Форма организации учебной деятельности: комбинированная, групповая, парная, индивидуальная.
Основной целью урока является формирование грамотного письма.
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умение планировать, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух, оценивать достигнутые результаты.
- Знать о признаках производных непроизводных и производных предлогов, уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, учиться правильно писать предлоги, анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имён предлогов;
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I Организационный (2 минуты) | (Музыкальное оформление),(Слайд 2) Включение в деловой ритм. - Доброе утро, ребята! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Садитесь, пожалуйста, на свои места. Ребята, у вас есть любимые книги? Какие? Сегодня усваивать новую тему мы будем с всеми любимыми героями Гарри Поттером и его друзьями. В течение всего нашего урока нам будут помогать небольшие маршрутные листы, которые каждый из вас сдаст мне в конце урока. По итогам урока каждый из вас получит оценку.(Приложение 1) Возьмите листы в руки, рассмотрите, заполните графу имя и фамилия. Отложите свои листы на край стола. | Подготовка к работе. Учащиеся настраиваются на коллективную работу. Оформление маршрутного листа. | Словесная форма. | Личностные: умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности. Регулятивные: умение создать условия для целеполагания. Коммуникативные: умение слушать; осуществлять речевой контроль. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. (4 минуты) | 1.Попрошу вас посмотреть на слайд(Слайд 2)и ответить на мой вопрос. Что не так в письме? Какая часть речи необходима для того, чтоб текст был понятным? Давайте поможем Рону исправить ошибки, чтобы Гарри было легко и приятно читать текст. Для выполнения задания я попрошу вас поработать в парах.(Приложение 2). Проверим, что у нас получилось. Итак, вы действительно замечательно отредактировали текст. (Слайд 3) О какой части речи пойдет разговор на нашем уроке сегодня?(Слайд 4) 1) Назовите предлоги, которые мы вставили. Запишите их в своих маршрутных листах. Обсудим? Укажите предлог, который отличается от остальных предлогов. Назовите признаки предлогов. На какой вопрос отвечает данный предлог? Что обозначает? Каким членом предложения является? Это самостоятельная часть речи? Как он образован? Как называются предлоги, произведённые из других частей речи? Сформулируйте тему и цели урока. 2. Справедливо ли утверждение о том, что мы знаем все о предлогах? Сформулируйте тему и цель нашего сегодняшнего урока. Заполните ваши маршрутные листы. 3.Эпиграфом к уроку я взяла следующие слова (Слайд 5): А Шибаев Чудесный выдался денёк, А я учу предлоги… Я должен твёрдо знать урок: У нас учитель строгий. И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: - Что значит – «по»? Что значит – «за»? И «за», и «по» - предлоги… А хорошо бы – ЗА порог И – мчаться ПО дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? А нужно ли нам изучать предлоги? Зачем? Спрошу вас об этом в конце урока. | Слушают учителя, изучают предложенную информацию, отвечают на поставленные вопросы после работы в паре (Вставляют предлоги в отрывок текста, зачитывают получившееся, называют часть речи, ключевые слова связанные с темой, заполняют маршрутный лист). Определяют тему урока, ставят цель урока. Оформляют запись в листах. Слушают учителя, изучают предложенную информацию, отвечают на поставленные вопросы | Проблемная ситуация. Работа с деформированным текстом. Редактирование текста.Словесная форма. Фронтальная. Беседа. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: умение создать условия для целеполагания и планирования действий. Коммуникативные: умеют вступать диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | Уважительное отношение друг к другу, развитие умения слышать других при ответах на вопросы. |
