Тема урока: «Решение треугольников»
Тип урока: урок обобщения изученного материала, применения теоретических знаний при решении задач.
Цели урока:
Образовательные: систематизировать, обобщить, проверить и оценить знания учащихся по изученной теме; формировать умения и навыки применения теоретических знаний при решении задач.
Развивающие: учить проводить доказательные рассуждения, используя математическую речь; учить умению сосредотачиваться на учебной деятельности и предупреждать ошибки по невнимательности (развивать самоконтроль), формировать коммуникативные навыки и волевые качества личности.
Воспитательные: развитие любознательности учащихся, познавательного интереса к математике; развивать творчество учеников.
Методы, используемые на уроке: частично-поисковые.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, таблица Брадиса.
Ход урока
1. Организационный момент (3 мин)
- Здравствуйте, садитесь (слайд 1).
Ребята, сегодняшний урок хочу начать словами известного математика Алексея Ивановича Маркушевича: «Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий» (слайд 2).
Мотивация урока.
Один мудрец сказал: «Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление разума – это геометрия. Клетка геометрии – это треугольник. Он так же неисчерпаем, как и Вселенная. Окружность – душа геометрии. Познайте окружность, и вы не только познаете душу геометрии, но возвысите свою душу».
Давайте делиться своими идеями, которые придут вам в голову, и не бойтесь ошибиться, любая мысль может дать нам новое направление поиска. Пусть наши достижения и не покажутся кому-то крупными, но ведь это будут наши собственные достижения!
Девизом сегодняшнего урока является: «Думаем, мыслим, работаем и помогаем друг другу».
Проверить готовность обучающихся к уроку.
Вам предложена карточка эмоционального состояния. Определите своё эмоциональное состояние в начале урока. Поставьте галочку в клетку, соответствующую настроению (слайд 3).
2.Проверка домашнего задания (4 мин). (слайд 4-6).
Традиционно, начнем урок с проверки домашнего задания. Домашним заданием было: выучить теоремы синусов и косинусов, № 1022, 1023 из учебника. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения домашнего задания с помощью предложенных вам слайдов.
3. Актуализация опорных знаний
а) Систематизация теоретического материала (2 мин)
Итак, в своих тетрадях запишите сегодняшнее число, классная работа и
геометрический диктант (слайд 7-14).
Закончите предложение.
В треугольнике сумма углов равна…
Внешний угол треугольника равен…
Каждая сторона треугольника … суммы двух других сторон.
В треугольнике против большей стороны лежит …
В треугольнике против меньшего угла лежит …
Если в треугольнике два угла равны, то…
Сумма двух сторон треугольника …
Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла, называется…
Длина гипотенузы в прямоугольном треугольнике…
Во всяком треугольнике против равных сторон лежат…
Ответы:
1) 180°;
2) сумме двух углов треугольника, не смежных с ним;
3) меньше;
4) больший угол;
5) меньшая сторона;
6) треугольник равнобедренный;
7) больше третьей стороны;
8) гипотенузой;
9) больше катета;
10) равные углы.
Давайте запишем определение в тетрадь: Решением треугольника называется нахождение всех его шести элементов (то есть трёх сторон и трёх углов) по каким-нибудь трём данным элементам. (слайд 17).
Решение данных задач основано на использовании теорем синуса и косинуса, теоремы о сумме углов треугольника и следствии из теоремы синусов: в треугольнике против большего угла лежит большая сторона, против большей стороны лежит больший угол.
Причем, при вычислении углов треугольника предпочтительнее использовать теорему косинусов, а не теорему синусов. (слайд 18).
б) 3 учащихся работают по карточкам (6 мин).
в) Работа с учащимися у доски: (слайд 19-21).
1. Назовите теорему о сумме углов треугольника.
2. Теорема синусов и ее доказательство.
3. Теорема косинусов и ее доказательство.
в) Домашним заданием было подготовить небольшой доклад о синусе, косинусе и тангенсе.
Доклад ученика (слайд 22). (2 мин)
Рассмотрим 3 задачи на решение треугольника: (слайд 23).
решение треугольника по двум сторонам и углу между ними;
решение треугольника по стороне и прилежащим к ней углам;
решение треугольника по трем сторонам.
4. Закрепление (10 мин). (слайд 25).
-Откройте учебник на стр.257, выполним №1025 задание а). (слайд 26-27).
Дано: АВС, А=60º, В=40º, с=14см.
Найти: a, b, С.
1. по т. о сумме углов треугольника:
С=180-60-40=80
2. по т.синусов: син 80=0,9848, син 60= 0,866
Ответ: а=12,3 см, в=9,13 см, С=80.
№1025 задание е). (слайд 28-29).
Дано: АВС, a=6,3 см, b=6,3 см, C=54º.
Найти: А, В, c.
А= В=(180-54):2=63
по.т.синусов:
син 54=0,809
син 63=0,8910
Ответ: с=5,72 см, 63,63.
№1025 задание и). (слайд 30-31).
Дано: a=6 см, b=7,3 см, c=4,8 см.
Найти: А, B, C.
Ответ: А=54º48´ B=84º18´ C=41º54´
5. Физкультминутка (2 мин) (слайд 32):
Если высказывание истинно – поднимем правую руку вверх.
Если ложно - приседаем 1 раз.
Делить на нуль нельзя.(+)
32 = 6 (-)
Квадрат — это прямоугольник.(+)
9б — самый дружный в школе!
Всякий прямоугольник — квадрат. (-)
У любого треугольника 3 вершины, 3 угла, 2 стороны. (+)
Математика — царица наук.(+)
1.Сожмите кисть столько раз, сколько равна площадь прямоугольника со сторонами 3см, 2 см. Ответ: 6 раз.
2. а=2см, в=1см. Вращение туловищем столько раз, сколько равен периметр прямоугольника. Ответ: 6 раз
3. Присядьте столько раз, сколько будет равна площадь квадрата со с
стороной 1см. Ответ: 1.
Молодцы, садитесь.
6. Самостоятельная работа (слайд 33-34) (8 мин):
7 .Итоги урока. Выставление оценок (2 мин)
Сегодня мы решили несколько задач на нахождения неизвестных сторон и углов треугольника. Мы попробовали свои силы, оценили свои знания, свои возможности. Ведь «самое трудное – познать самого себя» (Фалес).
8. Домашнее задание (слайд 37) (3 мин):
Изучить материалы пунктов 96 – 99,
решить любые 2 задачи, вычислив неизвестные элементы треугольника АВС:
9. Рефлексия (3 мин)
Урок заканчивается, пожалуйста, определите своё эмоциональное состояние в конце урока. Поставьте на этой же карточке галочку в клетку, соответствующую настроению. (слайд 38).
Урок окончен! Спасибо за работу!!! (слайд 39):