ЦЕЛИ: дать понятие об обращении, показать значение обращений в речи; научить отличать обращение от подлежащего.
Задачи:
Образовательная: находить обращение в тексте; безошибочно ставить знаки препинания при обращении; использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией.
2. Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий; повторить нормы речевого этикета; воспитывать чуткое отношение к маме
Развивающая: выразительно читать предложения с обращениями; развивать познавательные интересы, творческие способности и монологическую речь обучающихся.
Цели урока:
Находить обращение в тексте, употреблять его с учетом реч. Ситуации
Продолжить работу по выработке пункт. навыка
Выразительно читать предложения с обр-ями, соблюдая зват. интонацию.
Ход урока.
Орг. момент.
В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса. Люблю твою, Россия, старину.
Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить. Расставить знаки препинания, объяснить, составить схему первого предложения.
Каким членом предложения является слово Россия? как расставлены знаки препинания во втором предложении? Является ли в нем членом предложения слово Россия? Почему?
Итак, тема урока – обращение.
Попробуйте цель и задачи урока сформилировать самостоятельно.
На доске: Обращение – это слово (сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью: распр., нераспр.
Падеж? Интонация?
В устной речи служат для.. (привлечения внимания и выражения отношения к собеседнику)
В письменной речи служат для.. (выражения отношения пишущего к адресату)
В поэтической речи..
Знаки препин.
Частица О..
Чем могут быть выражены
Что мы знаем об обращении?
Прослушайте отрывок из книги «язык есть исповедь народа»(Ю.Гвоздырев)
Вспомним Пушкина:
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе… Сравните еще более древние тексты: Пойди, княже, с нами в дань («Повесть временных лет»); Милостивейший государь батюшко! (обращение в письме царевича Алексея к царю Петру). Князь – княже, батюшка – батюшко, отец – отче, старик – старче; во всех случаях перед нами устаревшей падеж русского языка, который назывался звательный и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например в украинском; в русском же исчез.
А что в нашей современной речи осталось от звательного падежа? (интонация)
Работа с текстом.
Самое прекрасное слово на земле - мама. Это слово самое первое, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках ласково. У мамы самое верное и чуткое сердце, в нём никогда не гаснет любовь. У мамы самые добрые и нежные руки, они всё умеют.
- Докажите, что записанные на доске предложения являются текстом.
- О чём данный текст?
- Как бы вы его озаглавили?
-Какому типу принадлежит данный текст? (вспомним метод «фотопленки»)
- Какие средства выразительности языка вам встретились в тексте?
О той, кто жизнь дарует и тепло,
Звучащее в напеве колыбельном,
О той, кто нас в терпенье беспредельном
Растит, лелеет, ставит на крыло.
О матери сегодня пойдёт у нас с вами речь.
Это неслучайно, ведь в последнее воскресенье ноября мы отмечаем замечательный праздник – День матери.
- Запишите текст. Укажите в нём имена существительные .
-Что такое имя существительное?
- Объясните постановку тире в 1 предложении.
- Объясните правописание слов: прекрасное, сердце, чуткое. Обозначьте орфограммы.
Морфологический разбор слова: сердце.
Словарная работа.
- С какими словами у вас ассоциируется слово «мама»? Запишем эти слова.
- Определим у существительных род.
( Возможные слова: тепло, нежность, ласка, доброта, солнце, весна, красота, щедрость, внимание, душевность).
-Что значит просклонять существительное ?
- Просклоняем существительное «ласка» ( у доски).
И.п. – ласка.
Р.п. – ласки.
Д.п. – ласке.
В.п. – ласку.
Т.п. – лаской.
П.п. – о ласке.
Самостоятельно: нежность.
Запишите предложение: ( с карточки)
У. Теккерей писал: « Мать – это имя бога на устах и в сердцах маленьких детей.»
- Какое это предложение?
- Объясните постановку знаков препинания.
( Помощник – наглядный плакат « Знаки препинания при прямой речи»).
- Перестройте предложение, чтобы прямая речь находилась перед словами автора.
- Объясните постановку знаков препинания.
- Какое разносклоняемое слово встретилось в данном предложении? Почему оно разносклоняемое? Какие ещё разносклоняемые существительные вы знаете?
Фонетический разбор слова: имя.
Запись под диктовку.
Солнце посылает для тепла свои лучи на землю, мать любовью согревает своё дитя. С первого дня рождения ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Ребята, берегите своих матерей!
- Какое предложение является простым предложением с однородными членами? Укажите однородные члены, объясните постановку знаков препинания.
- Какое предложение сложное? Укажите грамматические основы.
- Что такое грамматическая основа?
- Чем осложнено последнее предложение? Объясните постановку запятой при обращении.
Морфемный разбор слов: улыбками, дыханием.
Домашнее задание: написать небольшое сочинение «Моя мама».
Итоги урока.
- Завершая урок, я хочу сказать вам, ребята, думайте больше о ваших мамах. Их любовь к вам глубока и требовательна. И именно мама мечтает о том, чтобы вы были хорошими людьми.