СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 9 классе Квест-игра "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 9 классе Квест-игра "Фразеологизмы"»

Урок- квест в 9 классе «Фразеология»


Нечаева Татьяна Михайловна


учитель русского языка и литературы МОУ «Кабановская СОШ»,Орехово-Зуевский городской округ

















































Урок русского языка в 9-м классе

Тема урока: Фразеология

Цели:

образовательные: Повторить и закрепить основные темы раздела «Фразеология»; Совершенствовать навыки использования фразеологизмов в речи.

развивающие: Развивать умения логически мыслить, используя литературный язык; развивать умения слушать, аргументировать, доказывать; продолжить работу по развитию связной речи, формированию самостоятельного мышления, познавательных и творческих способностей, формированию информационно-коммуникативной грамотности, употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи.

воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, прививать эстетическому отношению к слову. Воспитывать ответственность и сознание личной и общественной значимости учения.

Тип урока: урок комплексного повторения и применения знаний, умений и навыков учащихся, урок формирования коммуникативной компетенции и отдельных проектных умений.

Форма урока: урок-практикум


Планируемые результаты урока:

Предметные:

-знают определение и особенности фразеологизмов;

-знаюто выразительной функции фразеологизмов;

- умеют употреблять фразеологизмы в речи ;

- умеют находить фразеологизмы в тексте ;

- умеют определять синтаксическую роль фразеологизмов.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- понимают и формулируют проблему с помощью учителя,

- формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;

- планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

- самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,

- вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

Коммуникативные УУД:

- работают в группе: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленной целью;

- выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;

- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

-слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

- проявляют толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах.

Познавательные УУД:

-владеют приемами работы с материалом урока;

-анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

-строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- дают обоснованный ответ на поставленный вопрос;

- умеютвыстраивать логическую цепочку: тезис - аргументы - вывод;

- развивают навыки проектной деятельности.

Личностные УУД:

- приобретают мотивацию к учебной деятельности и понимают личностный смысл учения;

- умеют эмоционально переживать содержание художественного текста;

- развивают эстетические чувства, доброжелательность, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей;

- осознание уверенности в своих силах при сдаче экзамена по русскому языку.























































Ход урока:

I

Добрый день, ребята! Каждый день, каждый урок дарят вам радость открытий, вы обогащаетесь не только интеллектуально, но и духовно. Очень надеюсь, что и сегодняшнее занятие не станет исключением (Запись число/классная работа).Скажите,какое слово в английском языке передает смысл фразы «  движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо.»? ( «Quest» по-английски означает «поиск».)Что же станет предметом нашего поиска? Обратимся к эпиграфу.

II Актуализация знаний.

Эпиграф на доске.

Самоцветы , серебряные нити,придающие ткани русского языка неповторимую расцветку и блеск.( Виктор Владимирович Виноградов  ).


Н

Фразеологизмы

а доске ( ) I КЛАСТЕР



Не выделяютя/разделяются

Могут иметь синонимы и антонимы


неде лимы




-Помогу вам определиться с направлением мыслей.

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности:что-то перемешать,зафиксирвать... Но однажды мастер взял и соединил их в одну целую деталь.

Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания .

-Догадались,о чем мы будем говорить? –фразеологизмы .А как называется наука,изучающая фразеологизмы ?-Фразеология. ( Обратимся к кластеру и внесем отправную точку нашего квеста –У: Фразеология. Фразеологизмы)

III Целеполагание

-Так ли уж не знаком нам объект поиска? Мы с ним встречались? Так для чего мы возвращаемся вновь ( 6 задание ОГЭ)

Какова цель? (Цель нашего сегодняшнего занятия: повторить и систематизировать знания о фразеологизмах, совершенствовать умения «видеть»образные возможности фразеологизмов и умело использовать их в речи; продолжить работу по подготовке к ОГЭ


Планирование деятельности.

Начинаем работать засучив рукава, Категорически запрещаю валять дурака или считать ворон. Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу. Учитель Не потеряться на маршруте нашего Квеста вам помогут Информационные листы, а результаты поиска вы будете заносить в ТЕТРАДЬ . КЛАСТЕР на доске и в тетрадях станет фиксировать наши выводы. /РАЗДАТЬ МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ/


IV Применение знаний и умений в учебной ситуации

Учитель: - Чтобы мы с вами не блуждали в потемках и имели представление о предмете речи,давайте дадим определение фразеологизмов.

Определение фразеологизмов

Уч.: Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или предложению


1 этап -На первом этапе нашего квеста капитаном будет.. (На доске по карточке заданию.)

Карточка 1 Запишите предложения. Выполните задания.

1 Обетованная земля цвела. 2 От восторга Коврин был на седьмом небе.3 Родные пенаты стали земным раем для него .

1 предложение подчеркните подлежащее.

2 предложение подчеркните сказуемое

3 предложение подчеркните подлежащее и сказуемое.

