СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обращение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материал урока русского языка в 5 по теме "Обращение"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обращение"»

ЦЕЛИ: дать понятие об обращении, показать значение обращений в речи; научить отличать обращение от подлежащего.


Задачи:


  1. Образовательная: находить обращение в тексте; безошибочно ставить знаки препинания при обращении; использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией.

2. Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий; повторить нормы речевого этикета; воспитывать чуткое отношение к маме

  1. Развивающая: выразительно читать предложения с обращениями; развивать познавательные интересы, творческие способности и монологическую речь обучающихся.


Цели урока:

  • Обобщить и развить известные учащимся сведения об обращении

  • Формирование умений:

  1. Находить обращение в тексте, употреблять его с учетом реч. Ситуации

  2. Продолжить работу по выработке пункт. навыка

  3. Выразительно читать предложения с обр-ями, соблюдая зват. интонацию.

  • Развитие самост. Мышления

  • Воспитание самоуваж. и любовь к школе.



Ход урока.


Орг. момент.


В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса. Люблю твою, Россия, старину.

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить. Расставить знаки препинания, объяснить, составить схему первого предложения.

Каким членом предложения является слово Россия? как расставлены знаки препинания во втором предложении? Является ли в нем членом предложения слово Россия? Почему?

Итак, тема урока – обращение.

Попробуйте цель и задачи урока сформилировать самостоятельно.


На доске: Обращение – это слово (сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью: распр., нераспр.

Падеж? Интонация?

В устной речи служат для.. (привлечения внимания и выражения отношения к собеседнику)

В письменной речи служат для.. (выражения отношения пишущего к адресату)

В поэтической речи..

Знаки препин.

Частица О..

Чем могут быть выражены

Что мы знаем об обращении?


Прослушайте отрывок из книги «язык есть исповедь народа»(Ю.Гвоздырев)

Вспомним Пушкина:

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе… Сравните еще более древние тексты: Пойди, княже, с нами в дань («Повесть временных лет»); Милостивейший государь батюшко! (обращение в письме царевича Алексея к царю Петру). Князь – княже, батюшка – батюшко, отец – отче, старик – старче; во всех случаях перед нами устаревшей падеж русского языка, который назывался звательный и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например в украинском; в русском же исчез.

А что в нашей современной речи осталось от звательного падежа? (интонация)


  1. Работа с текстом.


Самое прекрасное слово на земле - мама. Это слово самое первое, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках ласково. У мамы самое верное и чуткое сердце, в нём никогда не гаснет любовь. У мамы самые добрые и нежные руки, они всё умеют.


- Докажите, что записанные на доске предложения являются текстом.

- О чём данный текст?

- Как бы вы его озаглавили?

-Какому типу принадлежит данный текст? (вспомним метод «фотопленки»)

- Какие средства выразительности языка вам встретились в тексте?


О той, кто жизнь дарует и тепло,

Звучащее в напеве колыбельном,

О той, кто нас в терпенье беспредельном

Растит, лелеет, ставит на крыло.

О матери сегодня пойдёт у нас с вами речь.

Это неслучайно, ведь в последнее воскресенье ноября мы отмечаем замечательный праздник – День матери.


- Запишите текст. Укажите в нём имена  существительные .

-Что такое имя  существительное?

- Объясните постановку тире в 1 предложении.

- Объясните правописание слов: прекрасное, сердце, чуткое. Обозначьте орфограммы.

Морфологический разбор слова: сердце.


  1. Словарная работа.

- С какими словами у вас ассоциируется слово «мама»? Запишем эти слова.

- Определим у  существительных  род.

( Возможные слова: тепло, нежность, ласка, доброта, солнце, весна, красота, щедрость, внимание, душевность).

-Что значит просклонять  существительное ?

- Просклоняем  существительное  «ласка» ( у доски).

И.п. – ласка.

Р.п. – ласки.

Д.п. – ласке.

В.п. – ласку.

Т.п. – лаской.

П.п. – о ласке.

Самостоятельно: нежность.

  1. Запишите предложение: ( с карточки)

У. Теккерей писал: « Мать – это имя бога на устах и в сердцах маленьких детей.»

- Какое это предложение?

- Объясните постановку знаков препинания.

( Помощник – наглядный плакат « Знаки препинания при прямой речи»).

- Перестройте предложение, чтобы прямая речь находилась перед словами автора.

- Объясните постановку знаков препинания.

- Какое разносклоняемое слово встретилось в данном предложении? Почему оно разносклоняемое? Какие ещё разносклоняемые  существительные  вы знаете?


Фонетический разбор слова: имя.


  1. Запись под диктовку.


Солнце посылает для тепла свои лучи на землю, мать любовью согревает своё дитя. С первого дня рождения ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Ребята, берегите своих матерей!


- Какое предложение является простым предложением с однородными членами? Укажите однородные члены, объясните постановку знаков препинания.

- Какое предложение сложное? Укажите грамматические основы.

- Что такое грамматическая основа?

- Чем осложнено последнее предложение? Объясните постановку запятой при обращении.


Морфемный разбор слов: улыбками, дыханием.


  1. Домашнее задание: написать небольшое сочинение «Моя мама».

  2. Итоги урока.

- Завершая урок, я хочу сказать вам, ребята, думайте больше о ваших мамах. Их любовь к вам глубока и требовательна. И именно мама мечтает о том, чтобы вы были хорошими людьми.