СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 5 классе Тема "Словесная шутка в художественном тексте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе Тема "Словесная шутка в художественном тексте"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 5 классе Тема "Словесная шутка в художественном тексте"»

Урок русского языка в 5 клаccе

«В гостях у каламбура. Словесная шутка в художественном тексте»

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык. 5 класс», Москва, «Просвещение», 2011г., автор: М.Т.Баранов,

Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.

Название раздела, темы: Лексика. Культура речи.

Тема урока: «В гостях у каламбура. Словесная шутка в художественном тексте»

Цели урока:

1. Образовательные: расширить знания учащихся о средствах художественной выразительности. Сформировать понятие о языковом явлении - каламбуре и сфере его применения.

2. Практические: совершенствовать навыки лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста.

3. Воспитательные: воспитывать чувство юмора, уважения к собеседникам, чувство любви к родной речи, приобщить к литературе, к творчеству, совершенствовать читательский вкус.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сопоставлению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок-исследования (урок творчества)

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и

ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать

свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографический, толковый, словарь литературоведческих терминов); смайлики

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Литература:

«Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010

2. «Русский язык в 5 классе», 1 часть: Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец, , г. Самара "Фёдоров" 1999

3. "Занимательный русский язык. Нескучный учебник" Г. Александрова; Тригон, Санкт-Петербург, 1997

4. Учебник «Русский язык. 5 класс», Москва, «Просвещение», 2011, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.

Межпредметные связи: литература

Ход урока

Этапы урока


Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Организация

начала занятия






Мотивация

к учебной

деятельности

личностные:

мобилизация

внимания, уважение к

окружающим;

коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества с

учителем,

сверстниками;

регулятивные:

саморегуляция

коммуникативные

УУД: определение

целей функций

участников, способов

взаимодействия,

инициативное

сотрудничество в

сборе и обработке

информации, владение

монологической и

диалогической формой

речи;

личностные:

самоопределение,

установление связи

между целю учения и

ее его мотивом,

проявлять интерес к

изучению темы.

регулятивные:

целеполагание

Включение детей в

деятельность.

Учитель: - Вот и

встретились опять -

будем знанья получать!

По дороге мы пойдём -

много нужного найдём!

А что для этого надо,

ребята? Каков у нас

девиз путешествия?

Учитель: 1. - Ребята,

вы любите ходить в

гости?

2.- В гостях всегда есть

что есть!)

На основе обсуждения

учащимися ситуации и

проблемной фразы

учитель корректирует

первоначальное

название темы урока:

"Игра слов"

Включение в

работу,

самоопределение

Дети: - Видеть,

слышать,

откликаться - и

самим творить

пытаться!

1.Идёт

заинтересованное

обсуждение:

коммуникативное

взаимодействие в

группах или

фронтальное

побуждающий

диалог

2. сопоставление

детьми действий

с используемым

способом (где?);

выявление и

вербальное

фиксирование

причины

затруднения

(почему?);

на этой основе

учащиеся ставят

цель

деятельности,

предлагают

вариант

формулировки

темы урока,

который

уточняется

учителем.

Актуализация

знаний и

фиксация

затруднений в

деятельности

познавательные:

выбор наиболее

эффективных способов

решения задач в

зависимости от

конкретных условий,

извлечение

необходимой

информации и ее

использование,

постановка и

формулирование

проблемы.

коммуникативные

УУД: планирование

учебного

сотрудничества с

учителем,

сверстниками, умение

с достаточной

полнотой выражать

мысли в соответствии

с задачами и

условиями

коммуникации.

Регулятивные:

- Почему же у нас

получается такая игра

слов?

Подытоживает

обсуждение ребят:

столкнулись два

одинаково звучащих и

пишущихся слова -

омонимы, и получилась

игра слов - это

каламбур. Итак, раз в

гостях так интересно,

отправляемся в гости к

каламбуру. На экране

появляется тема урока:

"В гостях у каламбура".

Цель гостевого визита:

Мы сегодня наблюдаем,

Каламбуры изучаем

И в гостях не засыпаем!

-

Учимся народ смешить:

Каламбуры говорить!


есть что есть

обсуждение:

коммуникативное

взаимодействие в

группах или

фронтальное

побуждающий

диалог: есть -

существует,

имеется и есть -

принимать пищу.

Это омонимы.

Читают

изученный

материал:

параграф 67.

Записывают в

тетради тему,

цель, пример

\каламбура

Операционно-

исполнительный

этап:

Постановка цели

деятельности

(«Открытие»

детьми нового

знания)



































































Физкультминутка



















Первичное

закрепление

постановка и

решение проблемы:

формулирование задач

и целей урока;

познавательные:

применение методов

информационного

поиска

коммуникативные:

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

в соответствии с

задачами и условиями

коммуникации

регулятивные:

коррекция (внесение

необходимых

коррективов в план и

способ действия)









































































познавательные:

структурирование

знаний,

выбор наиболее

эффективных способов

решения задач,

логические: анализ

объектов с целью

выделения признаков,

регулятивные:

саморегуляция,

контроль (сличение

знаний с эталоном)

Послушайте, ребята,

разговор двух друзей из

сказки Григрия Остера

" Испорченная погода".

