Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом». . Класс: 2 Г
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Посмотрите все на меня! Сегодня экскурсоводом работаю я. Не теряя ни минутки, Приглашаю вас я в путь! Взять все знания в дорогу! И улыбку не забудь! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Постановка учебной задачи Вводная беседа | Фронтальная. Словесный. Беседа, сообщение учителя | Ребята, а что такое картинная галерея? – Кто из вас был в картинной галерее? Что там видели, что произвело на вас особое впечатление? - Давайте представим, что мы оказались в картинной галерее. И я – экскурсовод. СЛАЙД Тема нашего урока – коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом» Какую цель мы поставим на урок? Цель – составление рассказа по картине З. Серебряковой «За обедом» | Художественный музей, в котором выставляются произведения живописи. Отвечают на вопросы. Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Развитие речи. Коллективный рассказ по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом» (упр. 133) | Коллективная, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий. Беседа, рассказ по картине, письмо | СЛАЙД Итак, перед вами известная картина Зинаиды Серебряковой «За обедом». В некоторых источниках её можно видеть под названием «За завтраком». - Кого мы видим на ней? На полотне группа людей (детей) - несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Картина выполнена в жанре группового портрета. Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия. - Так что же такое групповой портрет? Мы видим трёх детей, сидящих за обеденным столом. Зинаида Евгеньевна изобразила своих детей. Мальчика, который смотрит прямо на зрителя, зовут Шура – именно так называли его в семье. Шуре семь лет. Мальчика, сидящего по другую сторону стола – зовут Женя, он старший из братьев. Ему восемь лет. И, наконец, Тата (Татьяна). Ей всего два с половиной года. Итак, мы видим трёх симпатичных ребятишек. Но, позвольте спросить, сколько всего человек находится в столовой? СЛАЙД Кто же эта женщина? (пауза) Может горничная? А может сама хозяйка? Кто она по вашему мнению? Скажите, приготовлено ли за столом место для четвёртого человека? -Как вы догадались? Становится, очевидно, что это рука хозяйки дома Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Вот сейчас она нальёт суп и присядет на свободное место, чтобы пообедать со своими детьми. | Рассматривают репродукцию картины, отвечают на вопросы Да Мы видим пустой стул и прибор, стоящий на столе. | Коллективно под руководством учителя составляют рассказ по репродукции картины с помощью опорных слов. Описывают объект, используя выразительные средства языка |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | А сейчас мы сделаем небольшую паузу в нашей экскурсии А сейчас все быстро встали Руки быстро вверх подняли Быстро хлопнули 5 раз, А теперь морганье глаз. Быстро-быстро поморгали и ногами постучали. Быстро влево наклонись и сейчас же распрямись. Влево-вправо 10 раз. Отдохнул уставший класс? Как пингвины полетели и… За парту тихо сели. | Выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, принимают активное участие в физкультминутке |
IV. Самостоятельная работа учащихся в группе | Групповая Словесный, практический. Беседа, упражнения | Продолжаем нашу экскурсию 1 ГРУППА СЛАЙД Ответьте на вопросы: - Кто самый младший из ребят? Посмотрите на стул, на котором сидит Тата. Что вы видите? 2 ГРУППА СЛАЙД - Почему Тате положили подушечку? - Обратите внимание на жест Таты. О чём он говорит? 3 ГРУППА СЛАЙД Что делает Женя? Как вы думаете, почему? 4 ГРУППА СЛАЙД Что можно сказать про Шуру? На кого из детей он похож? | Отвечают на вопросы устно и выполняют письменные задания Тата ещё мала и обеденный стол для неё слишком высок, именно поэтому Тате предложили специальную подушечку. Это говорит о том, что в доме Серебряковых любят детей и заботятся о них, создавая удобство и комфорт. Да, наверное, девочка не хочет кушать, поэтому закрывает тарелку своей пухленькой ручкой. А возможно предпочитает супу, сдобную булочку, лежащую в центре стола на специальном блюде Женя пьёт воду. Он набегался и разгорячился. Все дети изображены с румянцем на щеках. Шура взял ложку и уже начал кушать. Он проголодался | Оценивают уровень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос: что я не знаю и не умею?) |
Сравнение портретов детей с портретами З. Серебряковой и ее мужа | Словесный. Беседа | СЛАЙД 1. Похожи ли дети между собой? СЛАЙД 2. На кого похож Шура и Тата? 3. На кого похож Женя? | Да. Рассмотрев детей, мы с уверенностью можем сказать, что Шура и Тата похожи на свою мать. Особенно ярко об этом говорят тёмные открытые глаза. Женя, даже с опущенными глазами сильно походит на отца. | |
| | Продолжим рассматривать картину. СЛАЙД Обратите внимание на обеденный стол. | Да стол достаточно большой. Он накрыт белой скатертью. Изящный столовый сервиз из белого фарфора с голубым орнаментом. Супница, порционные и суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза. Всё просто и одновременно эстетично, что указывает на хороший вкус хозяйки дома. | |
| | СЛАЙД Как вы думаете, какая атмосфера царит в семье? Зрителю может открыться ещё немало тайн, скрытых в картине. Их можно читать до бесконечности. Для этого нужно быть очень внимательным и заинтересованным человеком Наша экскурсия подошла к концу. | В семье царит мир, хорошее отношение к детям. | |
Самостоятельное составление рассказа по картине | Индивидуальная. Письменная | -Обратите внимание на карточки. Эти вопросы и будут планом вашего будущего сочинения. А сейчас, используя их, составьте и запишите рассказ по картине. Обратите внимание, что ваш рассказ должен состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной. Не забывайте, что каждая микротема (она у вас выделена в отдельно) – это новый абзац. | | |
Чтение составленных рассказов. Выставление оценок | | | | |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | -Так в чем же секрет картины З. Серебряковой «За обедом»? Сегодня на уроке я узнал(а)…. Я научился … Мне понравилось… Было трудно… | Отвечают на вопросы (любовь к детям и заботливое отношение) | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Рабочие материалы к сочинению по картине З.Е. Серебряковой «За обедом»
| Вопросы | |
Вводная часть | Что изображено на картине? | Трое детей в столовой комнате, дети художницы |
Основная часть | Что объединяет этих детей? | Женя, Шурик, Тата, собрались все вместе за столом пообедать |
Какими вы увидели детей? Что они делают? | пьет воду, уже взял ложку, положила пухленькую ручку на тарелку, повернулись к нам, разливает бульон. |
| Что находится на столе? | Белая скатерть, жёлтый кувшин, суповые тарелки, графин с водой, свежая выпечка и красивая фарфоровая супница |
Какая атмосфера царит в семье? | Мир, видно по лицам детей, хорошо относятся друг к другу, детей очень любят |
Заключительная часть | Понравилась ли вам картина? Чем? | |
Рабочие материалы к сочинению по картине З.Е. Серебряковой «За обедом»
| Вопросы | |
Вводная часть | Что изображено на картине? | Трое детей в столовой комнате, дети художницы |
Основная часть | Что объединяет этих детей? | Женя, Шурик, Тата, собрались все вместе за столом пообедать |
Какими вы увидели детей? Что они делают? | пьет воду, уже взял ложку, положила пухленькую ручку на тарелку, повернулись к нам, разливает бульон. |
| Что находится на столе? | Белая скатерть, жёлтый кувшин, суповые тарелки, графин с водой, свежая выпечка и красивая фарфоровая супница |
Какая атмосфера царит в семье? | Мир, видно по лицам детей, хорошо относятся друг к другу, детей очень любят |
Заключительная часть | Понравилась ли вам картина? Чем? | |