III Изучение новой темы. Актуализация знаний. (12 минут) | Работа в парах Тема: Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги. ( Слайд 5) Цели: Научиться отличать производные и непроизводные предлоги, знать о признаках непроизводных и производных предлогов, научиться различать производные предлоги от самостоятельных частей речи. ( Слайд 6) Эпиграфом к уроку я взяла следующее стихотворение Шибаева (Н.Бородихина нам его прочтёт) (Слайд 7) Слайд8-совместная работа. Где мы можем взять информацию по сегодняшней теме? Откроем учебник стр 84, параграф 23 (читаем). Что узнали из параграфа? Как образуются производные предлоги? А как непроизводные? Что ещё узнали? Какие бывают предлоги по составу? Перелистните страницу и узнайте, как пишутся предлоги. Рассмотрим схему упр 550. (Приложение 3). 2. Для более продуктивной работы на следующем этапе попрошу вас объединиться в группы по 3-5 человек, выбрать того, кто будет фиксировать материал, того, кто будет отвечать и в течение 3 минут заполнить пропуски в выданном вам тексте (выдаёт раздаточный материал) окончена. Попрошу группы повернуться ко мне и по очереди рассказать о том, что получилось. Обратите внимание на порядковый номер выступления группы. ( Слайд 8 - 12) Пока одна из групп отвечает, я попрошу вас быть внимательными и дополнять ребят в случае необходимости, а также задавать вопросы. | Слушают учителя, распределяются на группы, заполняют листы с деформированным текстом об имени числительном.(Работают с раздаточным материалом). Каждая группа по очереди делится с одноклассниками получившимся текстом, остальные комментируют ответ, вносят корректировки. | Коллективная работа. Беседа. Исследовательская работа. Практический метод. | Личностные: умение обобщать полученный материал и делать вывод, взаимопроверка и взаимооценка. Регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: формулирование понятного для другого высказывания, умение строить речевое высказывание; умение вступать диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при коллективной работе. |
VI Применение полученных знаний (9 минут) | Слайд 13 5. Предлоги близкие по значению можно назвать…….. Теперь поработаем в парах: Приведём пример таких предлогов (чтобы выполнить задание, нужно объединить стрелками синонимичные предлоги в задании 5 в листе): Насчёт К Возле Из-за Позади В Несмотря на За Ради Для Внутри Около Навстречу Относительно Потом После Наподобие Вроде Проверяем!. (Приложение 4) Обменяйтесь с соседями листами. Проверим правильность ответов. 1гр -со 2, 2- с 3, 3- с 4, 5- с 6. 6-с1 ( Слайд 13) Приступим к заданию №6 на рабочей карте, поработаем в паре. -Что Вам надо сделать?(Выписать словосочетания с непроизводными предлогами и производными предлогами. (один-выписывает производные, другой ученик – непроизводные) ( Слайд 14)Переходит через улицу, задержка ввиду ремонта, подписывает на конверте, отступает от темы, разделить на пять, дом вблизи реки, бежать впереди всех, приехать спустя неделю, разговор насчёт отпуска, вдумается в смысл, прибавить к двум, прочитать в течение дня. Проверяем друг друга ( Слайд 15) - Составьте и запишите предложение с теми словамив написании которых у вас возникли трудности. ( Слайд 20) - Что у вас получилось? | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Объединяют фразеологизмы и их значение, вписывают числительные в нужном падеже. Выполняют взаимопроверку. Записывают предложение, озвучивают получившееся. | Индивидуальная работа, взаимопроверка. | Регулятивные: поиск пути решения проблемы; прогнозирование и корректировка своей деятельности. Познавательные: овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим); анализ и сравнение, построение логического рассуждения,выводов; извлечение информации, преобразование её и транслирование в других формах. Коммуникативные: свободное изложение свои мыслей в устной и письменной форме; умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при коллективной работе. |
IV Физкультминутка (2 минуты) | - Я буду читать вам небольшие предложения, а вас попрошу внимательно их слушать. Задача, сосчитать предлоги. И выполнить названное мною действие то количество раз, какое количество предлогов вы нашли в предложении. ( Приложение 5)( Слайд 16) 1.Встать с места. 2. Если предлог производный -подняться на носки, руки вверх, если непроизводный- присесть, руки вперед. 5. Сесть на место. Проверяем( слайд17) | Выполняют задание учителя. | Игровой приём. Здоровьесберегающая технология. | Личностные: осознание ценность здоровья. Познавательные: закрепление умения определять предлог выделять его среди других частей речи. | |
