СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 8 классе на тему: «Понятие об обособлении»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1) Образовательная: дать понятие обособления, их роль в речи; обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через подводящий диалог, учить находить в  тексте смысловые отрезки – обособленные члены предложения;

2) Развивающая: развивать умение выделять обособленные члены предложения на письме и определять способ их выражения; создать условия для развития умений формулировать тему, учебную цель, делать самостоятельные выводы;

3) Воспитательная: воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение; воспитание стремления совершать добрые дела.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 8 классе на тему: «Понятие об обособлении»»
















Разработка урока русского языка

в 8 «в» классе

на тему: «Понятие об обособлении»



























Тема урока: Понятие об обособлении


Цели:

1) Образовательная: дать понятие обособления, их роль в речи; обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через подводящий диалог, учить находить в тексте смысловые отрезки – обособленные члены предложения;

2) Развивающая: развивать умение выделять обособленные члены предложения на письме и определять способ их выражения; создать условия для развития умений формулировать тему, учебную цель, делать самостоятельные выводы;

3) Воспитательная: воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение; воспитание стремления совершать добрые дела.

Задачи:

  1. Дать понятие обособления;

  2. Показать, что обособление – один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения;

  3. Сформировать умение выделять обособленные члены, проводить синонимическую замену обособленных членов, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах.


Планируемые результаты:

Предметные:

- распознавать обособленные члены предложения;

- строить речевых  высказываний с употреблением обособленных членов предложения.

Личностные:

- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие добра;

- воспитывать любовь к русскому языку;

- создавать внутреннюю мотивацию к учению.  

Познавательные:

- находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

- формировать навыки работы в парах, умение слушать товарищей.

Регулятивные:

- учить постановке цели работы;

- учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Метапредметные:

- искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

- формирование информационной компетенции работы с текстом.


Тип урока: урок открытия нового знания.

Методические приемы: «Гипотеза», приемы рефлексии, анализ предложений, текста.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная работа, взаимопроверка.

Оборудование урока: презентация, рабочие листы, Толковый словарь С.И. Ожегова.


Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности учащихся


  • приветствие учащихся

‒ Здравствуйте, садитесь!


  • приветствие гостей

  • Слушают

  • Успокаиваются

  • Последние приготовления к уроку (проверка учебных принадлежностей на столе)

1 мин.

2.

Определение темы и целей урока


(На экране демонстрируется слайд №1.)

‒ Прочтите на экране два предложения.

Согревающее всем сердца добро приносит людям счастье.


Добро, согревающее всем сердца, приносит людям счастье.

Что общего в этих предложениях?

Чем различаются эти предложения?

‒ Смысл предложения изменился?

‒ А что изменилось?

‒ В каком предложении есть паузы?

‒ Как вы думаете, если смысл одинаков, то с какой целью был изменен порядок слов? Что хотели показать интонацией?

‒ А что значит «выделение»? Давайте подберём к нему синонимы.

‒ Какая тема будет на сегодняшнем уроке?

‒ Откройте рабочие листы, запишите число и тему урока «Понятие об обособлении».

‒ Итак, что мы должны узнать сегодня нового на уроке? На какие проблемные вопросы нам предстоит найти ответы?






  • Наблюдают








Ответы учащихся.














Выслушиваются ответы учащихся.





Что такое обособление?

Какие члены предложения могут быть обособленными?

Как будем выделять на письме обособленные члены?


3 мин.

Объяснение нового материала

3.

Открытие нового знания

Проблемный вопрос. Беседа по вопросам.


Словарная работа.

‒ Чтобы узнать точное значение слова, к чему мы должны обратиться?

‒ Заглянем в словарь и найдем значение слова «обособить».






‒ Начнём мы с ключевого слова темы – «обособление». Подберите однокоренные слова к слову обособление?

‒ А теперь откройте учебник и прочитайте §47 на стр.158.

(На экране демонстрируется слайд №2.)

‒ Что еще вы нового узнали?

‒ А теперь, подтвердим мнение ученого А.М. Пешковского на практике.

(На экране демонстрируется слайд №3.)

‒ Прочитайте выразительно предложение. Найдем обособления.

‒ Найдите слово, к которому относится обособление. Как это слово называется? Выделим его.

‒ Какой вопрос задаём от слова приносит?

‒ Какой член предложения отвечает на этот вопрос, какую синтаксическую роль выполняет?

‒ Чем выражено? Выделим его в предложении.

‒ Как они выделяются на письме?

____________________________________

‒ Кто желает у доски работать?

‒ Добро, оно какое? Подберите к слову добро эпитеты/прилагательные.

‒ Находим обособления в предложении.

‒ Найдите слово, к которому относится обособление. Выделим его.

‒ Какой вопрос задаём от слова добро?

‒ Какой член предложения отвечает на этот вопрос, какую синтаксическую роль выполняет?

‒ Чем выражено? Выделим его в предложении.

‒ Обратите внимание на порядок слов, каков он?

‒ Как они выделяются на письме?

‒ Итак, подтвердили ли мы утверждение А.М. Пешковского, что основным условием обособления является интонация?

‒ Попробуйте сформулировать определение понятия «обособление» на основе рассмотренных примеров.


Парная работа.

