Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Орфоэпия»
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Ход урока
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова сотрудничать с вами. Удачи!
(Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение)
Девиз урока
Ошибок не пугайся,
С ошибками справляйся!
- Как вы понимаете это выражение? (Если сейчас учиться грамоте, пригодится во всей жизни)
- Действительно, русский язык- сложный предмет, но очень нужный. Мы учимся грамотно писать, говорить, правильно строить предложения. На уроке мы работаем засучив рукава.
- Как еще мы будем работать? В ответах используйте фразеологизмы. (не разлей вода, не будем бить баклуши, зарубим на носу)
Актуализация знаний. (5 минут)
Работа в тетрадях.
- Откройте тетради, запишите число тринадцатое декабря, классная работа.
Комментирует Камил.
Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом (Повторить все изученные правила)
Работа с артикуляцией (скороговорка): (читает учитель; читаем вместе с учениками, увеличивая темп произношения; читаем по одному.)
На слайде скороговорка.
В декабре все деревья в серебре.
- Перепишите скороговорку, соблюдайте каллиграфию.
Найдите в скороговорке согласный звонкий непарный, мягкий непарный, сонорный звук [ й ]
Найдите согласный звук, мягкость которого обозначена мягким знаком. [ в']
Найдите сонорный дрожащий звук, встречающийся в скороговорке. [ р ]
Найдите согласный звук, с которым происходит оглушение. [ в ]
- Проверьте работу соседа. Оцените.
Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое орфоэпия.
-Ребята, сегодня мне принесли письмо от Пети Ошибкина. У всех на партах лежат карточки. Прочитайте отрывок из стихотворения. (на экране)
Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт магАзин на обед…»
«Хозяйка моет стаканЫ…»
«Секёт свеклУ…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «пОртфелем» зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут ПетЯ.
( Ю.Тимянский)
- Что вы заметили? Есть затруднение? Можно ли решить эту проблему?
- Значит, Петя Ошибкин допустил ошибки в речи. У него речь неправильная. Он не знает чего? (правила)
Правильную речь изучает раздел науки о языке «орфоэпия»
- Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке – «Орфоэпия».
Запишем тему в тетрадях.
Формулирование цели и учебной задачи учащихся (3 минуты):
Какую цель поставим на сегодняшний урок: научиться не допускать в своей речи ошибки или выяснить, какие ошибки допускаем в своей речи.
Какие учебные задачи вы должны поставить перед собой?
Работать в коллективе, группе.
Распределить обязанности.
Поработать с материалом, предложенным учителем.
Выполнить работу в учебнике.
Сформулировать правила.
Представить результат своей работы.
Понаблюдать за речью друг друга при устных ответах, в процессе общения.
Оценить работу друг друга.
Как вы думаете, что такое «орфоэпия»?
Давайте посмотрим в учебнике определение данного слова?
4.Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Обращение к теоретическому материалу.
- Откройте страницу 144 и прочитайте определение термина “орфоэпия”. (Чтение определение.
- Что такое орфоэпия?, А разве нельзя говорить так, как хочется? Быть может нам не нужны правила? (“Орфо” - правильный, “эпос” - речь. Правильная речь.
Правила необходимы, иначе мы перестанем понимать друг друга
- А кто создает правила произношения? (ученые - языковеды).
2. К сожалению, часто мы не знаем, как правильно произносить слово, особенно иноязычное, поэтому существуют специальные словари, орфоэпические словари, в которых указано как произносить то или иное слово, не нужно стесняться заглядывать в них.
Знакомство с « Орфоэпическим словарём русского языка» под ред. Р.И.Аванесова
Работа с учебником.
- В нашем с вами учебнике тоже есть маленький орфоэпический словарик, он находится на страницах 173- 174 «Произноси правильно». Откройте его. Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре?
- Внимательно рассмотрите словарную статью из орфоэпического словаря. Обратите внимание на пометы около слов ( учитель объясняет значение помет).
- Запишите в тетрадь 2 примера из словарной статьи с пометами ( ученики записывают одну статью).
Физкультминутка.
Зимушка-зима
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Закрепление изученного материала.
Отгадайте загадку.
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный замок,
И появился маленький замок.
- Кто этот шутник, ребята? (Ударение)
Работа в группах.
Вспомним правила работы в группе.
Определите правильный вариант произношения следующих слов:
квартал, досуг, средства, щавель, километр, звонит, силос, избалованный, скучный, чтобы, музей, кашне.
Ребята, в задании что вы заметили? (есть слова c неправильным произношением и неправильным ударением в словах.
Ребята, могут быть ошибки в произношении некоторых звуков и в постановке ударения.
Звуки Ч и Щ всегда произносятся мягко.
Звуки Ж и Ш, напротив, всегда произносятся твердо.
Сочетание чн произносится как ш.; чт – ш.
Выборочный диктант.
А сейчас проведем выборочный диктант. Я буду читать предложения, а вы внимательно прослушав, выпишите слово с неправильным произношением
Сегодня пойду в магАзин за тортАми. Он мне позвОнит. На уроке русского языка мы повтОрим правила». Ну, чё смотришь?
Работа в паре.
- Составьте предложения с заданными словами по упражнению 316.
Словарная работа.
А сейчас настало время для словарной работы. На стр.145 в рамочке представлены слова с непроверяемыми безударными гласными, запишите их в свои словарики и запомните их написание.
7. Рефлексия.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Что вы узнали?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Выберите смайлик, если вы хорошо поняли, то поднимите желтый цвет, если не все было понятно синий, а если ничего не поняли, поднимите красный цвет.
7.Домашнее задание.
Изучить §62, выполнить упр.319 (по словарю)
Задание по индивидульным карточкам. Произношение рифмованных слов легче запоминается. Подберите к данным словам рифму и запомните ударение в них.
Образец: столЯр-малЯр
ДоговОр –
КаталОг –
облегчИть –
звонИт –
докумЕнт –
щавЕль -
9. Подведение итогов урока и выставление оценок.
Всем спасибо за интересный урок, вы все хорошо потрудились , узнали много нового на уроке и обогатили свой багаж знаний. Надеюсь. Что теперь вы все слова будете произносить правильно. До свидания.