностях использования существительных синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, более точного выражения мыслей; уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица
План урока
Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка целей.
- Как вы видите, я раздала вам тетради по развитию речи. Нам предстоит работать в них в течение урока. Как вы думаете, какой вид работы нас ожидает? (Или сочинение, или изложение). Да, это будет изложение.
- Для чего мы учимся писать изложение? (Чтобы развивать память, чтобы узнавать новые слова, чтобы учиться красивой и грамотной русской речи)
-Какие разновидности изложений вы знаете? (Сжатое, подробное с изменением лица).
-Сегодня на уроках мы с вами будем учиться писать подробное изложение с изменением лица.
Что такое изложение, близкое к тексту?
-Сформулируйте цель урока. Что у вас получилось?
-Что нужно сделать, чтобы подготовиться к подробному изложению?
послушать текст, понять тему и идею текста;
объяснить лексические значения неизвестных вам слов;
составить план текста;
рассмотреть языковые особенности текста;
предупредить ошибки.
Знакомство с содержанием текста. (учебник с.72, упр.547)
Сообщение учителя о В.П.Астафьеве.
Известный российский писатель. Автор произведений: «До будущей весны», «Тают снега», «Царь-рыба» и др. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством».
Выразительное чтение текста.
Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.
Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже...
Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене березового листа...
Анализ содержания текста.
-От чьего лица идет рассказ? ( от лица автора)
-Куда пошел гулять главный герой? (В парк)
- Чем поразил автора этот парк? (там росли деревья и кустарники со всего мира)
- Какие деревья там росли?
-Составьте план текста (Поделить текст на абзацы) :
-Найдите эпизод встречи с березами, как автор рассказывает о встрече с березами в южном парке?
-Найдите описание березок.
-Выделите эпизод истории появления березок на юге.
-О чем вспомнил автор, глядя на березки в южном парке.
-Обратите внимание, что в этом тексте всего 3- абзаца, а смысловых частей - больше . Давайте попробуем их отыскать.
-Прочитаем смысловые части, дадим им названия, запишем в тетради.
-Что у нас получилось?
ПЛАН:
Прогулка по парку.
Березки на полянке.
История деревьев.
Воспоминания автора.
Практическая деятельность (написание черновика изложения)
-При написании изложения важно сохранить выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту экспрессивность, эмоциональность.
-Выпишите эпитеты, которые использовал автор для описания березок.
- Что нам нужно ещё раз сделать, чтобы лучше запомнить произведение? (прочитать его ещё раз).
-Ваша задача - написать изложение текста от третьего лица. Помимо местоимения «он» можете употреблять синонимы «главный герой», «В.П.Астафьев», «рассказчик».
-Выберите для себя возможный вариант работы:
Запись по памяти изложения по составленному плану.
Выборочное списывание по составленному плану.
Автор, увидев берёзы в приморском парке, был удивлён («глазам своим я не поверил») и восхищён («от них нельзя было оторвать глаз»; «было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности»). Берёзы напомнили ему родную деревню.
Он бродил по приморскому парку, увидел среди заморских кущ три тонкие берёзки и глазам своим не поверил, потому что не растут здесь берёзы. Но они стояли на поляне, опустив вниз ветви, не шуршали корою, не лопотали листом, но от них нельзя было оторвать глаз. Их белые стволы пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени листьев было так хорошо взгляду после блеска чужеземной растительности.
Рефлексия
-Что нового, интересного узнали сегодня на уроке?
-Что понравилось, запомнилось, удивило?
-Что пригодится в будущем?
-Что вам показалось наиболее сложным?
Домашнее задание
-Отредактировать черновик сочинения и записать его в тетрадь по развитию речи.