СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока с использованием элементов коллективного способа обучения в условиях ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) перед учителем стоит задача не только передать знания, но и сформировать у младших школьников универсальные учебные действия (УУД), развить их познавательную активность и самостоятельность. Одним из эффективных инструментов для достижения этих целей является использование элементов коллективного способа обучения (КСО).

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока с использованием элементов коллективного способа обучения в условиях ФГОС НОО»

Разработка урока с использованием элементов коллективного способа обучения в условиях ФГОС НОО

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) перед учителем стоит задача не только передать знания, но и сформировать у младших школьников универсальные учебные действия (УУД), развить их познавательную активность и самостоятельность. Одним из эффективных инструментов для достижения этих целей является использование элементов коллективного способа обучения (КСО).

Что такое коллективный способ обучения?

КСО – это организация учебного процесса, при которой каждый ученик активно участвует в обучении других, а обучение происходит в процессе взаимодействия и сотрудничества. В отличие от традиционного фронтального обучения, КСО предполагает активную роль каждого ученика в процессе познания, развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде и брать на себя ответственность за результат.

Преимущества использования элементов КСО в начальной школе:

Активизация познавательной деятельности: Ученики не просто пассивно слушают учителя, а активно участвуют в обсуждении, объяснении материала друг другу, решении проблемных ситуаций.
Развитие коммуникативных навыков: Работа в парах, группах, ротациях способствует развитию умения слушать и слышать, аргументировать свою точку зрения, находить компромиссы.
Формирование УУД: КСО способствует формированию регулятивных (планирование, контроль, оценка), познавательных (анализ, синтез, сравнение, обобщение), коммуникативных (сотрудничество, взаимодействие) и личностных (самоопределение, смыслообразование) УУД.
Повышение мотивации к обучению: Интересные формы работы, возможность проявить себя, помочь товарищу, создают положительный эмоциональный фон и повышают интерес к предмету.
Индивидуализация обучения: Ученики с разным уровнем подготовки могут помогать друг другу, объяснять материал в доступной форме, что способствует более глубокому пониманию темы.
Развитие ответственности: Каждый ученик чувствует себя ответственным не только за свой результат, но и за результат всей группы.

Элементы КСО, которые можно использовать на уроках в начальной школе:

Работа в парах:
Взаимоопрос: Ученики по очереди задают друг другу вопросы по изученному материалу.
Взаимопроверка: Ученики проверяют работы друг друга по заданным критериям.
Объяснение материала: Один ученик объясняет другому новую тему или сложный момент.
Решение задач: Ученики совместно решают задачи, обсуждая каждый шаг.
Работа в малых группах (3-5 человек):
Мозговой штурм: Группа генерирует идеи по заданной теме.
Решение проблемных ситуаций: Группа совместно ищет решение проблемы.
Проектная деятельность: Группа работает над созданием проекта.
Ролевые игры: Ученики разыгрывают сценки, моделирующие реальные ситуации.
Ротация станций: Ученики по очереди работают на разных станциях, выполняя различные задания по теме.
Обучение в сотрудничестве (Jigsaw): Ученики изучают разные аспекты темы, а затем делятся своими знаниями с другими.
Метод "Учитель - ученик": Ученик, хорошо усвоивший материал, объясняет его другим.

Этапы разработки урока с использованием элементов КСО:

1. Определение темы и цели урока: Четко сформулируйте тему и цели урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
2. Выбор элементов КСО: Определите, какие
2. Выбор элементов КСО: Определите, какие элементы КСО наиболее подходят для достижения поставленных целей и задач урока, учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки и специфику предмета.
3. Планирование деятельности учащихся: Разработайте подробный план деятельности учащихся на каждом этапе урока, предусматривая различные формы работы (индивидуальную, парную, групповую), задания разного уровня сложности и время, необходимое для их выполнения.
4. Подготовка материалов: Подготовьте необходимые материалы для работы в парах и группах (карточки с заданиями, тексты, иллюстрации, схемы, таблицы и т.д.).
5. Разработка критериев оценивания: Разработайте четкие критерии оценивания работы учащихся в парах и группах, чтобы они понимали, что от них требуется и как будет оцениваться их работа.
6. Организация пространства: Организуйте учебное пространство таким образом, чтобы учащимся было удобно работать в парах и группах.
7. Инструктаж: Перед началом работы четко проинструктируйте учащихся о правилах работы в парах и группах, о распределении ролей (если это необходимо), о времени, отведенном на выполнение задания, и о критериях оценивания.
8. Контроль и коррекция: В процессе работы наблюдайте за деятельностью учащихся, оказывайте им необходимую помощь и поддержку, корректируйте их действия, если это необходимо.
9. Рефлексия: В конце урока проведите рефлексию, в ходе которой учащиеся смогут оценить свою работу в парах и группах, поделиться своими впечатлениями и выводами.

