Постановка цели и задач урока. Задача: мотивация учебной деятельности учащихся. | Предлагает детям вспомнить тему прошлого урока. Выясняет, были ли вопросы по домашнему заданию, попутно просматривая их наличие в тетрадях учащихся. Предлагает подумать, так ли хорошо они усвоили материал по теме. Подводит учеников к пониманию того, что материал нужно закрепить, чем они и будут заниматься на уроке. Раздает листы самооценки. Объясняет учащимся, что урок будет содержать элементы краеведения. А также работу с географическими картами. Предлагает учащимся напомнить, какие основные понятия были рассмотрены по теме. | Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод, что тему нужно закрепить. Записывают её в тетрадях. Рассматривают лист самооценки. Вспоминают основные понятия. | Слайды №1-2 | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. |
Актуализация знаний. Задача: повторение изученного материала, необходимого для формирования учебных навыков по теме и выявление затруднений в деятельности каждого учащегося | 1. Проверяет уровень сформированности теоретических знаний и практических навыков учащихся в процессе выполнения устных и письменных заданий по слайдам презентации, организует обсуждение и подводит к выводам. Повторение материала: 1. Единицы измерения длины (устно) Мы с вами живем в замечательном крае, название которого мы прочитаем, выполнив следующее задание. Заполнить пропуски-вопросы 6 м = ? см 5 км = ? см 13 км = ? м 2 см = ? м 14 м = ? км 26 см =? Км 5 дм = ?см 7 дм = ? м Предлагает соотнести полученные результаты с буквами. 2. Определение отношения. Устные задания: На картинке длина флага Мордовии 20 см, на самом деле- 1,5 м. Найти отношения этих длин. Буратино решил найти отношение массы котенка (300 гр) к массе кошки (3 кг). Составил отношение 300:3 и получил, что котенок в 100 раз тяжелее кошки. Прав ли он? Письменное задание: Наш Рузаевский район является частью Мордовского края. В нем проживает около 47000 населения, примерная численность населения всей Мордовии 819000 человек. Во сколько раз численность населения нашего района меньше численности живущих в Республике Мордовия? 3. Пропорции (устно). Определение пропорции, ее членов и свойства. Прямая и обратная пропорциональность. Предлагает определить вид пропорции в пословицах: Чем выше пень, тем выше тень. Поменьше говори, побольше услышишь. 4. Масштаб (устно) Дать определение масштаба. Что означает масштаб 1: 1000; 1000:1. В каких случаях они применяются? | 1. Учащиеся выполняют устные и письменные задания по слайдам презентации, участвуют в обсуждении трудных или спорных вопросов. Работа в группах: первая выполняет 1-4, вторая – 5-8 задания. Выполняя задание, получают слово МОРДОВИЯ. Видят на доске государственные символы нашей республики. Объясняют способ решения предлагаемых учителем задач. Анализируют задачу, делают выводы. Решают ее правильно. Дают определение пропорции, называют ее члены и свойство. Анализируют различие двух пропорциональностей | Слайды №3-7 | Коммуникативные: умение слушать, воспринимать вопросы, анализировать ответы на вопросы, находить ошибки, работать в группах. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задач, умение чётко отвечать на поставленные вопросы. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Личностные: установление связи между изучаемой темой и практическими задачами из окружающей жизни. |
Физкультминутка | А теперь, ребята встали, Быстро руки вверх подняли В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело. | Выполняют упражнения разминки | | |
Закрепление знаний Задача: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | Предлагает письменно решить задачи: Задача 1. Перед вами карта республики Мордовия с масштабом 1:1000 000. Какова длина отрезка на карте между городом Рузаевка и столицей нашей республики- городом Саранск, если на местности она составляет 20 км? Задача 2. В республике Мордовия зарегистрировано более 1 тысячи видов из 22 отрядов насекомых. Среди них яркой окраской выделяется бабочка- махаон, размах крыльев которой среднем равен 75 мм. Каково будет это расстояние на рисунке с масштабом 10 : 1? Мальчик, решил задачу так – 75мм x 10 = 750 мм = 75 см. Прав ли он? Задача 3. Перед вами карта района. Масштаб 1 :100 000. Найти расстояние между с. Болдово и г. Рузаевка, если на карте оно равно 25 см. Задача 4. №826(а) учебника Задача 5. С. Болдово это одно из поселений в Рузаевском районе. Протяженность улицы Нагорная в нашем селе составляет 3,5 км, а длина ее на карте села равна 35 см. Найти масштаб карты. Задача 6. (дополнительная) В 7 км от села Болдово находится пруд. Каким будет это расстояние на карте с масштабом 1:50 000 ? | Решают задачи, выполняя необходимые записи в тетрадях и на доске, поясняя выбранный способ решения. Отвечают на вопросы учителя, контролируют правильность ответов, отмечают в тетрадях вопросы, вызвавшие затруднения. Пытаются найти на них ответ. | Слайды №8-19 | Регулятивные: планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, оценивание своей деятельности и уровня владения материалом (отвечать на вопрос: что я не знаю и не умею?») Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений; контроль и оценка процесса и результата товарищеской деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации с учителем и другими учащимися; контроль, коррекция, оценка действий партнера. Личностные: креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. |
Практическая самостоятельная работа Задача: Контроль и самопроверка знаний | Дает задание по вариантам ВI 1)Задание по фрагменту карты –а; 2)Начертить прямую дорогу длиной 200 м в масштабе 1:10000 BII 1) Задание по фрагменту карты –б; 2)Начертить прямую дорогу длиной 500 м в масштабе 1:5000 | Взаимопроверка. Обсуждение полученных результатов. Оценка выполненных работ. | | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. Коммуникативные: умение работать с партнером. |
Итог урока, рефлексия, домашнее задание. Задача: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка ее результатов, информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | Обобщает работу на уроке. Предлагает заполнить лист самооценки и поделиться впечатлениями от урока. Даёт инструкцию о выполнении домашнего задания. Учебник Н.Я.Виленкина «Математика 6», п23, №826(б). Предлагает продолжить путешествие по родному краю дома: составить задачу по изученной теме, используя карту Рузаевского района и придумать задачу по этой теме, используя сведения о селе, в котором живут ученики с небольшим сообщением о нем. | Учащиеся оценивают свою работу на уроке по листу самооценки. Записывают домашнее задание в дневники. | Слайды 20-21 | Познавательные: оценка результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено |