План-конспект урока русского языка
Тема:
«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных».
Цели: а)Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;
б) Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;
в)Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности.
Оборудование: текст учебника.
Ход урока:
1)Организация класса (1 минута)
2)Проверка домашнего задания
3)Объяснение нового материала(10-15-20-25 минут)
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
- Садитесь.
2. Актуализация знаний.
- Какую большую тему вы сейчас изучаете?
- Что вы знаете об этой части речи?
Имя прилагательное
Обозначает-(признак предмета)
Изменяется по-(родам, числам, падежам)
Каким членом предложения может быть(сказуемым, определением,)
Какие разряды прилагательных вам известны?(качественные, относительные, притяжательные)
Какие орфограммы вы изучили-(не с прилагательными, Н и НН в прилагательных, О, Ё после шипящих и Ц, суффиксы К и СК в прилагательных)
-Найди лишнее и объясни почему?
Морской
Матросский
Флотский
Рыболовецкий
(рыболовецкий, потому что 1) суффикс К, 2) состоит из двух корней, т.е. является сложным)
- Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа, а для темы оставим 2 строчки и запишем ее чуть позже.
3. Формирование знаний.
- Прочитайте текст.
Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек с темно – зеленым водонепроницаемым плащом и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.
- Слова какой части речи у нас подчеркнуты?
-Что отличает их от других прилагательных?
- Почему они являются сложными?
Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис.
Слитно | Через дефис |
Рыболовецкое судно | Юго-западный ветер |
Седобородый человек | Сине-зеленые волны |
Водонепроницаемый плащ | Горько-соленое море |
Трехмачтовый бриг | Темно-серый плащ |
Носорожья туша | Бело-розовые облака |
- Почему они пишутся по- разному?
- Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?
Давайте запишем ее.
- Чему мы должны научиться к концу урока?
- Мне бы очень хотелось, чтобы к концу урока каждый из вас смог ответить себе на вопрос достиг ли он поставленной цели?
- Какие из этих сложных прилагательных образованы от имени существительного?
Носорожья – носорог,
Юго – западный – юго – запад
- Почему одно прилагательное пишется слитно, а другое через дефис?
- Какой мы вывод можем сделать?
- Какие из этих сложных прилагательных образованы от словосочетания?
Рыболовецкое – ловец(чего?) рыбы,
Седобородый – борода (какая?) седая,
Водонепроницаемый – непроницаемый( чем?) водой,
Трехмачтовый – три(чего?) мачты
- Как пишутся все эти сложные прилагательные?
Вывод. Сложные прилагательные, образованные от словосочетания должны писаться слитно.
-Какие сложные прилагательные образованы от сочетания двух имен прилагательных, не зависящих друг от друга?
Сине – зеленый
Горько- соленый
Темно – серый
Бело – розовые
- Что объединяет подчеркнутые прилагательные?
(Цвет)
- Как они пишутся?
Вывод: Сложные прилагательные, в одной части которого имеется цвет пишутся через дефис.
- Можно ли между частями оставшегося прилагательного вставить союз И. Море горькое и соленое.
- Такие прилагательные называются равноправными или равносильными. Как пишутся такие прилагательные?
Вывод: Сложное прилагательное, между частями которого можно вставить союз И пишется через дефис.
4. Формирование умений и навыков.
Задание по группам. Работаете вместе, затем один из вас представляет свою работу.
1 группа: из словосочетаний составьте сложное прилагательное.
Язык Древней Руси-
Техника по строительству судов-
Обряды старой Руси-
2 группа: Образовать сложные имена прилагательные.
Бумажный и картонный комбинат-
Взлетная и посадочная полоса-
Русский и татарский словарь-
3 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных существительных.
Северо – восток-
Северо – запад-
Юго –восток-
Юго – запад-
5 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных имен существительных.
Водопровод-
Лесопарк-
Трубопровод –
Проверка.
4)Закрепление(5-10 минут)
- Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?
- Какой была наша цель?
- Что мы рассмотрели, давайте еще раз вспомним.
- Как пишутся сложные прилагательные, одна часть которого обозначает цвет?
- Как пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний?
- Как пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые также пишутся через дефис?
- Как пишутся прилагательные, которые образованы от сложных существительных, которые пишутся слитно?
- Как пишутся прилагательные, образованные от равноправных прилагательных, между которыми можно вставить союз И?
5)Оценки
6)Домашнее задание(2-3 минуты)
-Для того, чтобы закрепить пройденный материал вы должны выполнить следующее домашнее задание пар.56(выучить правило), упр. 331(раскрыть скобки)
- Кто-то сегодня работал очень хорошо и у него все получилось, кто – то был сегодня не в настроении и работал не в полную меру.
- Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успеха. Спасибо за урок!