Тема урока: сочетание букв жи-ши ча-ща чу-щу нч чн чк
Цели урока:
формировать навыки правописания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;
формировать навыки грамотного, безошибочного письма;
развивать находчивость, сообразительность;
расширять кругозор;
воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
щу, нч, чн, чк, нщ, рщ
Широкая река, берёзовая роща, домашние животные, прогулка в чащу, чуткое отношение, жирная точка, чижи и стрижи, лёгкая жизнь, свободная площадка, светлая печаль, щупальце краба, горючая смесь.
Пончик, точный, щучка, дочка, помощник, ночка, конечно, печник, каменщик, мощность, бревенчатый.
Пойти гулять в рощу, кричат журавли, жёлтые кувшинки, хорошие лыжи, автомобильная шина, дорогая машина, группа учащихся
III. Постановка проблемы.
- Ребята, над чем мы с вами будем работать на уроке?
- Сегодня мы продолжим работу над правописанием слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН. Урок будет не простым. К нам пришли гости – герои сказок, они предлагают поиграть с ними в игру «Что? Где? Когда?». Наши гости будут задавать нам вопросы, предложат выполнить задания и узнают, умеем ли мы писать слова с этими сочетаниями. Ну а если есть герои, задающие вопросы, то вы будете знатоками.
IV. Работа по теме урока.
Словарная работа.
- Ребята, догадайтесь, кто пожаловал к нам на урок:
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белою в танце плыла.
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая.)
- Василиса Премудрая хочет загадать нам загадки. Нужно отгадать и правильно записать отгадки:
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (Речка)
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука, два блестящих огонька. (Машина)
Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу,
Коромысло на носу? (Очки)
Стучат, стучат - не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста,
И видит далеко. (Жираф)
- Подчеркните орфограммы. Прочитайте слова, в которых есть сочетания ЖИ, ШИ.
- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?
Вывод: согласные шипящие звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, но после них не пишется буква Ы. Сочетания ЖИ, ШИ пиши с буквой И.
- В каком слове есть сочетание ЧА или ЩА, ЧУ или ЩУ?
-Как пишутся эти сочетания?
Вывод: согласные шипящие звуки [ч], [щ] всегда мягкие, но после них пишутся буква А, У. Сочетания ЧА, ЩА пиши с буквой А, сочетания ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.
- Ребята, дружат ли ЧК, ЧН с мягким знаком?
- Прочитайте слова, в которых есть сочетания ЧК, ЧН. Как пишутся эти сочетания?
Вывод: сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака.
V. Закрепление.
1. Наблюдение над словами с сочетаниями ЖИ, ШИ.
- Вот наш следующий гость, отгадайте, кто это:
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)
- Против вас играет Красная Шапочка:
- Выпишите из предложений только те слова, в которых есть сочетания ЖИ или ШИ. Выделите орфограмму. (У шиповника красивые цветы. У нас живет собака Рыжик. В воздухе кружились пушистые снежинки.)
- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?
- Спиши последнее предложение, подчеркните главные члены предложения.
- Проверим.
3. Наблюдение над словами с сочетаниями ЧУ, ЩУ.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит).
- Против вас играет Доктор Айболит:
- К данным словам подберите слова близкие по значению.
Внимательный-
Изумительный-
Грязный-
Скучаю-
Слова для справок: чумазый, чудесный, грущу, чуткий, отзывчивый, чудный.
- Назовите орфограммы. Как пишутся сочетания ЧУ, ЩУ?
4. Работа со словами с сочетанием ЧК, ЧН.
Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола". (Золушка.)
- Против вас играет трудолюбивая Золушка:
- Измените выделенные слова так, чтобы в них появилось сочетания ЧК, ЧН.
I вариант | II вариант |
Кормить белку. | Красивая свеча. |
Выпить молока. | Нарисовать собаку. |
Доброе сердце. | Поймать щуку. |
- Проверим. (Выходят к доске друг за другом и пишут слова.)
- Как пишутся сочетания ЧК, ЧН?
- Какое значение придает сочетание ЧК словам? (Уменьшительно- ласкательное.)
- Составьте предложение с одним из слов. (Ученики составляют предложения.)
5. Работа по учебнику.
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился ... (колобок).
- Колобок предлагает вам открыть учебники на странице (упр. ).
VI. Обобщение.
- Обобщим наши полученные знания. Ответим на вопросы (блиц опрос):
- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ
- Как пишутся сочетания ЧА, ЩА?
- Сочетания ЧУ, ЩУ?
- Сочетания ЧК, ЧН
VII. Итог урока.
- Все мы дружно поработали, ответили на вопросы наших героев, а теперь подведем итог.