Пример разработки урока с использованием элементов КСО (математика, 2 класс):

Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток.

Цель: Закрепить умение складывать и вычитать двузначные числа без перехода через десяток.

Задачи:

Образовательные: Закрепить алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток.
Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память, умение работать в паре и группе.
Воспитательные: Воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности за результат своей работы и работы группы.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: Практический, проблемный, частично-поисковый.

Оборудование: Учебник математики, карточки с заданиями, листы самооценки, маркеры, доска.

Ход урока:

1. Организационный момент (1 минута): Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний (5 минут):
Устный счет (индивидуальная работа).
Повторение алгоритма сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток.
3. Работа в парах (10 минут):
Задание: Решить примеры на сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток (карточки с заданиями).
Взаимопроверка: Ученики обмениваются карточками и проверяют работы друг друга.
Обсуждение ошибок: Ученики обсуждают ошибки и помогают друг другу их исправить.
4. Физкультминутка (2 минуты):
5. Работа в группах (15 минут):
Задание: Решить задачу (карточка с заданием).
Обсуждение решения: Ученики обсуждают решение

5. Работа в группах (15 минут):

Задание: Решить задачу (карточка с заданием). Задача может быть представлена в виде текста, схемы или рисунка. Важно, чтобы задача требовала применения навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток.
Обсуждение решения: Ученики обсуждают решение задачи в группе, предлагая свои варианты и аргументируя их. Важно, чтобы каждый член группы принимал участие в обсуждении.
Выбор оптимального решения: Группа выбирает оптимальное решение задачи, которое они считают наиболее правильным и обоснованным.
Представление решения: Один из членов группы (или несколько) представляет решение задачи классу.
Обсуждение представленных решений: Класс обсуждает представленные решения, задает вопросы и высказывает свои мнения. Учитель направляет обсуждение и помогает учащимся прийти к правильному ответу.

6. Самостоятельная работа (7 минут):

Задание: Решить примеры на сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток (учебник или карточки с заданиями). Задания должны быть разного уровня сложности, чтобы каждый ученик мог выбрать задание, соответствующее его уровню подготовки.
Самопроверка: Ученики проверяют свои работы по ключу, предложенному учителем.

7. Рефлексия (5 минут):

Вопросы для обсуждения:
Что нового вы узнали на уроке?
Что было самым интересным?
Что было самым сложным?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Как вы оцениваете работу своей пары/группы?
Лист самооценки: Ученики заполняют лист самооценки, в котором оценивают свою работу на уроке по различным критериям (активность, участие в обсуждении, правильность выполнения заданий и т.д.).

8. Домашнее задание (1 минута):

Учебник: выполнить упражнения по теме урока.
Дополнительное задание (по желанию): придумать задачу на сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток.

Пример карточки с заданием для работы в парах:

Карточка №1

1. Решите примеры:
23 + 14 =
45 - 21 =
32 + 25 =
68 - 34 =
2. Проверьте ответы друг друга.
3. Если есть ошибки, помогите друг другу их исправить.

Пример карточки с заданием для работы в группах:

Карточка №2

В саду росло 35 яблонь и 22 груши. Сколько всего деревьев росло в саду?

1. Обсудите задачу в группе.
2. Предложите разные способы решения.
3. Выберите оптимальный способ решения.
4. Запишите решение задачи.
5. Подготовьтесь представить решение задачи классу.

Пример листа самооценки:

Лист самооценки

ФИО:

Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

| Критерий | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Нужно поработать |
| :-------------------------------------- | :------ | :----- | :----------------- | :--------------- |
| Активность на уроке | | | | |
| Участие в обсуждении | | | | |
| Правильность выполнения заданий | | | |