СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: Реактивное движение. Ракеты

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: Реактивное движение. Ракеты»

План-конспект урока

«Реактивное движение. Ракеты» 9 класс

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели урока:

Познакомиться с практическим применением закона сохранения импульса.

Научиться применять полученные ранее знания по теме: «Закон сохранения импульса».

Формирование навыка самостоятельной работы, умения видеть практическую пользу знаний; привитие интереса к физике

Задачи урока:

Ввести понятие реактивного движения. Распространить применение закона сохранения импульса на реактивное движение.

Продолжить формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах; выделять основное, находить ответы на вопросы. Сформировать представления учащихся о реактивном движении как о неотъемлемой части окружающего нас мира, об использовании приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Воспитывать у учащихся интерес к физике. Развивать умение слушать и вступать в диалог, понимать партнера, уметь договариваться.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор и экран; карта урока; приборы и материалы для постановки физических опытов.

Технологии:

Проблемное обучение, диалоговая (учитель – ученики, ученик - ученик), мультимедийная, личностно-ориентированная.

План урока:

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2. Актуализация знаний учащихся.

3. Объяснение нового материала

4. Закрепление учебного материала.

5. Рефлексия.

6. Задание на дом

Планируемые результаты:

Предметные:

• Знания о природе физического явления окружающего мира

• Умения пользоваться методами научного исследования, понимание смысла физического закона

• Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия технических устройств

Метапредметные:

• Понимать различие между теоретическими моделями и реальными объектами;

• Развитие монологической речи

• Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах

Личностные:

• Проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению данной темы

• Формировать интеллектуальные, творческие, практические способности учащихся

Список литературы:


  1. Физика 9 учебник А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М. изд. Дрофа

  2. . М., Дрофа, 2001г.

  3. Кирик. Физика: задачник 9-11 классы. М.,Дрофа, 1996г.

ЭОР, созданные самостоятельно (мультимедийная презентация)

Структура урока:

Организационный момент (1 мин): Приветствие, настрой на работу

Актуализация знаний учащихся (10 мин): На сегодняшнем уроке мы повторим и закрепим закон сохранения импульса, рассмотрим весьма распространенный пример его применения.

С целью актуализации знаний учащихся учитель предлагает ученикам взять на парте листки, написать на них своё имя и фамилию ответить на вопросы теста:

(Слайд №1-2) Учитель предлагает обменяться листочками с соседом по парте и проверить работы друг друга. Ответы на тест и критерии оценки на экране. (Слайд №3) Учитель повторяет некоторые вопросы повторно устно.

1. Что такое импульс?

2. Сформулируйте закон сохранения импульса?

(Слайды №4-5) Учитель: Я предлагаю сменить деятельность и посмотреть практические задания, подготовленные к сегодняшнему уроку. (без пояснения принципа действия)

Объяснение нового материала (17мин)

Демонстрации:

1. Сегнерово колесо.

2. Шар Герона

3. Воздушный шарик в виде ракеты.

4. Плывущая по воде ракета.

Учитель предлагает обсудить демонстрации.

Мы с вами наблюдали постановку опытов.

- Что у них общего?

- Что является причиной движения?

- То есть от движущегося тела отделяется какая то часть.

Вывод: тела приходят в движения из за того, что от них отделяется какая то часть и движется в одну сторону, а тело в другую.

Учитель: А среди живых организмов и растений вы встречали подобные движения? Приведите примеры. (Слайды №6-9)

А в технике? (Слайды №10)

То есть это очень распространенный вид движения – реактивный.

Итак, тема урока.

«Реактивное движение. Ракеты» (Слайд №11)

Учитель дает обобщенное определение, что такое реактивное движение: реактивным называется движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью какой-либо его части.

Учитель:

- Окунемся в историю

- Шар Герона 1

Пороховые ракеты как фейерверочные и сигнальные применялись в Китае в X веке н.э. 1)

- Проект реактивного автомобиля Ньютона(Слайд №12)

- Идея летательного аппарата Н.И. Кибальчича (Слайд №13)

- Идея освоения космоса К.Э. Циолковским. (Слайд №14)

- Первый конструктор С.П. Королев (Слайд №15)

- Первый космонавт. (Слайд №16)

- Напомню, что в 2017 году исполнилось 160 лет со дня рождения К.Э. Циолковского; 110 лет со дня рождения Сергея Павловича Королева; и 60 лет космической эры.

(Слайд №17-18)

- Посмотрите на доску. Здесь вы видите основные части ракеты, которые беспорядочно разбросаны по всему экрану. Я попрошу одного ученика выйти к доске и попробовать собрать эти части в нужном порядке, так чтобы получилась ракета.

Учитель:

Давайте посмотрим, правильно ли мы построили нашу ракету. (Если неправильно, исправляем)

Учитель:

- Давайте назовем основные части ракеты. Кто-нибудь знает основные части ракеты?

- Что находится в головной части ракеты?

- Как вы думаете, для чего нужен бак с окислителем?

- Какого назначение сопла?

Учитель с помощью учеников на основе закона сохранения импульса показывает, как скорость ракеты зависит от скорости газа.

Учитель:

- Мы рассмотрели с вами устройство и принцип действия одноступенчатых ракет, под ступенью подразумевается та часть, которая содержит баки с горючим и окислителем и двигатель. На практике используют многоступенчатые ракеты

Закрепление учебного материала (7 мин):

Решим задачу (Слайд №19

Ответ задачи написать на листочек.

Учитель предлагает

обменяться листочками с соседом по парте и проверить задачу друг у друга.

Учитель:

Что сегодня на уроке мы узнали нового?

- Эта тема имеет огромное значение в жизни человека. А в трудной жизненной ситуации может нам помочь?

- Вы переправляетесь в лодке полной мячей на противоположный берег озера и утеряли весла? Как добраться до берега? (Слайд №20-21)

- По какому закону?

С трудной жизненной ситуацией мы справились.

- Как увеличить скорость ракеты?



- От чего отталкивается ракета, разгоняясь в космосе?

- Реактивное движение – единственный вид

движения, который может осуществляться без взаимодействия с окружающей средой

Каждому учащемуся предлагается выставить сигнал обратной связи учителю

-Укажите на листочке Фамилию того, кто, по вашему мнению, лучше всех работал на уроке.

- Ребята, нарисуйте на листочках смайлики, которые будут отражать ваше настроение, которое сейчас у вас. Тем самым Вы оцените свою работу на уроке.

- Сдавайте листочки с заданиями. Учитель предлагает записать домашнее задание в дневнике и дает комментарии по заданиям.



Домашнее задание §23, вопросы к параграфу. Упр. 22 (3). По желанию приготовить доклад по ученым основоположникам космонавтики или кроссворд