Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Моргуновская основная общеобразовательная школа – детский сад»
«Значение и употребление имен прилагательных в речи»
3 класс
Седельникова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов,
Моргуново,2020 г.
Тема: «Значение и употребление имен прилагательных в речи»
Цель: провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи;
Задачи:
выявить особенности изменения имен прилагательных;
распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, обогащать словарный запас;
развивать орфографическую зоркость; интерес к изучению языка
продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.
Тип урока: урок введения нового материала. Урок – исследование.
Планируемые результаты:
Личностные_________________________________________________________
Проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
Формирование познавательной потребности;
Метапредметные__________________________________________________
Познавательные
Умение:
выявить особенности изменения имен прилагательных;
распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
перерабатывать и обобщать полученную информацию;
давать оценку своим действиям, оценивать результат учебной работы;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Регулятивные________________________________________________________
Умение:
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Коммуникативные___________________________________________________
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
Организация образовательного пространства
Окружающий мир
Литературное чтение
- задание на карточках для работы в парах;
- задание на карточках для самостоятельной работы;
- задание на карточках для дифференцированной работы;
- фразеологический словарь;
- карточки для рефлексии;
- учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык, УМК «Школа
России». Учебник для 3-го класса в 2-х. Часть 2.
Мультимедийная презентация
Электронное приложение к учебнику (интерактивные задания)
Ф
ронтальная форма
И
ндивидуальная
Р
абота в паре
Ход урока
Этап I - Самоопределение к деятельности
Цель:
-актуализация знаний учащихся через материал предыдущих уроков, мотивация обучающихся к изучению темы.
Планируемые результаты:
Личностные
- проявление интереса к поставленной проблеме.
Регулятивные
Умение:
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные:
Умение:
- выявить роль имен прилагательных в речи;
- воспринимать и преобразовывать полученную информацию.
Коммуникативные:
Умение:
- оформлять свою мысль в устной речи.
1.Организация детей к уроку.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Мы с вами сегодня будем исследователями.
-А кто такие исследователи? (Исследователь – это человек, создающий или открывающий новые знания)
2. Введение в раздел. Формулирование темы и цели урока.
- Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте мою загадку:
(слайд 1)
…рост, …хвост, …шубка, …зубки.
- Почему вы ее не поняли?
- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?
- Послушайте еще раз: (открываются слова на слайде 2)
Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.
- Кто это? (мышка)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
-Почему эти слова помогли отгадать загадку?
(Потому что они указывают на признаки)
- Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Имя прилагательное)
- Сформулируйте тему урока. (слайд 3)
- Давайте определим задачи нашего урока. Прочитайте на с.63 учебника, чему мы будем учиться, работая над этой темой.
( слайд 4,5) Задачи:
-определить особенности имени прилагательного как части речи;
-установить, как они изменяются.
На доске схема, она постепенно будет заполняться по ходу урока: (слайд 6)
И
мя прилагательное
Ф
орма работы:
Этап II - Изучение нового содержания
Цель:
- провести наблюдение над признаками имен прилагательных.
Планируемые результаты:
Личностные
- Проявление интереса к поставленной проблеме
Регулятивные
- Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;
- Выделять главное.
Коммуникативные
- Сотрудничать, договариваться о последовательности действий.
Предметные
- Углубление знаний об именах прилагательных.
3. Актуализация опорных знаний. Наблюдение над признаками имен прилагательных.
Задание 1. Игра «Узнай»
Серый, хищный, жадный…
Рыжая, хитрая, ловкая…
Косой, слабый, трусливый…
Большой, косолапый…
Огромное, страшное, сказочное...
Весёлое, дружелюбное, прозрачное...
Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чем идет речь?
-Какой частью речи они являются?
-С какой целью употребляются в речи имена прилагательные?
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: имена прилагательные обозначают признак предмета (на доске заполняется первая часть схемы) Слайд 7.
И
мя прилагательное
Обозначает признак предмета
Ф
орма работы:
4. Открытие «новых» знаний.
Задание 1. Словарная работа.
(Учитель дает установку на запоминание следующих слов. Слова записаны на доске в столбик. Учитель читает значение каждого слова, дети находят это слово и называют. Затем учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик).
(слайд 9)
этот предмет может быть зимним, осенним, резиновым (сапоги)
она может быть трудной или легкой, классной или домашней (работа)
он может быть стеклянным, одноразовым, пластиковым (стакан)
этот фрукт содержит очень много витамина С, он очень кислый (лимон)
верхняя одежда, бывает зимнее, осеннее (пальто)
деревянный, бывает цветной, бывает простой (карандаш)
Самопроверка и самооценка, отметьте в тетради знаком:
! все выполнено верно
+ допущена 1-2 ошибки,
- допущено 3 и более ошибок.
