Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
1. Образовательные: расширить знания учащихся о средствах художественной выразительности. Сформировать понятие о языковом явлении - каламбуре и сфере его применения.
2. Практические: совершенствовать навыки лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста.
3. Воспитательные: воспитывать чувство юмора, уважения к собеседникам, чувство любви к родной речи, приобщить к литературе, к творчеству, совершенствовать читательский вкус.
4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сопоставлению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
свою точку зрения.
«Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010
2. «Русский язык в 5 классе», 1 часть: Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец, , г. Самара "Фёдоров" 1999
3. "Занимательный русский язык. Нескучный учебник" Г. Александрова; Тригон, Санкт-Петербург, 1997
4. Учебник «Русский язык. 5 класс», Москва, «Просвещение», 2011, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия Мотивация к учебной деятельности | личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; личностные: самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы. регулятивные: целеполагание | Включение детей в деятельность. Учитель: - Вот и встретились опять - будем знанья получать! По дороге мы пойдём - много нужного найдём! А что для этого надо, ребята? Каков у нас девиз путешествия? Учитель: 1. - Ребята, вы любите ходить в гости? 2.- В гостях всегда есть что есть!) На основе обсуждения учащимися ситуации и проблемной фразы учитель корректирует первоначальное название темы урока: "Игра слов" | Включение в работу, самоопределение Дети: - Видеть, слышать, откликаться - и самим творить пытаться! 1.Идёт заинтересованное обсуждение: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог 2. сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: | - Почему же у нас получается такая игра слов? Подытоживает обсуждение ребят: столкнулись два одинаково звучащих и пишущихся слова - омонимы, и получилась игра слов - это каламбур. Итак, раз в гостях так интересно, отправляемся в гости к каламбуру. На экране появляется тема урока: "В гостях у каламбура". Цель гостевого визита: Мы сегодня наблюдаем, Каламбуры изучаем И в гостях не засыпаем! - Учимся народ смешить: Каламбуры говорить! | есть что есть обсуждение: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог: есть - существует, имеется и есть - принимать пищу. Это омонимы. Читают изученный материал: параграф 67. Записывают в тетради тему, цель, пример \каламбура |
Операционно- исполнительный этап: Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания) Физкультминутка Первичное закрепление | постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; познавательные: применение методов информационного поиска коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия) познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические: анализ объектов с целью выделения признаков, регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном) | Послушайте, ребята, разговор двух друзей из сказки Григрия Остера " Испорченная погода". " -Сначала мы с тобой нападём на след, - сказал попугай. - Не надо! испугался слонёнок. - Почему? - удивился попугай. - Ну... - смутился слонёнок, - мы на него нападём, он даст сдачи, получится драка. Не надо" Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов Вопрос: Что делает ситуацию смешной? Что это за явление: у одного слова несколько значений? Подытоживает обсуждение: несколько значений многозначного слова называется полисемией, ребята. Вопросы: Какова же цель использования каламбура? Какое вы дали бы определение каламбуру? Шутка - дело нешуточное! )) Обсудили, молодцы! Выводы правильные сделали! А теперь прочитаем текст на экране и запишем в тетрадь - справочный материал: Каламбур - игра слов, словесная шутка, основанная на столкновении двух разных значений многозначного слова (полисемии) или на омонимии. И как пример запишем этот диалог. Сообщает одну из версий появления этого названия: Много предположений есть о том, как возникло это слово. Вот одна из легенд: был такой немецкий барон Каламберг, он приехал во Францию, а так как плохо очень знал французский язык, то очень коверкал слова. Слушать его было смешно, над ним смеялись. Ну, и возникло такое слово, т.е. говорить смешно. Прочитайте ещё один диалог из произведения С. Сергеева-Ценского, постарайтесь превратиться в артистов и прочитать этот разговор так, чтобы перевоплотиться в героев: « – Откуда идешь так поздно? – спросил его царь. – Из депа, ваше императорское величество! – громогласно ответил юнкер. – Дурак! Разве депо склоняется! – крикнул царь. – Все склоняется перед вашим императорским величеством! – еще громче гаркнул юнкер. Этот ответ понравился царю. Он вообще любил, когда перед ним склонялись…» Какова цель использования каламбура в этом тексте? | Дети следят по тексту на экране выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе строят план достижения цели, выдвигают, обосновывают и проверяют гипотезы; определяют средства, используются предметные действия с моделями, схемами и пр.; новый способ действий фиксируется – вербально и знаково; Ответы учащихся: - Неожиданность. - Разные значения слова "нападать": 1. Обнаружить что-то, встретить что-то" 2.