ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА Г.ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 114 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
_________________________________________________________________________________________________
ул. Стаханова , 8, г.Донецк, 283111, тел./факс: (062) 313-33-34, е-mail: duvk114@mail.ru Код 25671712
Урок русского языка во 2 классе
«Правописание буквосочетаний
жи—ши, ча—ща, чу—щу в словах»

Составила учитель начальных классов
Чудновская Анна Иосифовна
Донецк, 2018
Школа России, учебник «Русский язык»
2 класс, 2-я ч., В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Тема: Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в словах.
Цели урока: систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развивать орфографическую зоркость.
развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;
воспитывать культуру общения; ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок Слайд 2
Все собрались на урок.
Чтоб работалось нам дружно,
Помогать друг другу нужно.
- Ребята, посмотрите, а у нас сегодня гости. Поздоровайтесь.
Эмоциональный настрой на урок
- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? (высказывания детей)
- С каким настроением вы его начинаете? Слайд 3
(улыбающийся смайлик - настроение отличное, уверен в себе;
грустный смайлик – настроение так себе, работать нет желания.)
- И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает свою фишку.)
- Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы в его конце у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа.
II. Минутка чистописания.
Чулок, уточка, чашка, чай, чудо. Слайд 4
- Прочитайте слова на экране. Попробуйте догадаться, с какой буквой мы будем работать на минутке чистописания? (Ч)
- Пропишите букву Ч и сочетания букв. (на доске)
Ч ч ча ач чу уч чм чл
III. Самоопределение к деятельности.
- Тема нашего урока… Ой! Кто это все буквы раскидал и тема пропала.
(На экране разбросаны буквы Ж, Ш, Ч, Щ, И, А, У) Слайд 5
- Это же Клякса опять проказничает.
- Что теперь делать? Ребята, что это за буквы? (Это шипящие и гласные)
- Странно, мы их уже знаем, изучали, зачем же они сюда попали?
- Ребята, посмотрите, Клякса нам подсказку-задание приготовила. Слайд 6 + карточки на партах
(Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в столбики по орфограммам.
Ш_повник, ч_лки, ч_йник, ж_раф, щ_ка, рощ_.
- Прочитайте.
- Что нужно сделать?
- Выполняйте. (Самостоятельная работа)
- Проверяем, какие столбики у вас получились? Слайд 7
Жи-ши ча-ща чу-щу
шиповник чайник чулки
жираф роща щука
- Какие орфограммы мы встретили? (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
- Проверьте и оцените свою работу на полях тетради. Слайд 8
Оцените свою работу
! - выполнил правильно, хорошо усвоил материал;
+ - допустил 1 ошибку, не всегда могу применить изученные правила;
- - необходима помощь, не могу справиться сам
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Кто догадался, какой будет тема урока?
- Это новая тема? (нет)
- Чему же мы будем учиться? (Будем закреплять умение писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.)
Слайд 9. - Да, верно, сегодня мы будем закреплять умение правильно писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, находить и исправлять ошибки.
Физкультминутка «Замок»
На двери висит замок. (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (руки тянем, не размыкая пальцев)
Потянули, (потянуть руки)
Покрутили, (вращать сомкнутые руки)
Постучали. (постучать основанием ладони)
И – открыли! (руки разжимаем)
V. Работа над материалом урока.
1. Игра «Живые слова и буквы» Слайд 10
- К доске выходят дети со словами – «живые слова» и разбиваются на группы. Они вспоминают правило на данную орфограмму.
Ученики за партами пишут в тетради слова, выполняя задание.
Рощ…, еж…к, щ…ка, туч…, ч…дак, ш…шка.
- Закончили работать в тетради. Положите ручки. Проверяем. Если неправильно написали, только тогда взять ручку и исправить ошибку.
Группа рассказывает правило
Трое учеников – «живые буквы» - и, а, у – выходят по очереди к доске.
- Я согласен жить в этом слове, потому что… (повторяет правило и называет свои примеры)
- Ребята, придумайте свои примеры.
Оцените свою работу Слайд 11
! – все слова записаны верно
+ - допустил 1 ошибку
- - необходима помощь
Подведение итога части урока
Я знаю …
Я умею …
2. Подбор слов по заданным началу и концу. Слайд 12
- Ой! Смотрите, пока мы отдыхали на перемене, Клякса свой порядок навела. Нужно спасать слова, а то они совсем потеряются. Для этого нужно вставить сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу так, чтобы конец и начало слов совпали. Кто догадался, какие слова написаны?
(Учащиеся вписывают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу у доски с комментированием и в тетрадях так, чтобы конец и начало слов совпали. Читают получившиеся слова.) Слайд 13
| |
| |
малы… …ло | ро… …вель | зада… …сто | лы… …лет | | |
лу… …знь све… …сы | |
| |
| |
- Молодцы! Понравилась вам игра?
3. Физкультминутка «Зарядка»
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
и на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг.
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
нам еще работать нужно!
4. Работа в парах над ошибками в тексте.
- Кляксе понравилось, как вы работаете. Она тоже решила поучиться. Смотрите, какой текст она написала, постаралась. Слайд 14
У машы кошка мурка. У мурки родился чюдный катёнок. Он рыжый и пушыстый. Катёнок пьёт молоко из чяшки.
- Хорошо у неё получилось? (Нет)
- А что не так? (Она допустила ошибки)
- Поможем Кляксе исправить ошибки, она ведь так старалась? Посмотрите, как она расстроилась.
- У вас на столе карточки с текстом, исправьте на них ошибки.
- Работать будем в парах.
- Как мы работаем в парах? (дружно, вместе, помогаем друг другу, объясняем, если что-то не понятно) (работа в парах по карточкам)
5. Анализ работы над ошибками
- На какие орфограммы были допущены ошибки?
- Называем орфограмму и ошибки из текста.
(Ученики исправляют ошибки в карточках, по очереди комментируют)
- Проверьте, такой ли текст у вас получился? Слайд 15
6. Работа в учебнике
- Откройте учебник, с.13 упр. 20 Слайд 16
7. Развитие речи. Синтаксический разбор предложения
- Составьте предложения со словами с доски.
- Подчеркните основу предложения – подлежащее и сказуемое.
- Установите связь между словами.
VI. Рефлексия
- Кто считает, что правила жи-ши, ча-ща, чу-щу он усвоил на «отлично»?
- Кто из вас ни разу не ошибся в заданиях и писал на полях «!»?
- А кто ещё допускает ошибки в словах на эти правила?
- Кто написал «+»? А «-»?
- За работу на уроке ученики получили такие оценки…
VII. Итог урока
Прозвенит сейчас звонок Слайд 17
И закончится урок.
Только интересно мне,
Что осталось в вашей голове.
Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.
- Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока Слайд 18
VIII. Домашнее задание Слайд 19 с.13 упр.19

Слайд 20