СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме «Виды предложений по цели высказывания»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме «Виды предложений по цели высказывания»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме «Виды предложений по цели высказывания»»

Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме «Виды предложений по цели высказывания».

      Цели.

Обучающие:

  • ознакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания;

  • научить распознавать предложения по цели высказывания;

  • научить интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • научить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к русской литературе и культуре;

  • расширять  кругозора учащихся;

  • воспитывать эстетический вкус.

Оборудование урока:

«Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанский, В.В.Иванов

«Словарь русского языка» С.И.Ожегова

И.В.Даль «Толковый словарь живого великорусского народа»

Презентация (мультимедиа);

Раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся.

Методы:

  • постановка проблемного вопроса;

  • организация обсуждения материала;

  • тестирование;

  • написание сочинения-миниатюры.

Ход урока.

I. Проверка д/з: сочинение-миниатюра на тему «Золотая осень», «Поздняя осень» по вариантам. (3-4 человека).

    – Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень? Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и  золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

     Всем этим строка можно найти подтверждение в ваших сочинениях, а также в выставке на эту тему. Это еще и подготовка к осеннему балу.

     Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказкам А.С.Пушкина и познакомимся, какими по цели высказывания бывают предложения.                                                    

                                               

II. Пятиминутка для повторения.

Индивидуальная работа по карточкам.

1. Выдели из предложения именное словосочетание, произведи синтаксический разбор.

     Негде в тридевятом царстве,

     В тридесятом государстве,

     Жил-был славный царь Дадон.

2. Выдели из предложения глагольное словосочетание, произведи синтаксический разбор.

     Вот мудрец перед Дадоном

     Стал и вынул из мешка

     Золотого петушка.

3. Произведи морфологический разбор глагола.

     Наконец и в путь обратный

     Со своею силой ратной

     И с девицей молодой

     Царь отправился домой.

4. Произведи морфологический разбор прилагательного.

     Наконец и в путь обратный

     Со своею силой ратной

     И с девицей молодой3

     Царь отправился домой.

3 человека вызываются к доске. Они производят разборы самостоятельно.

1. Три д..вицы (под) окном пряли поз..но в..ч..рком.

а) синтаксический разбор предложения.

Дополнительные вопросы:

1. Из какой сказки отрывок?

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

2 .Какими правилами пользовался, вставляя пропущенные буквы?

3. Выдели из предложения глагольное словосочетание. Что называют словосочетанием?

2.  (под)окном – морфологический разбор

Дополнительный вопрос:

-Расскажи о существительном как о части речи.

3.  поз..но – фонетический разбор

Дополнительный вопрос:

Выдели из предложения именное словосочетание. Что не является словосочетанием? Приведи пример из предложения.

Работа для класса (в то время, когда одни работают по карточкам, другие – самостоятельно у доски).  (СЛАЙД № 2)

Учитель читает текст.

Из какой сказки А.С.Пушкина отрывок?

(«Сказка о золотом петушке».)

Докажите, что перед нами текст.

Озаглавьте отрывок.  ( «Просьба мудреца», «Выполни обещание», «Долг платежом красен».)

 

Комментируя вслух, ученики записывают предложения, вставляя пропущенные буквы.

(СЛАЙДЫ № 3-5)

Выделите грамматические основы в трех последних предложениях.

Что составляет грамматическую основу предложения?  

    В то время, когда учащиеся заняты самостоятельной работой (выделением грамматических основ), учитель производит проверку работ у доски и задает этим учащимся дополнительные вопросы. Дети, работающие по карточкам, сдают свои работы.

III. Словарно-орфографическая работа. (Занести слова в справочник, раздел «Словарь корней»)

а) -вест-: весть, весточка, повествовать, повествование, повествователь,  повествовательное (предложение)

б)  вопросительный  (работа с этимологией слова)

вопросить – заимствовано из ст.-сл. яз., в котором оно является производным с помощью приставки въ - –«в» от просити – спрашивать. («Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанский, В.В.Иванов)

в)  побудительный  – побуждающий к действию («Словарь русского языка» С.И.Ожегова)

 побуждать – понуждать, склонять, понукать, заставлять делать что-то(И.В.Даль «Толковый словарь живого великорусского народа»)

IV. Новая тема и закрепление.

Слово учителя.

- По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. (СЛАЙДЫ № 6-9)

     а) Если цель нашего высказывания - сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.

При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается. (СЛАЙД № 10)

Раз он в море закинул невод/

Пришел невод с одною тиной //

Произнесите правильно следующие повествовательные предложения: (СЛАЙД № 11)

1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

2. Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

3. В синем море звезды блещут, в синем море волны хлещут.

    б) Если цель высказывания - спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.

     В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве и др.

(СЛАЙД № 12)

Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?

Какие слова в этом предложении для смысла вопроса самые важные? На них падает логическое ударение.

