Разработка урока русского языка в 5 классе
«Глаголы совершенного и несовершенного вида»,
проведенного на конкурсе
«Учитель года – 98».
/г.Воронеж/
Учитель : Лыскова Л.Г.
Тема урока: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цель урока: Познакомить учащихся с глаголами совершенного и несовершенного вида, уметь различать их в сравнении, вырабатывать орфографические навыки учащихся, активизировать познавательную деятельность учащихся, воспитывать интерес к народным традициям, обычаям, обрядам, любовь к книге.
Оборудование и материалы для урока: макет деревянного дома, сигнальные ракетки, орнаменты русских узоров, эмблемы с именами учащихся, кубик с домашним заданием, рисунки домового и Аленушки, изображение сказочной двери.
Ход урока.
1. Да здравствует радость рассветного часа!
Войду в тишину приумолкшего класса,
Открою журнал на знакомой странице,
Там дата и тема: «Давайте учиться!
2. Дорогие мальчики и девочки! Меня зовут Любовь Григорьевна и я сегодня – ваш учитель на один урок. Наша задача – научится различать глаголы совершенного и несовершенного вида, уметь определять вид любого глагола, используя вопросы к нему. А еще я желаю вам удачи в небольшом путешествии, которое ожидает нас сегодня.
Оформим начало работы в тетради.
3. В чистом поле, на широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами, под светлым месяцем, под белыми облаками, под чистыми звездами уже много лет существует моя маленькая деревня, с непонятным названием Скорорыб. Я приглашаю вас в гости! Наша деревня со всех сторон окружена лесами, и рогатые лоси иногда прогуливаются в ее окрестностях, и где за партами сидят такие же девочки и мальчики, они тоже изучают глаголы совершенного и несовершенного вида.
4. И сразу - игра: «Полетное повторение»
Представьте себе, что вы находитесь на борту этого замечательного воздушного лайнера. Быстро и коротко отвечаем на мои вопросы, не вставая с места, потому что ремни безопасности вам это не позволят. Готовы?
Назовите главные члены предложения.
Назовите второстепенные члены предложения.
Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
Какие бывают предложения по цели высказывания?
А по интонации?
Как по - другому мы называем главные члены предложения?
Согласные бывают ------------
Где живут буквы?
Сколько склонений имеют имена существительные?
Какая часть речи обозначает действие предмета?
5. Перед вами дом. Обычный деревенский дом. У каждого человека понятие «Родина» обязательно связано с домом, с родным очагом. Дом в старину играл роль защиты и осмыслялся в народной культуре, как счастье, достаток, единство семьи и рода.
Мой дом родной, сюда я возвращаюсь,
Чтобы поверить в счастье и покой.
Долго трудился хозяин над своим домом. Давайте запишем его действия. Обтесал бревна, выложил стены, сделал крылечко, застеклил окна, покрыл крышу, вывел трубу, украсил резьбой.
Вот какой красивый дом,
Дружно люди жили в нем.
1.Определим вид этих глаголов.
2.Подумайте, когда происходило действие, совершилось ли оно?
6. Солнышко, ведрышко!
Прогляни, просвети!
На яблоньку высокую, на веточку зеленую,
На грушеньку кудрявую
Да хозяюшку нашу Дарьюшку!
Вот встречает нас хозяйка избы. Идет она, словно белая лебедушка плывет, глаза – как омуты в чистой реченьке, лицо – точно утро весеннее. Румянец краше света алого, коса золотая до пояса, сарафан разукрашен и расшит к празднику. А как речь-то говорит, словно реченька журчит.
Рассказывает нам свою сказку Дарьюшка. Упр.627.
-О чем спорят руки?
-Кто из них прав?
Выпишите глаголы в два столбика, распределяя их по видам.
(Используется прием взаимопроверки).
А еще Дарьюшка предупреждает нас: «Будьте осторожны в лесу, не убейте его красу.»
7. Сигнальные ракетки. Н - С
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.
Прошли дожди, апрель теплеет
Всю ночь туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет…
Посигнальте мне!
8. Словарная работа.
Дом – это счастье и единство семьи, а двери – вход в него. На Руси вырезали на деревьях кресты, чтобы защититься от ведьм. Колдунов и чертей. На крыльце крестьянин встречает восход солнца и дорогих гостей
С хлебом-солью. С добрым словом,
Всем здоровья и добра!
Мы откроем эту дверь.
Что, дружок, нас ждет теперь.
Очень древние. как молва,
Необычные слова.
/ ЛЕЖЕБОКА, ПУСТОМЕЛЯ, ДАРМОЕД,СЛАДКОЕЖКА/
1.Прочитайте слова.
2.Как вы понимаете их значение?
3.Подберите синонимы к этим словам.
-Не спеши языком – торопись делом.
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Живи своим трудом, а не чужим добром.
9. Проводим исследование: какого вида глаголы использованы в пословицах и почему?
Обычно это глаголы несовершенного вида. т.к. рассчитаны на длительное воздействие.
10. Сова!
Перед сном умылось солнышко, спряталось в холодной мгле,
И росинки, словно зернышки, раскатились по траве.
Прилетела сова, мудрая голова.
Сова, совинка. Сова!
Большая голова.
На колу сидела.
В сторону глядела,
В сторону глядела.
Головой вертела.
Села она на трубу и ну нас поучать. О печи русской разговор завела.
Печь – очень важный предмет дома. В ней готовили пищу, спали, даже использовали для бани. Из нее по приметам наружу из дома вылетали ведьмы, болезни, души умерших людей. Давайте сову встряхнем и разбудим.
Угадайте! /Работа с фразеологизмами./
- Его вешают, приходя в уныние, его задирают, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
- Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают очень доверчивые люди.
11. Физкультминутка!
Катились колеса, колеса, колеса!
Катились колеса все влево, все вкосо.
Скатились колеса на луг под откос.
И вот что осталось от этих колес.
12. Домовой.
А хотите, я секрет вам скажу? Все наши ребята верят в то, что в каждом доме живет домовой. Без него и дом не дом. Его почитали в старину, как главного в семье, ставят ему еду под печку. И если еда не тронута – разгневался домовой. Быть беде! А если он жалобно плачет, то дому грозит пожар.
Он передал нам волшебный кубик. Вращая его, составьте предложение и расставьте знаки препинания.
И в этом кубике – домашнее задание. Продолжите предложение, опишите, как в ваш город приходит весна.
Упр.630.
12. Зашло солнышко за горы, закатилось, и путешествие наше закончилось. Что же мы узнали сегодня на уроке? Что было интересным для вас?
13. А напоследок - потешка.
Гость дорогой? Провожали ли тебя?
Катюша из сеней, а Мавруша из дверей.
А Дуня удала за ворота провела.
5