СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: РР. Сжатое изложение «Перо и чернильница» Е.А. Пермяк

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, уяснению основной мысли (с отделением главного от второстепенного), особенности композиции, языка и стиля;развитие речи учащихся посредством переработки художественного текста

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: РР. Сжатое изложение «Перо и чернильница» Е.А. Пермяк»

тема: Сжатое изложение «Перо и чернильница» Е.А. Пермяк

Цели урока: подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, уяснению основной мысли (с отделением главного от второстепенного), особенности композиции, языка и стиля;развитие речи учащихся посредством переработки художественного текста;  

Ход работы:

У: Ребята, сегодня мы с вами пишем изложение по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница».

У: Давайте мы с вами вспомним, что такое изложение?

Д: Изложение – это письменный пересказ текста.

У: Пересказ может быть подробным (близким к тексту), выборочным и сжатым.

Ребята, сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Как вы думаете, почему изложение называется сжатым?

Д: Потому что объем текста сокращен.

У: Сжатое изложение – это письменный пересказ, при котором текст сжимается до минимума, но без потери смысла и авторского стиля.

У: Как вы думаете, где в жизни пригодятся умения говорить кратко?

Д: Когда срочно надо сообщить о каких-либо событиях полиции, скорой помощи… и т.д.

У: Хорошо. Вторая цель нашего урока – научиться сжимать текст.


У: Ребята, откройте рабочие тетради, запишите число и тему. Но перед этим скажите, почему в слове «сжатое» мы пишем приставку С?

Д: В слове «сжатое» мы пишем приставку «с», так как приставки «з» не бывает.

У: Правильно. А почему в слове «изложение» мы пишем корень -лож- ?

Д: В корне «изложение» мы пишем корень -лож-, так как перед «ж» пишем «о».

У: Молодцы. А теперь внимательно спишите число и тему в тетради.

У: Сегодня мы будем работать по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница». Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Евгений Андреевич был знаком с Павлом Петровичем Бажовым. Это знакомство имело сильное воздействие на творчество Пермяка.

У: Давайте вспомним, какие книги написал Пермяк?

У: Герои его книг – обычные люди. Он выхватывает факты из жизни.

Основная тема, которая проходит через всё его творчество - тема труда. Произведения Евгения Пермяка утверждают торжество добра над злом.

У: Наш текст называется «Перо и чернильница». Я сейчас буду читать этот текст, а вы внимательно слушайте. Попытайтесь понять, о чем этот текст. Насколько соотносится содержание с заглавием? На сколько микротем можно разделить текст?

Первое прочтение текста учителем.

У: Ребята, сложный ли текст? Как вы поняли, о чем он? Как вы понимаете смысл заглавия? Какой жанр этого текста?

У: По жанру это произведение – притча. Что такое притча?

Д: Притча это краткий иносказательный поучительный рассказ.

У: Ребята, когда мы используем иносказание?

У: Мы используем иносказание, когда хотим рассказать об нравственных общечеловеческих правилах, но не прямо, а так, чтобы наш собеседник подумал, поразмыслил над сказанным сам. Это общечеловеческое понимание. Но иносказание – это термин в литературе и в русском языке. У него есть синоним аллегория.

У: А теперь начинаем писать первый вариант изложения на листочках. После написания внимательно проверьте.

У: Если первый вариант изложения написан и проверен, то открывайте свои тетради и начинайте переписывать изложение. Будьте, пожалуйста, внимательны.