СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка по теме: "Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом» .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка по теме: "Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом» .»

Тема: Развитие речи. Кол­лективное составле­ние рассказа по ре­продукции картины З. Серебряковой «За обедом». . Класс: 2 Г

Педагогические цели

Создать условия для развития речи, умения составлять коллективный рассказ по репродукции картины

Тип урока

Решение частной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов

Личностные результаты

Осознают эстетические потребности и ценности

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из произведения живописи,
осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; логические –
осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; постановка
и решение проблем
– формулируют проблемы, самостоятельно находят способы их решения.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме

Основное содержание темы, понятия
и термины

Развитие речи. Рассказ по репродукции картины.

Образовательные ресурсы

Репродукция картины З. Е. Серебряковой «За обедом»; презентация по теме

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Постановка учебной задачи

Вводная беседа

Фронтальная. Словесный.

Беседа, сообщение учителя

Ребята, а что такое картинная галерея?

– Кто из вас был в картинной галерее? Что там видели, что произвело на вас особое впечатление?

- Давайте представим, что мы оказались в картинной галерее. И я – экскурсовод.

СЛАЙД

Тема нашего урока – кол­лективное составле­ние рассказа по ре­продукции картины З. Серебряковой «За обедом»

Какую цель мы поставим на урок?

Цель – составление рассказа по картине З. Серебряковой «За обедом»


Художественный музей, в котором выставляются произведения живописи.


Отвечают на вопросы. Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

III. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.
Развитие речи. Коллективный рассказ по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом» (упр. 133)

Коллективная, индивидуальная.

Словесный,
наглядный, творческий.

Беседа, рассказ по картине,
письмо

СЛАЙД

Итак, перед вами известная картина Зинаиды Серебряковой «За обедом». В некоторых источниках её можно видеть под названием «За завтраком».


- Кого мы видим на ней?

На полотне группа людей (детей) - несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Картина выполнена в жанре группового портрета.


Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия.

- Так что же такое групповой портрет?


Мы видим трёх детей, сидящих за обеденным столом. Зинаида Евгеньевна изобразила своих детей. Мальчика, который смотрит прямо на зрителя, зовут Шура – именно так называли его в семье. Шуре семь лет. Мальчика, сидящего по другую сторону стола – зовут Женя, он старший из братьев. Ему восемь лет. И, наконец, Тата (Татьяна). Ей всего два с половиной года. Итак, мы видим трёх симпатичных ребятишек.

Но, позвольте спросить, сколько всего человек находится в столовой?


СЛАЙД

Кто же эта женщина? (пауза) Может горничная? А может сама хозяйка?

Кто она по вашему мнению?

Скажите, приготовлено ли за столом место для четвёртого человека?


-Как вы догадались?

Становится, очевидно, что это рука хозяйки дома Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Вот сейчас она нальёт суп и присядет на свободное место, чтобы пообедать со своими детьми.


Рассматривают
репродукцию картины, отвечают на вопросы































Да



Мы видим пустой стул и прибор, стоящий на столе.


Коллективно под руководством учителя
составляют рассказ
по репродукции картины с помощью опорных слов. Описывают объект, используя выразительные средства языка

Физкультминутка

Коллективная. Практический

А сейчас мы сделаем небольшую паузу в нашей экскурсии


А сейчас все быстро встали

Руки быстро вверх подняли

Быстро хлопнули 5 раз,

А теперь морганье глаз.

Быстро-быстро поморгали и ногами постучали.

Быстро влево наклонись и сейчас же распрямись.

Влево-вправо 10 раз.

Отдохнул уставший класс?

Как пингвины полетели и…

За парту тихо сели.


Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, принимают активное участие в физкультминутке

IV. Самостоятельная работа учащихся в группе


Групповая

Словесный,
практический.

Беседа, упражнения

Продолжаем нашу экскурсию

1 ГРУППА СЛАЙД

Ответьте на вопросы:

  • - Кто самый младший из ребят?

  • Посмотрите на стул, на котором сидит Тата. Что вы видите?


2 ГРУППА СЛАЙД

- Почему Тате положили подушечку?












- Обратите внимание на жест Таты. О чём он говорит?









3 ГРУППА СЛАЙД

  • Что делает Женя?

  • Как вы думаете, почему?





