Урок- квест в 9 классе «Фразеология»
Нечаева Татьяна Михайловна
учитель русского языка и литературы МОУ «Кабановская СОШ»,Орехово-Зуевский городской округ
Урок русского языка в 9-м классе
Тема урока: Фразеология
Цели:
образовательные: Повторить и закрепить основные темы раздела «Фразеология»; Совершенствовать навыки использования фразеологизмов в речи.
развивающие: Развивать умения логически мыслить, используя литературный язык; развивать умения слушать, аргументировать, доказывать; продолжить работу по развитию связной речи, формированию самостоятельного мышления, познавательных и творческих способностей, формированию информационно-коммуникативной грамотности, употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи.
воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, прививать эстетическому отношению к слову. Воспитывать ответственность и сознание личной и общественной значимости учения.
Тип урока: урок комплексного повторения и применения знаний, умений и навыков учащихся, урок формирования коммуникативной компетенции и отдельных проектных умений.
Форма урока: урок-практикум
Планируемые результаты урока:
Предметные:
-знают определение и особенности фразеологизмов;
-знаюто выразительной функции фразеологизмов;
- умеют употреблять фразеологизмы в речи ;
- умеют находить фразеологизмы в тексте ;
- умеют определять синтаксическую роль фразеологизмов.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- понимают и формулируют проблему с помощью учителя,
- формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;
- планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
- самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,
- вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.
Коммуникативные УУД:
- работают в группе: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленной целью;
- выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;
- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;
-слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
- проявляют толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах.
Познавательные УУД:
-владеют приемами работы с материалом урока;
-анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,
-строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- дают обоснованный ответ на поставленный вопрос;
- умеютвыстраивать логическую цепочку: тезис - аргументы - вывод;
- развивают навыки проектной деятельности.
Личностные УУД:
- приобретают мотивацию к учебной деятельности и понимают личностный смысл учения;
- умеют эмоционально переживать содержание художественного текста;
- развивают эстетические чувства, доброжелательность, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей;
- осознание уверенности в своих силах при сдаче экзамена по русскому языку.
Ход урока:
I
Добрый день, ребята! Каждый день, каждый урок дарят вам радость открытий, вы обогащаетесь не только интеллектуально, но и духовно. Очень надеюсь, что и сегодняшнее занятие не станет исключением (Запись число/классная работа).Скажите,какое слово в английском языке передает смысл фразы « движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо.»? ( «Quest» по-английски означает «поиск».)Что же станет предметом нашего поиска? Обратимся к эпиграфу.
II Актуализация знаний.
Эпиграф на доске.
Самоцветы , серебряные нити,придающие ткани русского языка неповторимую расцветку и блеск.( Виктор Владимирович Виноградов ).
Н
Фразеологизмы
а доске ( ) I КЛАСТЕР
Не выделяютя/разделяются
Могут иметь синонимы и антонимы
неде лимы
-Помогу вам определиться с направлением мыслей.
Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности:что-то перемешать,зафиксирвать... Но однажды мастер взял и соединил их в одну целую деталь.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания .
-Догадались,о чем мы будем говорить? –фразеологизмы .А как называется наука,изучающая фразеологизмы ?-Фразеология. ( Обратимся к кластеру и внесем отправную точку нашего квеста –У: Фразеология. Фразеологизмы)
III Целеполагание
-Так ли уж не знаком нам объект поиска? Мы с ним встречались? Так для чего мы возвращаемся вновь ( 6 задание ОГЭ)
Какова цель? (Цель нашего сегодняшнего занятия: повторить и систематизировать знания о фразеологизмах, совершенствовать умения «видеть»образные возможности фразеологизмов и умело использовать их в речи; продолжить работу по подготовке к ОГЭ
Планирование деятельности.
Начинаем работать засучив рукава, Категорически запрещаю валять дурака или считать ворон. Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу. Учитель Не потеряться на маршруте нашего Квеста вам помогут Информационные листы, а результаты поиска вы будете заносить в ТЕТРАДЬ . КЛАСТЕР на доске и в тетрадях станет фиксировать наши выводы. /РАЗДАТЬ МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ/
IV Применение знаний и умений в учебной ситуации
Учитель: - Чтобы мы с вами не блуждали в потемках и имели представление о предмете речи,давайте дадим определение фразеологизмов.
Определение фразеологизмов
Уч.: Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или предложению
1 этап -На первом этапе нашего квеста капитаном будет.. (На доске по карточке заданию.)
Карточка 1 Запишите предложения. Выполните задания.
1 Обетованная земля цвела. 2 От восторга Коврин был на седьмом небе.3 Родные пенаты стали земным раем для него .
1 предложение подчеркните подлежащее.
2 предложение подчеркните сказуемое
3 предложение подчеркните подлежащее и сказуемое.
.