Ф
орма работы:
Задание 2. Постановка проблемы.
- Какое слово лишнее, почему? (возможны разные варианты)
-Что объединяет эти слова? (Имена существительные, слова с непроверяемым написанием)
- А почему имена существительные получили такое название? (потому что они обозначают все то, что существует)
- А что означает слово прилагательное? (Предположения детей)
- К чему оно прилагается?
Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.
- Давайте это исследуем.
Задание 3 (интерактивное).
Составьте словосочетания имени существительного с именем прилагательным.
Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному.
Физминутка
Закрепить умение определять на слух имена прил.
-Подпрыгнуть, если услышите имя прилагательное. Если слово другой части речи – присесть.
Белый, пенал, крепкий, легкий, смотреть, летняя, веселый, веселье, снег, снежный, снеговик, снеговой, рыба, рыбачить, рыбный.
(на доске дополняется схема – связь с именем существительным) (слайд 8).
И
мя прилагательное
Обозначает признак предмета
Связь с именем существительным
Проблемный
вопрос
- Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (ребята высказывают свои версии) (Не может быть признака без предмета).
- Продолжаем исследование. Установите между ними связь с помощью вопроса.
-Какой вывод можете сделать?
Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?
(дополняется схема вопросами). (Слайд 9).
И
мя прилагательное
Обозначает признак предмета
Связь с именем существительным
Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
Этап III – Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера; научить ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные
Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.
Предметные
Умение выделять постоянные и непостоянные признаки имен прилагательных
Регулятивные
Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом
Коммуникативные
Умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.
Задание 3 (на карточках)
Вставьте прилагательные так, чтобы в сочетании с указанными существительными они
употреблялись в прямом и переносном значениях:
н
ора хвост
х
итрость холод
п
ерстень услуга
х
арактер шуба
и
ней нервы
медальон прутья
Ф
орма работы:
Самооценка: поставьте на полях знак
если задание вам показалось не сложным и справились с ним легко;
, если задание оказалось для вас сложным и вы с ним не справились.
Задание 4 Наблюдение над изменением имени прилагательного.
- Понаблюдаем за именами прилагательными, как они изменяются.
Ландыш весенний, лесной, красивый, пахучий, чудесный.
Ландыши:
Весенний – весенние
Лесной – лесные
Красивый – красивые
Делаем вывод: имена прилагательные изменяются по числам. (Дополняется схема на доске)
- А теперь поработайте в парах. Перед вами карточки с заданием. Сначала выполните задание самостоятельно, потом обсудите друг с другом и сделайте вывод.
1 вариант: запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Подчеркните орфограммы.
Весенний (ручеек, листва, дни. солнышко)
2 вариант: запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Подчеркните орфограммы.
Голубой ( небо, простор, лента, колокольчики)
Вывод: имена прилагательные изменяются по родам. (Дополняется схема на доске)
( слайд 10)
Ф
орма работы:
И
мя прилагательное
Обозначает признак предмета
Связь с именем существительным
Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
Изменяются по числам и родам
- Обобщите все, что мы сегодня исследовали. (1 ученик рассказывает об имени прилагательном, остальные дополняют, если необходимо)
- Сравните с именем существительным. (Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы, обозначают признак предмета и изменяются по родам.)
Этап III
Диагностика качества усвоения темы
Цель:
-установить степень усвоения темы «Значение и употребление имен прилагательных в речи»
Планируемые результаты
Личностные:
Осознание значимости новой роли «Исследователь», оценка своей работы в этой роли.
Регулятивные:
-умение высказывать свое предположение, оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные:
Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
Умение слушать других, высказывать свои мысли.
Предметные:
Умение распознавать имена прилагательные среди других частей речи
Умение устанавливать связь слов в предложении.
Самостоятельная работа
Разноуровневые задания: (на карточках)
1-й уровень. Найди неверно употребленные словосочетания. Запиши верный ответ.
Дружеский коллектив, дружная улыбка, цветастый фильм, цветной сарафан, дружелюбные ребята.
2-й уровень. Допиши прилагательные в тексте. (На доске картинка дятла)
Мы увидели на дереве дятла. Какой он -----------------------! Головка и спинка -----------------. На затылке ярко- ------------------- шапочка. На ----------------------------- крыльях ----------------------- пятнышки и полоски.
