Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Основная Общеобразовательная Школа № 17
Зеленодольского Муниципального Района Республики Татарстан»
УРОК-ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Подготовила : Аюшева Д.Х.
учитель начальных классов
2019 г.
Урок - игра по русскому языку «Простое и сложное предложение»
Тема: «Простые и сложные предложения»
Цель: обобщить знания о простом и сложном предложениях.
Задачи:
Повторить понятия “простые и сложные предложения”.
Учить выделять в письменной и устной речи “простые и сложные предложения”.
Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать ее результаты.
Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
Формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.
Тип урока: урок закрепления нового материала
Вид урока: урок развивающего обучения
Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная презентация, карточки с заданиями.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты: различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных предложениях.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Этапы урока.
Предварительный этап. Организационный момент.
Целеполагание.
Этап комплексного применения знаний.
Задание 1. «Теоретики».
Задание 2. «Исследователи».
Задание 3. «Ты-мне, я-тебе».
Задание 4. «Гонка за лидером».
Задание 5. «Строители».
Подведение итогов. Рефлексия.
Применение игровой технологии, здоровьесберегающей технологии.
Ход урока
Задание 1. «Теоретики»
Первая команда. «Знатоки»: Дайте определение простого предложения. Расскажите, на какие группы делятся предложения по цели высказывания? (По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные и вопросительные)
Вторая команда. «Грамотеи»: Расскажите, на какие группы делятся предложения по наличию главных и второстепенных членов.(По наличию главных и второстепенных членов предложения бывают нераспространённые и распространённые)
Третья команда. «Эрудиты»: Расскажите об однородных членах предложениях и знаках препинания при однородных членах.(Однородные члены предложения яв-ся одним и тем же членом предложения, отн-ся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, интонация перечисления, соединяются союзами и, а, но)
Задание 2. «Исследователи».
Обсудить в группе. Выяснить, чем отличается сложное предложение от простого? Составить простое и сложное предложения.(В простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном –их две и более)
Задание 3. «Ты-мне, я- тебе».
По изученному материалу составьте 1 вопрос команде соперников.
-Как отличить простое предложение от сложного?
1)Определяю, сколько основ в предложении: одна.
2)Вывод: предложение простое.
Две или более.
3)Вывод: предложение сложное.
Сколько основ, столько частей в сложном предложении .
Задание 4 «Гонка за лидером».
За одну минуту вам нужно как можно больше пройти вопросов теста, за каждый правильный ответ – балл. (Один ученик отвечает только один раз). Укажите простые предложения.
1 команда- Иван царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком.(+) Все дороги и дома замело снегом.(+) Женя увидела штурвальное колесо и с силой повернула его.(+) Он почувствовал, что кто-то схватил его за руку.(-) Ночью вся земля покрылась пушистым снегом, и дети удивлённо смотрели вокруг.(-) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.(+) Когда ветка закачалась, с неё посыпался снег.(-) Ёлка стояла посреди комнаты ,и Мишка ловко развешивал на неё игрушки.(-) (4 простых предложения)
-Укажите простые предложения.
2 команда- Кругом простиралось поле, и только слева тянулся молодой лесок.(-) Ветер загудел и погнал зелёные волны.(+) Вот корабль медленно и спокойно поворачивается на волнах.(+) Сивка доскакал до цели и снова отпрянул в сторону.(+) Утром звезды удаляются ,потому что по небу движется солнце.(-) Когда он вышел на улицу, луна скрылась за облаками.(-) Ночью месяц сверкает и всё освещает.(+) Осенью звёзды светят ярко, но холодно.(+) (5 простых предложений)
-Укажите сложные предложения.
3 команда- Дети собрали букеты из лимонных и красных ,и оранжевых листьев.(+) Белка наелась, оглянулась и исчезла.(+) Раздался удар грома, и полил дождь.(-) Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.(-) Прошла гроза, и выглянуло солнышко.(-) Давно угомонился дождь.(+) Ветер крепчал, и на востоке появлялись громады туч.(-) Неслись мимо леса, мелькали реки.(+) (4 простых предложения)
Задание 5. «Строители».
Из двух простых предложений постройте одно сложное, запишите и прочитайте.
1 Команда. Взошло солнце. Ожил каждый кустик.
2 Команда. Зима будет холодной. Белка делает большие запасы.
3 Команда. Я подставил ладони. Мне на ладони упало несколько невесомых иголочек.
Подведение итогов. Рефлексия. (Учащиеся показывают смайликами зелёными, жёлтыми, красными, как поняли задания )
Спасибо за урок!