" -Сначала мы с тобой

нападём на след, -

сказал попугай.

- Не надо! испугался

слонёнок.

- Почему? - удивился

попугай.

- Ну... - смутился

слонёнок, - мы на него

нападём, он даст сдачи,

получится драка. Не

надо"

Этим процессом

руководит учитель: на

первых порах с

помощью подводящего

диалога, затем

побуждающего, а затем

и с помощью

исследовательских

методов

Вопрос: Что делает

ситуацию смешной?

Что это за явление: у

одного слова несколько

значений?

Подытоживает

обсуждение: несколько

значений

многозначного слова

называется полисемией,

ребята.

Вопросы: Какова же

цель использования

каламбура? Какое вы

дали бы определение

каламбуру?

Шутка - дело

нешуточное! ))

Обсудили, молодцы!

Выводы правильные

сделали! А теперь

прочитаем текст на

экране и запишем в

тетрадь - справочный

материал: Каламбур -

игра слов, словесная

шутка, основанная на

столкновении двух

разных значений

многозначного слова

(полисемии) или на

омонимии. И как

пример запишем этот

диалог.

Сообщает одну из

версий появления этого названия:

Много предположений

есть о том, как

возникло это слово. Вот

одна из легенд: был

такой немецкий барон

Каламберг, он приехал

во Францию, а так как

плохо очень знал

французский язык, то

очень коверкал слова.

Слушать его было

смешно, над ним

смеялись. Ну, и

возникло такое слово, т.е. говорить смешно.




Прочитайте ещё один

диалог из произведения

С. Сергеева-Ценского,

постарайтесь

превратиться в

артистов и прочитать

этот разговор так,

чтобы перевоплотиться

в героев: « – Откуда

идешь так поздно? –

спросил его царь.

– Из депа, ваше

императорское

величество! –

громогласно ответил

юнкер.

– Дурак! Разве депо

склоняется! – крикнул

царь.

– Все склоняется

перед вашим

императорским

величеством! – еще

громче гаркнул юнкер.

Этот ответ

понравился царю. Он

вообще любил, когда

перед ним

склонялись…»

Какова цель

использования

каламбура в этом

тексте?


Дети следят по

тексту на экране

выбирают метод

решения учебной

задачи –

свойство,

понятия,

алгоритм, модель

и т.д. – и на его

основе строят

план достижения

цели, выдвигают,

обосновывают и

проверяют

гипотезы;

определяют

средства,

используются

предметные

действия с

моделями,

схемами и пр.;

новый способ

действий

фиксируется –

вербально и

знаково;

Ответы

учащихся: -

Неожиданность.

- Разные

значения слова

"нападать":

1. Обнаружить

что-то, встретить

что-то"

2.Выступить

против кого-то,

броситься на

кого-то.

Ответ: - Это

многозначное

слово. Читают

ещё раз определение

многозначного

слова из параграфа 65.

Выдвигают свои

версии, используя

вышеуказанные

методы. Вспоминают, что такое диалог и

знаки препинания при

диалоге. Ведётся работа в тетрадях.


























Читают,

готовятся

прочитать по

ролям,

анализируют

текст, выявляя

причины

комизма.







Выдвигают свои

версии,

используя

вышеуказанные

методы

Называют

омонимы, на

основе которых

построен

каламбур и их

значения:

склоняться –

«изменяться по

падежам» и

склоняться –

«подобострастно

преклоняться»,

читают по ролям,

делают выводы о

роли каламбура в

этом диалоге.













Самостоятельная

работа с самопроверкой по

эталону














Включение

в систему знаний и

повторение






регулятивные:

составление плана

действий,

саморегуляция;

познавательные:

поиск и выделение

важной информации,

применение алгоритма,

пошаговое выполнение

задачи

регулятивные:

оценка результатов

работы.

коммуникативные:

управление

поведением партнера

Обобщает

высказывания: значит,

роль каламбура не

только рассмешить, но

и сатирически показать

кого-то, что-то; дать

характеристику героев.

- Хорошо идёт работа!

Удалась у нас охота -

И охота снова всем

Каламбур искать в

потоке тем!)

Вспомните, ребята,

Петрушку из народной

сказки «Озорник

Петрушка»

Вот какой каламбур

получился о нём (текст на экране):

Настоящая напасть –На Петрушку нам напасть: Всех обманет, посмеётся,

Никому он не сдаётся! -Но сдаётся мне, друзья, Чёрт с ним справился не зря!