На какие слова-помощники падает логическое ударение в следующих, диктуемых мною, предложениях? Я выделяю их, так как они, на мой взгляд, самые важные в этом вопросе.

1. Но из бочки кто их вынет?              («Сказка о царе Салтане»)

    Бог неужто их покинет?

2. Что ты тих, как день ненастный?   («Сказка о царе Салтане»)

    Опечалился чему?

3. Ладно ль за морем, иль худо?       («Сказка о царе Салтане»)

    И какое в свете чудо?

4. Что тебе надобно, старче?              («Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. Я ль на свете всех милее?               («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

–  Но такие слова  могут  стоять в различных частях предложения, особенно в поэтической речи.

Выдели интонацией (повышением голоса) нужные слова. (СЛАЙД № 13)

Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа. (СЛАЙД № 14)

По равнинам Окияна                                                 1.Да, по равнинам Окияна. (учитель)

Едет флот царя Салтана?                                     2. Да, едет.                             (1-й ряд)

                                                                                    3. Нет, не флот.                   (2-й ряд)

                                                                                  4. Да, Салтана.                       (3-й ряд)

        в)  Если цель высказывания – побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения.

        В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.  

– Прочитайте предложенные предложения, передавая голосом нужный оттенок.

(СЛАЙД №15)

1. Не губи ты нашу душу:                      (просьба-мольба)

    Выплесни ты нас на сушу!

2.  А теперь ты воротись,                    (дружеский совет)

     Не горюй и спать ложись.

 

3.  Лови, лови, да дави ее, дави             (приказ)

     Вот ужо! постой немножко

     Погоди…(А князь в окошко)

4..  Воротись, поклонися рыбке…        (категорический приказ)

V. (СЛАЙД №16   с гиперссылками). Найдите верный ответ. Какое утверждение верно?

VI. Вернемся к тексту, записанному в начале урока. Прочитайте его еще раз и подчеркните каждое предложение так: вопросительное подчеркните синей пастой, побудительное – зеленой, повествовательное не подчеркивайте.

. (СЛАЙДЫ № 20-24)

VII.   Закрепление.   Выполните тест( вычеркнуть неверные ответы).  

 (Приложение №1)

Тест

Вычеркни неверные варианты ответов.

вариант №1

1. Данное предложение  повествовательное.

а) Долго ль ездили? Куда?

б) Что ж, голубушки-сестрицы,

    Выбирайтесь из светлицы.

в) А ткачиха с поварихой,

    С сватьей бабой Бабарихой

    Обобрать его велят.

2. Данное предложение вопросительное.

а) Ты не лебедь ведь избавил,

    Девицу в живых оставил.

б) А кого же на примете ты имеешь?

в) Полно, князь, душа моя,

    Не печалься.

3. Данное предложение побудительное.

а) Помогите, ради бога.

б) И царицу в тот же час

    В бочку с сыном посадили.

в) В свете есть такие ль дива?

(Приложение №2)

Тест

Вычеркни неверные варианты ответов.

вариант №2

1. Данное предложение повествовательное.

а) Что я, царь или дитя?

б) Пораздумай ты путем.

в) Бьется лебедь средь зыбей,

    Коршун носится над ней.

2. Данное предложение вопросительное.

а) Белка песенки поет

    И орешки все грызет.

б) Аль откажешь мне в ответе?

в)  Матушка моя,

     Посмотрите вы туда.

3. Данное предложение побудительное.

а) Смилуйся, государыня рыбка.

б) Я там был; мед, пиво пил –

    И усы лишь обмочил.

в) Что ты, баба, белены объелась?

VIII .  Динамическая минутка.   

Ребята, давайте представим себя героями «Сказки о царе Салтане». Каждая девочка представит себя царевной Лебедью, а каждый мальчик – буйным ветром.

( Дети встают с мест и под музыку делают некоторые движения на снятие усталости).

IX. Сегодня мы совершили путешествие в мир сказок А.С.Пушкина, давайте вспомним название каждой:   (СЛАЙДЫ №25-29) 

1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

2. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

4. «Сказка о рыбаке и рыбке».

5. «Сказка о золотом петушке».

      – Несомненно, вы знакомы с этими сказками.  Какая-то сказка вам нравится больше.  Почему?   Итак, ответьте письменно на вопросы: (СЛАЙД № 30)

1. Какая сказка А.С. Пушкина тебе нравится больше?

2. Чему учит сказка?

3. Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания?

    У вас получится небольшой текст, озаглавим его словами Пушкина – «Сказка – ложь, да в ней намек…» Постарайтесь, чтобы в вашей миниатюре были разные предложения по цели высказывания. Вопросительные  подчеркните синей пастой, побудительный – зеленой, повествовательные не подчеркивайте.

Смотрите образец. (СЛАЙД № 31)

X. Рефлексия

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Для какой цели используется каждый из видов?

 XI.   Домашнее задание: выписать по 1 примеру на каждый вид предложения из любимой сказки А.С.Пушкина.