Изложение Название (озаглавить!)
1.Беседа.
- Какой вид работы по развитию нашей речи называется изложением?
- Для чего может пригодиться человеку умение писать изложение?
2. Работа с памятками.
Беседа
- Какие типы текстов вам известны? Давайте вспомним особенности этих типов.
Описание – это характеристика предмета или объекта, описание подробностей, деталей, внешнего вида человека, вещи или интерьера комнаты.
Повествование – это передача цепи событий, среди которых можно выделить завязку действия, кульминацию (высшую точку) и развязку действия. Повествование содержит в себе рассказ о каком-то событии и его последствиях, итоге.
Рассуждение – это аргументативный тип текста, цель которого – доказать или опровергнуть какую-то мысль, называемую тезисом, с помощью системы доказательств (аргументов).
Изложение – вторичный текст, построенный на основе первичного. Но, как и первичный, текст, который создадите вы, должен быть СВЯЗНЫМ.
- Что это значит? Это значит, что он должен обладать темой ( предмет речи, О ЧЕМ говорится ) и основной мыслью ( содержанием речи, тем, ЧТО говорится ).
- Кроме того, в связном тексте все предложения связаны не только по смыслу, но и с помощью особых средств связи. Например, местоимения, которые заменяют существительные и помогают избежать многочисленных и излишних повторов.
Мы в весеннем лесу. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу посмотреть. Это распустился цветок медуницы. На толстом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розовые, а те, что пониже – лиловые.
Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё толпятся молодые берёзки. Посередине синеет, как продолговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды
Я заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчётливо виден каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка. В луже оживленно плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здороваясь со мной, издают какие-то урчащие приветственные звуки.
Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно такое огромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз положили.
Как хорошо кругом!
Лексическая работа
- 1 абзац: глаголы: оглядываюсь, замечаю, бегу посмотреть, распустился, красуются. Прилагательные: весенний, розовато-синее, толстый, зеленый, крохотные, нежно-розовые, лиловые.
- 2 абзац: глаголы: входим, толпятся, синеет. Прилагательные: небольшую, молодые, продолговатое, весенняя, прозрачной, снеговой.
- 3 абзац: глаголы: заглядываю, плавают, таращат, боятся, не хотят нырять, здороваясь, издают.
- Прилагательные и причастия: чиста, прошлогодний, выпученные, урчащие, приветственные.
- 4 абзац: глаголы: вечереет, висит, появилось, положили. Прилагательные: дальним, огромное, красноватое, длинное, серебристое.
Лексическая работа
- - Какие средства художественной выразительности есть в тексте?
- -Глаголы какого времени использованы в тексте?
- - Назовите средства связи предложений в тексте.
План текста:
1. Первый цветок.
2. На поляне.
3. Вечернее солнце.
Схема строения основной части текста:
1. *описание предмета
*описание места
повествование 2. *описание предмета
*описание предмета
3. *описание состояния
*описание предмета
Орфографическая и пунктуационная работа
- нежно-розовые, розовато-синее, выпученные, прошлогодний, красноватое, какие-то, что-то, урчащие, приветственные, оживленно, кувшинчики
- VI. Итоговое чтение текста. Запись заголовка. Пересказ текста.
- VII. Написание собственного текста.