.

У: - Какой вывод сделаем о синтаксической роли? (Выступают в роли одного члена предложения - НЕДЕЛИМЫ /Кластер/ ОЦЕНКА КАПИТАНУ.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1. Обе руки вверх, если вы на уроке работали в поте лица

2. Хлопните над головой ,если у сегодня всё горело в руках.

3. Руки перед собой ,если вы не гоняли лодыря.


2 этап У: Продолжаем наш квест с помошником капитана..

Карточка 2 Запишите предложени. Укажите цифры, где должна стоять запятая.

Ни с того(1) ни с сего залаяли собаки (2) и вслед за ними ни к селу (3) ни к городу заголосили петухи(4) когда Мишка (5) затаив дыхание (6 ) выскользнул в окно дедовой избы.

24

У: Каким правилом вы руководствовались, в отношении цифр.икоторые не выбрали? ( Фразеологизмы не выделяются и не разделяются запятой) Заносим в КЛАСТЕР.

У: А как нам это пригодится в ОГЭ?( 3 задание) ОЦЕНКА ПОМОЩНИКУ КАПИТАНА? .


3 этап У: Как опытные игроки,вы теперь сами сможем пройти очередной этап квеста.Маршрутный лист.Выписать фразеологизмы. 1 вариант подобрать синонимы; 2 вариант подобрать антонимы.


Задание 1

Вариант1 Выписать фразеологизмы. Подобрать фразеологизмы – синонимы.Записать в тетрадь


Вариант 2 Выписать фразеологизмы. Подобрать фразеологизмы – антонимы. Записать в тетрадь.


Синонимы

Антонимы

1 Бригада работала до седьмого пота.

Не покладая рук

спустя рукава,

2 Домой он плелся черепашьим шагом.

нога за ногу,

летел на всех парусах

3 За тучами ни зги не видно

Хоть глаз выколи


Хоть иголки собирай


Слова для справок: лететь на всех парусах, не покладая рук, хоть иголки собирай ,нога за ногу, спустя рукава, хоть глаз выколи.

У: - Проверка .Какое свойство фразеологизмов мы должны записать в КЛАСТЕР?(Могут иметь синонимы и антонимы).В каком задании нам это нужно знать?(Задание 8)

4. У: А в каком задании ОГЭ Фразеологизм у нас главный герой?( 7 задание.В ваших маршрутных листах есть такое задание.Выполните его в парах.)










4 этап Задание 2

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.


V Итог урока - У: Посмотрите,вы заполнили все разделы кластера,значит,наш квест пройден и ЦЕЛЬ УРОКА ДОСТИГНУТА? мы можем дать полную характеристику фразеологизма. (Ответ учащегося)


-У: Но мы не можем не выразить свое отношение к словам Виноградова в эпиграфе. Согласны вы с ним?(Ответы учащихся)


VI Рефлексия учебной деятельности на уроке

У: Шёл мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма.

Мудрец остановил их и задал каждому один и тот же вопрос: "Что ты делал целый день?"

Первый ответил, что целыйй день возил эти проклятые камни. Второй ответил: "Добросовестно выполнял свою работу", а третий: "Строил храм".

- Поднимите руки те, кто сегодня строил с нами храм науки.

- Поднимите руки те, кто добросовестно выполнял свою рабту.

- И те.кто возил проклятые камни..

Д/з Я подготовила для вас по материалам ОБЗ список фразеологизмов и прикреплю его в журнале.Вы составите и запишите в тетради 10 предложений,а в перспективе выучите значения.

























Карточка 1 Запишите предложения. Выполните задания.


1 Обетованная земля цвела. 2 От восторга Коврин был на седьмом небе.

3 Родные пенаты стали земным раем для него .


1 предложение подчеркните подлежащее.

2 предложение подчеркните сказуемое

3 предложение подчеркните подлежащее и сказуемое.











Карточка 2 Запишите предложение. Укажите цифры, где должна стоять запятая.



Ни с того(1) ни с сего залаяли собаки (2) и вслед за ними ни к селу (3) ни к городу заголосили петухи (4) когда Мишка (5) затаив дыхание (6 ) выскользнул в окно дедовой избы.























Маршрутный лист


Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или предложению


3 этап Задание 1.

Вариант1 Выписать фразеологизмы. Используя слова для справовок, подобрать фразеологизмы – синонимы. Записать в тетрадь.

Вариант 2 Выписать фразеологизмы. Подобрать фразеологизмы – антонимы. Записать в тетрадь

.

1 Бригада работала до седьмого пота.

2 Поезд плелся черепашьим шагом.

3 За тучами ни зги не видно


Слова для справок: лететь на всех парусах, не покладая рук, хоть иголки собирай ,нога за ногу, спустя рукава, хоть глаз выколи.



4 этап Задание 2


Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.


 1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.












Что это?” Загадки-шутки (резерв)

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь исчезнет; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

Ее проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут и дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.