У: - Какой вывод сделаем о синтаксической роли? (Выступают в роли одного члена предложения - НЕДЕЛИМЫ /Кластер/ ОЦЕНКА КАПИТАНУ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
1. Обе руки вверх, если вы на уроке работали в поте лица
2. Хлопните над головой ,если у сегодня всё горело в руках.
3. Руки перед собой ,если вы не гоняли лодыря.
2 этап У: Продолжаем наш квест с помошником капитана..
Карточка 2 Запишите предложени. Укажите цифры, где должна стоять запятая.
Ни с того(1) ни с сего залаяли собаки (2) и вслед за ними ни к селу (3) ни к городу заголосили петухи(4) когда Мишка (5) затаив дыхание (6 ) выскользнул в окно дедовой избы.
24
У: Каким правилом вы руководствовались, в отношении цифр.икоторые не выбрали? ( Фразеологизмы не выделяются и не разделяются запятой) Заносим в КЛАСТЕР.
У: А как нам это пригодится в ОГЭ?( 3 задание) ОЦЕНКА ПОМОЩНИКУ КАПИТАНА? .
3 этап У: Как опытные игроки,вы теперь сами сможем пройти очередной этап квеста.Маршрутный лист.Выписать фразеологизмы. 1 вариант подобрать синонимы; 2 вариант подобрать антонимы.
Задание 1
Вариант1 Выписать фразеологизмы. Подобрать фразеологизмы – синонимы.Записать в тетрадь Вариант 2 Выписать фразеологизмы. Подобрать фразеологизмы – антонимы. Записать в тетрадь. | Синонимы | Антонимы |
1 Бригада работала до седьмого пота. | Не покладая рук | спустя рукава, |
2 Домой он плелся черепашьим шагом. | нога за ногу, | летел на всех парусах |
3 За тучами ни зги не видно | Хоть глаз выколи | Хоть иголки собирай |
Слова для справок: лететь на всех парусах, не покладая рук, хоть иголки собирай ,нога за ногу, спустя рукава, хоть глаз выколи.
У: - Проверка .Какое свойство фразеологизмов мы должны записать в КЛАСТЕР?(Могут иметь синонимы и антонимы).В каком задании нам это нужно знать?(Задание 8)
4. У: А в каком задании ОГЭ Фразеологизм у нас главный герой?( 7 задание.В ваших маршрутных листах есть такое задание.Выполните его в парах.)
4 этап Задание 2
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
V Итог урока - У: Посмотрите,вы заполнили все разделы кластера,значит,наш квест пройден и ЦЕЛЬ УРОКА ДОСТИГНУТА? мы можем дать полную характеристику фразеологизма. (Ответ учащегося)
-У: Но мы не можем не выразить свое отношение к словам Виноградова в эпиграфе. Согласны вы с ним?(Ответы учащихся)
VI Рефлексия учебной деятельности на уроке
У: Шёл мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма.
Мудрец остановил их и задал каждому один и тот же вопрос: "Что ты делал целый день?"
Первый ответил, что целыйй день возил эти проклятые камни. Второй ответил: "Добросовестно выполнял свою работу", а третий: "Строил храм".
- Поднимите руки те, кто сегодня строил с нами храм науки.
- Поднимите руки те, кто добросовестно выполнял свою рабту.
- И те.кто возил проклятые камни..
Д/з Я подготовила для вас по материалам ОБЗ список фразеологизмов и прикреплю его в журнале.Вы составите и запишите в тетради 10 предложений,а в перспективе выучите значения.
Карточка 1 Запишите предложения. Выполните задания.
1 Обетованная земля цвела. 2 От восторга Коврин был на седьмом небе.
3 Родные пенаты стали земным раем для него .
1 предложение подчеркните подлежащее.
2 предложение подчеркните сказуемое
3 предложение подчеркните подлежащее и сказуемое.
Карточка 2 Запишите предложение. Укажите цифры, где должна стоять запятая.
Ни с того(1) ни с сего залаяли собаки (2) и вслед за ними ни к селу (3) ни к городу заголосили петухи (4) когда Мишка (5) затаив дыхание (6 ) выскользнул в окно дедовой избы.
Маршрутный лист
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или предложению
3 этап Задание 1.
Вариант1 Выписать фразеологизмы. Используя слова для справовок, подобрать фразеологизмы – синонимы. Записать в тетрадь.
Вариант 2 Выписать фразеологизмы. Подобрать фразеологизмы – антонимы. Записать в тетрадь
. |
1 Бригада работала до седьмого пота. |
2 Поезд плелся черепашьим шагом. |
3 За тучами ни зги не видно |
Слова для справок: лететь на всех парусах, не покладая рук, хоть иголки собирай ,нога за ногу, спустя рукава, хоть глаз выколи.
4 этап Задание 2
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
Что это?” Загадки-шутки (резерв)
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь исчезнет; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
Ее проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут и дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.