3-й уровень. Прочитай фразеологизмы о людях. Впиши в квадратик букву, соответствующую значению выражения.
В
рубашке родился а) умный, мудрый;
М
ухи не обидит б) счастливый, удачливый;
С
еми пядей во лбу в) добрый, мягкий, сердечный;
Сухим из воды выйдет г) изворотливый, ловкий;
З
а смертью посылать д) бесхарактерный, безвольный;
Плясать под чужую дудку е) медлительный, нерасторопный.
Проверка. Самооценка.
- Кто выбрал задание 1-го уровня?
-Проверка по образцу
-Кто согласен? Не согласен?
-Поставьте +, если верно.
- Кто выбрал задание 2-го уровня?
- Прочитайте текст.
- Проверьте написание.
-Поставьте +, если верно.
- Кто выбрал 3-й уровень?
- Что такое фразеологизмы?
- Где можно посмотреть толкование крылатых выражений, если вы его не знаете? ( Во фразеологическом словаре. Показ словаря)
-Проверьте свою работу, сравнив ее с образцом.
-Поставьте +, если верно.
Вывод:
-С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные делают речь более полной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.)Слайд11.
Этап IV
Рефлексивная деятельность
Цель:
-научить соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.
Самоанализ и самооценка ученика
Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы. (Прил.№4)
Предлагаю заполнить карточку (Прил. №5)
Домашнее задание.
Упражнение 112 (с. 65).
Задание на карточках для работы в паре
Вставьте прилагательные так, чтобы в сочетании с указанными существительными они употреблялись в прямом и переносном значениях:
н
ора хвост
х
итрость холод
п
ерстень услуга
х
арактер шуба
и
ней нервы
медальон прутья
Задание на карточках для работы в паре
Вставьте прилагательные так, чтобы в сочетании с указанными существительными они употреблялись в прямом и переносном значениях:
н
ора хвост
х
итрость холод
п
ерстень услуга
х
арактер шуба
и
ней нервы
медальон прутья
Задание на карточках для работы в паре
Вставьте прилагательные так, чтобы в сочетании с указанными существительными они употреблялись в прямом и переносном значениях:
н
ора хвост
х
итрость холод
п
ерстень услуга
х
арактер шуба
и
ней нервы
медальон прутья
1 вариант
Запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Подчеркните орфограммы.
Весенний (ручеек, листва, дни, солнышко)
2 вариант
Запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Подчеркните орфограммы.
Голубой (небо, простор, лента, колокольчики)
1 вариант
Запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Подчеркните орфограммы.
Весенний (ручеек, листва, дни, солнышко)
2 вариант
Запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Подчеркните орфограммы.
Голубой (небо, простор, лента, колокольчики)
1 вариант
Запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Подчеркните орфограммы.
Весенний (ручеек, листва, дни, солнышко)
2 вариант
Запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Подчеркните орфограммы.
Голубой (небо, простор, лента, колокольчики
Разноуровневые задания: (на карточках)
1-й уровень. Найди неверно употребленные словосочетания. Запиши верный ответ.
Дружеский коллектив, дружная улыбка, цветастый фильм, цветной сарафан, дружелюбные ребята.
2-й уровень. Допиши прилагательные в тексте.
Мы увидели на дереве дятла. Какой он ______________! Головка и спинка ___________. На затылке ярко- ____________ шапочка. На __________ крыльях __________ пятнышки и полоски.
3-й уровень. Прочитай фразеологизмы о людях. Впиши в квадратик букву, соответствующую значению выражения.
В
рубашке родился а) умный, мудрый;
М
ухи не обидит б) счастливый, удачливый;
С
еми пядей во лбу в) добрый, мягкий, сердечный;
Сухим из воды выйдет г) изворотливый, ловкий;
З
а смертью посылать д) бесхарактерный, безвольный;
Плясать под чужую дудку е) медлительный, нерасторопный.
Продолжи предложение
1 . Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось …
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило…
14. Урок дал мне для жизни..
15. Мне захотелось…
О цени себя
1. На уроке я работал | активно | пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен | не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким | длинным |
4. За урок я | не устал | устал |
5. Мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен | не понятен |
полезен | бесполезен |
интересен | скучен |
7.Домашнее задание мне кажется | легким | трудным |
интересным | неинтересным |
О цени себя
1. На уроке я работал | активно | пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен | не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким | длинным |
4. За урок я | не устал | устал |
5. Мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен | не понятен |
полезен | бесполезен |
интересен | скучен |
7.Домашнее задание мне кажется | легким | трудным |
интересным | неинтересным |