СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка на тему "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка на тему "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных".»

План-конспект урока русского языка

Тема:

«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных».

Цели: а)Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение  учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;

б) Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

в)Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности.



Оборудование: текст учебника.





Ход урока:

1)Организация класса (1 минута)

2)Проверка домашнего задания

3)Объяснение нового материала(10-15-20-25 минут)

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Садитесь.

2.  Актуализация знаний.

- Какую большую тему вы сейчас изучаете?

- Что вы знаете об этой части речи?

Имя прилагательное

Обозначает-(признак предмета)

Изменяется по-(родам, числам, падежам)

Каким членом предложения может быть(сказуемым, определением,)

Какие разряды прилагательных вам известны?(качественные, относительные, притяжательные)

Какие орфограммы вы изучили-(не с прилагательными, Н и НН в прилагательных, О, Ё после шипящих и Ц, суффиксы К и СК в прилагательных)





-Найди лишнее и объясни почему?



Морской

Матросский

Флотский

Рыболовецкий



(рыболовецкий, потому что 1) суффикс К, 2)  состоит из двух корней, т.е. является сложным)



- Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа, а для темы оставим 2 строчки и запишем ее чуть позже.



3. Формирование знаний.

- Прочитайте текст.



Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого  судна стоял высокий седобородый человек с темно – зеленым водонепроницаемым плащом и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.



- Слова какой части речи у нас подчеркнуты?

-Что отличает их от других прилагательных?

- Почему они являются сложными?



Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис.



Слитно

Через дефис

Рыболовецкое судно

Юго-западный ветер

Седобородый человек

Сине-зеленые волны

Водонепроницаемый плащ

Горько-соленое море

Трехмачтовый бриг

Темно-серый плащ

Носорожья туша

Бело-розовые облака



- Почему они пишутся по- разному?

- Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?

Давайте запишем ее.

- Чему мы должны научиться к концу урока?

- Мне бы очень хотелось, чтобы к концу урока каждый из вас смог ответить себе на вопрос достиг ли он поставленной цели?



- Какие из этих сложных прилагательных образованы от имени существительного?



Носорожья – носорог,

Юго – западный – юго – запад



- Почему одно прилагательное пишется слитно, а другое через дефис?

- Какой мы вывод можем сделать?



- Какие из этих сложных прилагательных образованы от словосочетания?



Рыболовецкое – ловец(чего?) рыбы,

Седобородый – борода (какая?) седая,

Водонепроницаемый – непроницаемый( чем?) водой,

Трехмачтовый – три(чего?) мачты



- Как пишутся все эти сложные прилагательные?



Вывод. Сложные прилагательные, образованные от словосочетания должны писаться слитно.



-Какие сложные прилагательные образованы от сочетания двух имен прилагательных, не зависящих друг от друга?



Сине – зеленый

Горько- соленый

Темно – серый

Бело – розовые



- Что объединяет подчеркнутые прилагательные?

(Цвет)



- Как они пишутся?



Вывод: Сложные прилагательные, в одной части которого имеется цвет пишутся через дефис.



- Можно ли между частями оставшегося прилагательного вставить союз И. Море горькое и соленое.

- Такие прилагательные называются равноправными или равносильными. Как пишутся такие прилагательные?



Вывод:  Сложное прилагательное, между частями которого можно вставить союз И пишется через дефис.



4. Формирование умений и навыков.

Задание по группам. Работаете вместе, затем один из вас представляет свою работу.



1 группа: из словосочетаний составьте сложное прилагательное.

Язык Древней Руси-

Техника по строительству судов-

Обряды старой Руси-



2 группа: Образовать сложные имена прилагательные.

Бумажный и картонный комбинат-

Взлетная и посадочная полоса-

Русский и татарский словарь-



3 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных существительных.

Северо – восток-

Северо – запад-

Юго –восток-

Юго – запад-



5 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных имен существительных.

Водопровод-

Лесопарк-

Трубопровод –



Проверка.



4)Закрепление(5-10 минут)

- Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

- Какой была наша цель?

- Что мы рассмотрели, давайте еще раз вспомним.

- Как пишутся сложные прилагательные, одна часть которого обозначает цвет?

- Как пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний?

- Как пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые также пишутся через дефис?

- Как пишутся прилагательные, которые образованы от сложных существительных, которые пишутся слитно?

- Как пишутся прилагательные, образованные от равноправных прилагательных, между которыми можно вставить союз И?

5)Оценки



6)Домашнее задание(2-3 минуты)

-Для того, чтобы закрепить пройденный материал вы должны выполнить следующее домашнее задание пар.56(выучить правило), упр. 331(раскрыть скобки)



- Кто-то сегодня работал очень хорошо и у него все получилось, кто –  то был сегодня не в настроении и работал не в полную меру.



- Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успеха. Спасибо за урок!