4 ГРУППА СЛАЙД

  • Что можно сказать про Шуру?

  • На кого из детей он похож?


Отвечают на вопросы устно и выполняют письменные задания






Тата ещё мала и обеденный стол для неё слишком высок, именно поэтому Тате предложили специальную подушечку. Это говорит о том, что в доме Серебряковых любят детей и заботятся о них, создавая удобство и комфорт.


Да, наверное, девочка не хочет кушать, поэтому закрывает тарелку своей пухленькой ручкой. А возможно предпочитает супу, сдобную булочку, лежащую в центре стола на специальном блюде



Женя пьёт воду.

Он набегался и разгорячился. Все дети изображены с румянцем на щеках.



Шура взял ложку и уже начал кушать. Он проголодался

Оценивают уровень владения тем или иным учебным
действием (отвечают
на вопрос: что я не знаю и не умею?)

Сравнение портретов детей с портретами З. Серебряковой и ее мужа

Словесный.

Беседа

СЛАЙД

1. Похожи ли дети между собой?

СЛАЙД

2. На кого похож Шура и Тата?










3. На кого похож Женя?


Да.


Рассмотрев детей, мы с уверенностью можем сказать, что Шура и Тата похожи на свою мать. Особенно ярко об этом говорят тёмные открытые глаза.


Женя, даже с опущенными глазами сильно походит на отца.




Продолжим рассматривать картину.

СЛАЙД

Обратите внимание на обеденный стол.

Да стол достаточно большой. Он накрыт белой скатертью. Изящный столовый сервиз из белого фарфора с голубым орнаментом. Супница, порционные и суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза. Всё просто и одновременно эстетично, что указывает на хороший вкус хозяйки дома.




СЛАЙД

Как вы думаете, какая атмосфера царит в семье?


Зрителю может открыться ещё немало тайн, скрытых в картине. Их можно читать до бесконечности. Для этого нужно быть очень внимательным и заинтересованным человеком

Наша экскурсия подошла к концу.


В семье царит мир, хорошее отношение к детям.


Самостоятельное составление рассказа по картине

Индивидуальная. Письменная

-Обратите внимание на карточки. Эти вопросы и будут планом вашего будущего сочинения.

А сейчас, используя их, составьте и запишите рассказ по картине.

Обратите внимание, что ваш рассказ должен состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Не забывайте, что каждая микротема (она у вас выделена в отдельно) – это новый абзац.



Чтение составленных рассказов. Выставление оценок





V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

-Так в чем же секрет картины З. Серебряковой «За обедом»?

Сегодня на уроке

я узнал(а)….

Я научился …

Мне понравилось…

Было трудно…

Отвечают на вопросы

(любовь к детям и заботливое отношение)


Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке


























Рабочие материалы к сочинению по картине З.Е. Серебряковой «За обедом»
Вопросы
Вводная часть Что изображено на картине? Трое детей в столовой комнате, дети художницы
Основная часть Что объединяет этих детей? Женя, Шурик, Тата, собрались все вместе за столом пообедать
Какими вы увидели детей? Что они делают? пьет воду, уже взял ложку, положила пухленькую ручку на тарелку, повернулись к нам, разливает бульон.
Что находится на столе? Белая скатерть, жёлтый кувшин, суповые тарелки, графин с водой, свежая выпечка и красивая фарфоровая супница
Какая атмосфера царит в семье? Мир, видно по лицам детей, хорошо относятся друг к другу, детей очень любят
Заключительная часть Понравилась ли вам картина? Чем?





Рабочие материалы к сочинению по картине З.Е. Серебряковой «За обедом»
Вопросы
Вводная часть Что изображено на картине? Трое детей в столовой комнате, дети художницы
Основная часть Что объединяет этих детей? Женя, Шурик, Тата, собрались все вместе за столом пообедать
Какими вы увидели детей? Что они делают? пьет воду, уже взял ложку, положила пухленькую ручку на тарелку, повернулись к нам, разливает бульон.
Что находится на столе? Белая скатерть, жёлтый кувшин, суповые тарелки, графин с водой, свежая выпечка и красивая фарфоровая супница
Какая атмосфера царит в семье? Мир, видно по лицам детей, хорошо относятся друг к другу, детей очень любят
Заключительная часть Понравилась ли вам картина? Чем?