VI Применение полученных знаний (8 минут) | Самая уязвимая тема при изучении предлогов-их написание. От чего зависит написание таких слов как: в связи, наподобие, в следствие, ввиду? Важно не путать предлоги с омонимичными частями речи, потому что……………………………………………………. Для того, чтобы определить, какая перед нами часть речи нужно……………………………………….…………………… Положить на счёт(сущ.) в банке – договориться насчёт(предл.) поездки. В течении (сущ.) реки – в течение (предл.) часа. В следствии(сущ.) по делу - вследствие (предл.) непогоды. Применяем полученные знания на практике. Найдем в предложениях производные предлоги и объясним, от какой части речи они образованы: В течение недели мы подготовили материалы для доклада. Вопреки предсказаниям погода была хорошая. Благодаря учителю мы хорошо поняли новую тему. 1. Русский язык богат и прекрасен и волшебен. Без фраз заклинаний в нем не обходится. Главное, не менять их текст, ведь действие заклинания всегда зависит от правильности его произнесение. Как вы думаете, о каких заклинаниях речь? Конечно же, фразеологизмы. И в них тоже встречаются предлоги. - Я снова попрошу вас поработать в парах. Необходимо восстановить «заклинания», вставляя подходящие по смыслу предлоги, найти значение каждого заклинания и обозначить производность либо непроизводность предлогов. Маршрутные листы заполняем! - Повернитесь ко мне. Проверим, что же у нас получилось. Если вы считаете, что неверно, поднимайте руку, озвучивайте свой вариант. Итоговая проверка каждого ответа осуществляется посредством презентации (Слайд 22) - Скажите, пожалуйста, какими являются по своей структуре предлоги, встретившиеся вам в этом задании( простые/составные)? | Отвечают на вопрос учителя. Работают с фразеологизмами, записывая верный ответ на том же листе. По очереди называют получившийся ответ. Остальные корректируют. После обращаемся к слайдам презентации. | Коллективная работа. Беседа. Исследовательская работа. Практический метод. | Регулятивные: поиск пути решения проблемы; прогнозирование и корректировка своей деятельности. Познавательные: овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим); анализ и сравнение, построение логического рассуждения, выводов; извлечение информации, преобразование её и транслирование в других формах. Коммуникативные: свободное изложение свои мыслей в устной и письменной форме; умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при коллективной работе. |
VII Контроль усвоения знаний(3минуты) | Самостоятельно выполним тестовую работу. (слайд 22-27) Проверим себя: слайд 28 - Мы многое с вами успели повторить сегодня. Сейчас же я попрошу вас выполнить небольшую самостоятельную работу. Выполните морфологический разбор двух предлогов, встретившихся вам сегодня на уроке (одного производного и одного непроизводного. (Слайд 29) Ответьте на вопросы: -Какие морфологические признаки предлогов(бывают простые, составные и сложные, указывают на пространственные, временные, причинные, целевые, обьектные признаки, на меру и степень) - Что нужно помнить при написании предлогов ( со словами пишутся раздельно, написание производных предлогов нужно запоминать, отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи) | Письменно выполняют задание учителя. | Индивидуальная работа. | Регулятивные: поиск пути решения проблемы. Личностные: умение обобщать полученный материал и делать вывод. Познавательные: применение полученных знаний при выполнении практической работы. | |
VIIIПоведение итогов урока. Рефлексия (3 минуты) | В заключение нашего урока я попрошу вас ответить на несколько вопросов. - Сформулируйте ваше отношение к словам, взятым в качестве эпиграфа. - Какими были Гарри Поттер и его друзья? Какие их качества помогают им преодолевать трудности?(целеустремленными, настойчивыми и дружными) – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки, который дан в вашем маршрутном листе. (Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы ученикам на основе их самооценки) | Отвечают на вопросы учителя, оценивают себя при помощи маршрутного листа. | Фронтальный опрос. Маршрутные листы. | Регулятивные: соотношение цели и результаты своей деятельности, выбор критериев оценки и определять степень успешности работы. | Умение оценивать себя. Умение оценивать результат учебной деятельности. |
IX Домашнее задание (2 минуты) | Домашнее задание: 1. Всем. Для чего в нашей жизни необходимыпредлоги? (Записать развёрнутый ответ на вопрос, обязательно привести примеры 2. По желанию. Найти и выписать в тетрадь 10 фразеологизмов с производными предлогами. | Записывают домашнее задание, сдают маршрутные листы. | | | |