ОБОСОБИТЬ:

Кого-что. Книжн. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду.
Что. Лингв. Сделать самостоятельным (по интонации), составной частью предложения,
обособленный. Стоящий особняком, отдельный.




Учащиеся читают. Работают с учебником.




Ответы учащихся.



Читают.

Добро приносит людям счастье, согревая всем сердца.

Ответы учащихся.












_____________________________

Один ученик работает у доски.






























Учащиеся сформулируют определение обособления.

Запись понятия в тетрадь.

11 мин.

4

Физминутка


‒ Давайте на минуту отвлечёмся перед тем, как приступить к работе с текстом. Василий Александрович Сухомлинский, педагог-новатор, когда-то сказал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». Давайте, для того чтобы заставить работать наш мозг в полную силу, выполним упражнения с кончиками пальцев. Сделаем небольшую гимнастику для глаз.

Обучающиеся производят смену деятельности: выполняют физические упражнения с кончиками пальцев, разминку для глаз.

1 мин.

5

Закрепление. Работа с текстом.


1. Прочитайте текст (текст на листах).

2. Как вы думаете, на какую тему размышляет автор?

3. А в чём было проявлено добро?

4. Каждый ли человек способен совершить такой поступок?

5. А что необходимо для героического поступка?

6. Правильно ли поступил офицер?

7. В каких предложениях есть обособленные члены предложения? Выделите графически и подчеркните их. Напишите номера предложений:

А) с обособленными определениями: 2, 9

Б) с обособленными обстоятельствами: 3, 7

8. А теперь предлагаю вам сделать нравственный выбор, послушайте внимательно.

А) Те, кто не пошел бы спасать утопающего, которым выше воинский долг, просто сидите, сложите руки.

Б) Те, кто хоть чуточку сомневался в правильности Постникова, поднимите руку.

В) Те, кто поступил бы так же, как сержант Постников, встаньте, пожалуйста.

9. Почему вы сделали такой выбор?

10. Садитесь, составьте 1 предложение о вашем выборе, используя обособленные члены предложения. И зачитайте свои ответы.

Один ученик читает текст.

Человек на часах

(1)Рядовой Постников был часовым в карауле. (2)Со стороны реки он услышал крики, взывающие о помощи. (3)Какой-то человек тонул, попав в полынью по неосторожности. (4)Покидать пост караульным было запрещено, но солдат не смог оставить человека в беде. (5)Он вытащил из ледяной воды утопающего.

(6)На дороге показались сани офицера. (7)Он, не задавая вопросов, забрал замерзающего человека и отвез его в штаб, а Постников вернулся на пост. (8)В штабе офицер сказал, что именно он спас утопающего. (9)Спасителем признают офицера, оказавшегося на месте событий.

(10)Добрые поступки совершать нужно не ради наград и почестей.


Учащиеся отвечают на вопросы по тексту.

Пишут номера предложений.

Ребята делают выбор.

Учащиеся составляют 1 предложение с обособленными членами.

10 мин.

6

Подведение итогов урока.



‒ Сегодня мы познакомились с обособлениями. Это только начало работы над ним.

‒ Первоначально мы поставили цели определённые. Мы достигли этих целей?

‒ Мы поняли, что такое обособление?

‒ Какие члены предложения могут обособляться?

‒ Как выделяются обособленные члены предложения?





Учащиеся отвечают.






2 мин.

7

Рефлексия.





Выставление оценок за урок.

1. Что я знаю…

2. Что я понял…

3. Над чем надо работать…

1 мин.

8

Домашнее задание.



Упражнение 290, стр. 161

Запись в дневнике.

1 мин.





























Рабочий лист к уроку

учени____ 8 «в» класса

____________________________

(фамилия, имя)



_________________________________________________

(дата)

Тема:_____________________________________________


Задание 1. Что общего в этих предложениях? Чем различаются эти предложения?

1) Согревающее всем сердца добро приносит людям счастье.___________________________________________ 2) Добро, согревающее всем сердца, приносит людям счастье.___________________________________________

Задание 2. Найдите в предложении обособления.

Добро приносит людям счастье, согревая всем сердца. ____________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Подберите к слову добро прилагательные.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4. Работа с текстом.


Человек на часах

(1)Рядовой Постников был часовым в карауле. (2)Со стороны реки он услышал крики, взывающие о помощи. (3)Какой-то человек тонул, попав в полынью по неосторожности. (4)Покидать пост караульным было запрещено, но солдат не смог оставить человека в беде. (5)Он вытащил из ледяной воды утопающего.

(6)На дороге показались сани офицера. (7)Он, не задавая вопросов, забрал замерзающего человека и отвез его в штаб, а Постников вернулся на пост. (8)В штабе офицер сказал, что именно он спас утопающего. (9)Спасителем признают офицера, оказавшегося на месте событий.

(10)Добрые поступки совершать нужно не ради наград и почестей.

Задания по тексту


1. Тема текста: ____________________________________


2. В каких предложениях есть обособленные члены? Выделите и подчеркните их. Напишите номера предложений:

А) с обособленными определениями: _________________

Б) с обособленными обстоятельствами: _______________

Оценка: ________


3. Как вы поступаете на месте Постникова? Составьте одно предложение о вашем выборе, используя обособленные члены предложения. ___________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________