Выступить против кого-то, броситься на кого-то. Ответ: - Это многозначное слово. Читают ещё раз определение многозначного слова из параграфа 65. Выдвигают свои версии, используя вышеуказанные методы. Вспоминают, что такое диалог и знаки препинания при диалоге. Ведётся работа в тетрадях. Читают, готовятся прочитать по ролям, анализируют текст, выявляя причины комизма. Выдвигают свои версии, используя вышеуказанные методы Называют омонимы, на основе которых построен каламбур и их значения: склоняться – «изменяться по падежам» и склоняться – «подобострастно преклоняться», читают по ролям, делают выводы о роли каламбура в этом диалоге. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение | регулятивные: составление плана действий, саморегуляция; познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи регулятивные: оценка результатов работы. коммуникативные: управление поведением партнера | Обобщает высказывания: значит, роль каламбура не только рассмешить, но и сатирически показать кого-то, что-то; дать характеристику героев. - Хорошо идёт работа! Удалась у нас охота - И охота снова всем Каламбур искать в потоке тем!) Вспомните, ребята, Петрушку из народной сказки «Озорник Петрушка» Вот какой каламбур получился о нём (текст на экране): Настоящая напасть –На Петрушку нам напасть: Всех обманет, посмеётся, Никому он не сдаётся! -Но сдаётся мне, друзья, Чёрт с ним справился не зря! Вот вам материал для самостоятельной работы: Что вы должны сделать? Дополняет выдвинутые предположения: Каков эмоциональный диапазон этого стихотворения? Кстати, лексическое значение этого слова кто объяснит (диапазон)? Определите отношение автора к Петрушке. | Вспоминают, кратко обсуждают, делают выводы о герое: проказник, весельчак, себя в обиду не даст, зазнайка, никто не указ ему. Самостоятельная работа с алгоритмом, комментарии: найти каламбур. Какую роль играет в этом тексте. Выдвигают свои версии, обращаются к толковому словарю.Это объём, наличие чего-то, наверное, В данном случае чувств, настроений. Учащиеся в группах, самостоятельно в тетрадях записывают текст, выписывают одинаковые слова, дают лексические толкования: напасть 1 - "беда", напасть 2 - 1) неожиданно встретить кого- то, что-то; 2) пойти в наступление; сдаться - 1)в плен; 2)уступить давлению фактов. В этом стихотворении автор сатирически изображает Петрушку. Несмотря на то что у героя есть положительные черты, его высмеивают. Эпиграмма - короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее кого-то. |
Рефлексия деятельности | познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов, логические: выведение следствий, коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли | Корректирует работу учеников, сообщает, что по жанру такие стихи можно назвать эпиграммой. Найдите в литературоведческом справочнике расшифровку этого слова. Подытоживает: Молодцы! Лингвисты вы! Знаний нужных уж полны! Каламбуры вы нашли и к решению пришли! Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения новых способов действий: перед вами афоризм Козьмы Пруткова. Кто уже знает, что такое афоризм? Можно обратиться к толковому словарю. А Козьма Прутков кому- нибудь известен? На экране афоризмы: "Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот" Вот ещё примеры вам каламбурных фраз: Юрий Энтин: Ох, рано встаёт охрана. Раз к Яге пришёл Кащей, Попросил: "Налей- ка щей!" Съев, сказал: "С таких-то щей Стану я ещё тощей!" Ну, как вам в гостях у каламбура? Обсуждение вопросов: Что нового вы узнали? Каким способом выполняли задание? Где используется этот способ? Каковы результаты? Что нужно сделать ещё? | Дети предлагают варианты ответов на основе индивидуальных, коллективных знаний, обращаются к словарю для более точной формулировки слова "афоризм" Отмечают, что в данном каламбуре слова пишутся по- разному, вспоминают такое явление: разновидность омонимов - омофоны: поласкать и полоскать. Объясняют, как отличить, чтобы правильно написать. Дети делятся своими впечатлениями, задают вопросы, предлагают свои варианты каламбуров. |
Задание на дом | личностные: самоопределение, регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация. коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации; логические: анализ истинности утверждений, регулятивные: оценка результатов работы | Планируют домашнее задание, защищают свой выбор, используя рассуждение: тезис, доказательства, вывод. Дети показывают специальные смайлики, показывающие степень достижения поставленной цели - познавательной, эмоциональной |
| Какое домашнее задание предлагаете? Что ж, ребята, молодцы! Разобрались, удальцы! Вот вам несколько заданий, На основе ваших знаний Выполняйте их на пять, Буду завтра всех вас ждать! Варианты заданий: 1. Сами придумывают каламбур или каламбуры (или свои слова берут или по опорным: попало - попало; скат - скат; спеши - спиши) 2.Найти примеры каламбуров в литературных источниках. Завтра у нас пройдёт пресс-конференция по теме " Каламбур" , под девизом: Каламбур нам помогает, Жизнь от скуки он спасает: Критикует и смешит, Многих очень веселит! (на экране запись) | |