Вот вам материал для

самостоятельной

работы: Что вы должны

сделать?


Дополняет выдвинутые

предположения: Каков

эмоциональный

диапазон

этого стихотворения?

Кстати, лексическое

значение этого слова

кто объяснит

(диапазон)?

Определите отношение

автора к Петрушке.

Вспоминают,

кратко

обсуждают,

делают выводы о

герое: проказник,

весельчак, себя в

обиду не даст,

зазнайка, никто

не указ ему.

Самостоятельная

работа с

алгоритмом,

комментарии:

найти каламбур.

Какую роль

играет в этом

тексте.

Выдвигают свои

версии,

обращаются к

толковому

словарю.Это

объём, наличие

чего-то,

наверное, В

данном случае

чувств,

настроений.

Учащиеся в

группах,

самостоятельно в

тетрадях

записывают

текст,

выписывают

одинаковые

слова, дают

лексические

толкования:

напасть 1 - "беда",

напасть 2 - 1)

неожиданно встретить кого-

то, что-то; 2)

пойти в

наступление;

сдаться - 1)в

плен; 2)уступить

давлению фактов.

В этом

стихотворении

автор

сатирически

изображает

Петрушку.

Несмотря на то

что у героя есть

положительные

черты, его

высмеивают.

Эпиграмма -

короткое

стихотворение, в

остроумной

форме

высмеивающее

кого-то.


Рефлексия

деятельности

познавательные:

контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности,

подведение итогов,

логические:

выведение следствий,

коммуникативные:

владение

монологической

формой речи, умение

полно и чётко

выражать свои мысли

Корректирует работу

учеников, сообщает,

что по жанру такие

стихи можно назвать

эпиграммой. Найдите в

литературоведческом

справочнике

расшифровку этого

слова. Подытоживает:

Молодцы! Лингвисты

вы! Знаний нужных уж

полны!


Каламбуры вы нашли и к решению пришли!

Подбирает задания, в

которых тренируется

использование

изученного ранее

материала, имеющего

методическую ценность

для введения новых

способов действий:

перед вами афоризм

Козьмы Пруткова.

Кто уже знает, что

такое афоризм? Можно

обратиться к толковому

словарю.

А Козьма Прутков кому-

нибудь известен?

На экране афоризмы:

"Приятно поласкать

дитя или собаку, но

всего необходимее

полоскать рот"

Вот ещё примеры вам

каламбурных фраз:

Юрий Энтин: Ох,

рано встаёт охрана.

Раз к Яге пришёл

Кащей,

Попросил: "Налей-

ка щей!"

Съев, сказал: "С

таких-то щей

Стану я ещё

тощей!" Ну, как вам в гостях у каламбура?

Обсуждение вопросов: Что нового вы узнали? Каким способом выполняли задание? Где используется этот способ?

Каковы результаты?

Что нужно сделать

ещё?

Дети предлагают

варианты ответов

на основе

индивидуальных,

коллективных

знаний,

обращаются к

словарю для

более точной

формулировки

слова "афоризм"

Отмечают, что в

данном

каламбуре слова

пишутся по-

разному,

вспоминают

такое явление:

разновидность

омонимов -

омофоны:

поласкать и

полоскать.

Объясняют, как

отличить, чтобы

правильно

написать.

Дети делятся

своими

впечатлениями,

задают вопросы,

предлагают свои

варианты

каламбуров.

Задание на дом

личностные:

самоопределение,

регулятивные:

саморегуляция,

осознание качества и

уровня усвоения

знаний;

коммуникативные:

умение слушать,

принятие решения и

его реализация.

коммуникативные:

инициатива в выборе

задачи, поиск и сбор

информации;

логические: анализ

истинности

утверждений,

регулятивные: оценка результатов работы

Планируют

домашнее

задание,

защищают свой

выбор, используя

рассуждение:

тезис,

доказательства,

вывод.

Дети показывают

специальные

смайлики,

показывающие

степень

достижения

поставленной

цели -

познавательной,

эмоциональной


Какое домашнее

задание предлагаете?

Что ж, ребята,

молодцы!

Разобрались, удальцы!

Вот вам несколько

заданий, На основе

ваших знаний

Выполняйте их на пять,

Буду завтра всех вас

ждать!

Варианты заданий:

1. Сами придумывают

каламбур или

каламбуры (или свои

слова берут или по

опорным: попало -

попало; скат - скат;

спеши - спиши)

2.Найти примеры

каламбуров в

литературных

источниках.

Завтра у нас пройдёт

пресс-конференция по

теме " Каламбур" , под девизом:

Каламбур нам

помогает, Жизнь от скуки он спасает:

Критикует и смешит,

Многих очень веселит! (на экране запись)