Цель: углубить представления учащихся о ценности природы для человека и роли человека в сохранении богатства природы
через практику ненасилия. Задачи: раскрытие сущности взаимосвязи человека и природы; развитие эмоционально-чувственного восприятия природы; воспитание заботливого и бережного отношения к природе. | Ресурсы: муз: «Мелодия для души», фонограмма песни «Природа, природа» Плешак В. Дахие М., м/ф «Зеленый брат» |
Ход урока: 1. Орг.момент. Позитивный настрой. - приветствие - проверка отсутствующих - проверка Готовности Мысленная прогулка в лесу. (Замечание: если этот урок проводится на открытом воздухе, то воображаемую прогулку можно начать с какого-нибудь места в саду, а не из класса) Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним. Прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас ( В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете к нему вернуться в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь! | Анализ хода урока 5 минут |
2. Проверка домашнего задания Учебник стр. 94-97, Рэй Бредбери «Зеленое утро» - Почему рассказ называется «Зеленое утро»? - Почему Бенджамен Дрисколл считает свое дело самым важным? - Как изменилась жизнь планеты, когда появились посаженные на ней деревья? - Всегда ли люди бережно относятся к тому бесценному дару – природе, планете Земля? Почему? | 5 минут |
3. Объявление темы и цели урока А) Сообщение темы Б) Ассоциации к понятию «Природа (живая и неживая)» Что это? Какая? Что делает? Что дает человеку? Какую роль играет в его жизни? Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Я в к я с у л а с н в ц ц П д ж ф е ч й р п а н ф ч Ж м в ы м р х у ж х о р л ь Г с в е в о п б в а с р о д М б е к д ь о в е д б к в К ф п о ы б з р а ы ф п з В г е м г е л о в р д ж д д Ц с э я у ф т ц я о э р а ф Ответы: кулан, джейран, выхухоль, гепард, медоед, кобра, морж, сутора. : К слову природа подберите и напишите прилагательные, которые начинаются с соответствующей буквы. П - Р - И - Р - О - Д - А - Вывод: Природа – это…
| 8 минут |
4. Позитивное высказывание. «Природа как книга, страницы которой полны глубокого содержания» Иоганн Вольфганг Гете - Как вы понимаете данное высказывание? - Почему автор сравнивает природу с книгой? | 5 минут |
5. Подарок учителя. Просмотр мультфильма «Зеленый брат» - Как вы оцениваете поведение персонажа мультфильма? - Чему учит этот м/ф? - Придумайте название, в котором отразилась бы главная мысль рассказа. - А как вы думаете куда теперь отправятся жить животные и птицы обитающие на этом дереве? - Что же теперь делать нашему персонажу мультфильма? | 5 минут |
6. Творческая деятельность, групповая работа. - Нарисовать экологический плакат, транспарант на тему природа, защита природы. А) Самостоятельная работа. Б) Защита работ. | 10 минут |
7. Групповое пение. Есть за горами, за лесами маленькая страна, Там звери с добрыми глазами, там жизнь любви полна. Там чудо-озеро искрится, там зла и горя нет, Там во дворце живет жар-птица и людям дарит свет.
Припев: Маленькая страна, маленькая страна, Кто мне расскажет, кто подскажет, Где она, где она? Маленькая страна, маленькая страна, Там, где душе светло и ясно, Там где всегда весна.
Эта страна мне только снится, но светлый миг придет И на крылатой колеснице я совершу полет. Мне час свиданья предназначен в звездной моей стране, Там ждет меня красивый мальчик на золотом коне.
Припев: Маленькая страна, маленькая страна, Кто мне расскажет, кто подскажет, Где она, где она? Маленькая страна, маленькая страна, Там, где душе светло и ясно, Там где всегда весна.
Проигрыш.
Льет за окошком дождь осенний, в доме сижу одна, Верю в тебя, мое спасенье, маленькая страна.
Припев:
| 5 минут |
8. Домашнее задание. Нарисовать рисунок на тему как вы представляете нашу страну, совхоз в 2030 году | 1 минута |
9. Заключительная минута тишины. Закройте глаза и вспомните все хорошее, что было на этом уроке. Поместите под звуки медленной музыки добрые мысли в своем сердце и живите с ними! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу! Урок окончен. | 1 м. |