СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока самопознания в 5 классе "Характер человека"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширять представления учащихся о праведном поведении как общечеловеческой ценности через возможность совершенствовать свой характер.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока самопознания в 5 классе "Характер человека"»

КГУ «Средняя школа №1 г.Тайынша»



Урок самопознания на тему «Характер человека», проведенный в 5 «Б» классе, в рамках конкурса молодых педагогов «Лестница успеха»



Учитель самопознания: Ахметова М.Б.

г.Тайынша 2016 г.

Учитель самопознания Ахметова Мадина Булатовна

Тема: «Характер человека»

Ценность: Праведное поведение

Качества: уверенность в себе, выполнение своего долга, внимательное отношение к людям, честность, сила воли

Цель: расширять представления учащихся о праведном поведении как общечеловеческой ценности через возможность совершенствовать свой характер.

Задачи:

  • раскрыть значимость праведного поведения для познания человеком самого себя;

  • развивать положительные качества характера, способствующие становлению личности: уверенность в себе, сила воли, честность, ответственность, выполнение своего долга, любовь и внимательное отношения к людям, бескорыстное служение обществу;

  • воспитывать чувство ответственности за свои мысли, слова и действия.

Ресурсы: Цитаты , мультимедийная презентация..
Ход урока:
1. Позитивный настрой(Минута тишины.)
1.Под спокойную тихую музыку учитель читает текст: (слайд 2 )

Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глаза.

Беседа

- Что вы испытали, слушая текст?

- Что вам понравилось, что запомнилось?

- Кого и что вы представили?

2. Психологический настрой учащихся (самодиагностика настроения).

Выберите кружочком чтобы показать с каким настроением вы пришли на урок.
На экране цветные кружочки

(красные – удовлетворительное

жёлтые – хорошее;

синие – плохое).

Ученикиназываютцвет того кружочка, который больше всего характеризует его настроение.

3. Мозговой штурм

-Охарактеризуйте значение следующих выражений

1 группа

1.Что такое характер?


Вывод :

Древне греческое слово "характер " в переводе на русский язык означает "чеканка", "печать". С одной стороны жизнь "чеканит", "отливает" характер человека, а с другой- сам характер влияет на поступки мысли и чувства человека. Характер- это все те свойства которые человек приобретает в течение всей жизни. Иногда говорят, что какие-то качества характера у человека врожденные, но это неверно.

2 группа

 - Что такое врожденные качества?

Врожденные качества (это темперамент)

Вывод :

А темперамент и характер вместе и есть те составляющие личности, которые будут определять всю жизнь человека, помогая и мешая ему каждый день, всю его жизнь. Как замечает древняя мудрость "посеешь поступок- пожнешь характер.  Посеешь характер- пожнешь судьбу". Есть над, чем задуматься , правда? 

Итак, тема нашего урока «Характер человека»

4. Целепологание урока.

Какая у нас будет цель урока? (слайд)

Беседа

- А может быть так, что характер отличает не только одного человека, а целый народ? (слайды)

Да ,конечно может , например, : немцев отличает «аккуратность, пунктуальность»; англичан «чопорность»; французов «легкомыслие»; американцев «практичность»; русских «широта души, гостеприимность,

казахов гостеприимство , дружелюбие.

5. Работа над цитатой

- Прочитайте цитаты нашего урока( слайд)

 «У каждого человека три характера:

 Тот, который ему приписывают,

 Тот, который он сам себе приписывает,

 И, наконец, тот, который есть в действительности».

                                                                                         В. Гюго

- Как вы понимаете слова В.Гюго?

Эпиграф нашего урока:

«Посеешь поступок – пожнешь привычку;

Посеешь привычку – пожнешь характер;

Посеешь характер – пожнешь судьбу».

(обращение к эпиграфу)

-Как вы понимаете цитату урока.

Где же проявляется характер?

(в поведении, в поступках)



6. Осмысление Притча «Всё оставляет свой след»

А вы когда-нибудь обидели человека, оставив в его душе неприятный осадок или вас обидели, оставив неприятный след в душе.

-Старайтесь сдерживать свои отрицательные эмоции, чтобы не обидеть человека.

(слайд)Выод:
Жизнь человека - вот его характер.

И.Гете

Вывод: характер человека станет нравственной внутренней опорой только в том случае, если в его основе заложены нравственно-духовные чувства и качества, любовь, доброта, искренность, сопереживание, сочувствие, ответственность терпимость ,и другие ,то есть все то, что создает цельность характера человека, стремящегося к совершенству.

Учитель: «Характер складывается из определённых черт. Назовите эти черты. Я начинаю: настойчивость, смелость, вежливость и т.д.» Дети продолжают. Далее учитель должен уточнить, что мы можем говорить о характере, если его черты проявляются постоянно. Дети должны прийти к выводу, что работать над характером нужно постоянно и самостоятельно.

Учитель

В июне месяце нашу республику потрясло страшное известие теракт в Актобе. Молоые люди, не задумываясь, отдали свою жизнь во имя мирной жизни на этой прекрасной земле Казах стан в силу своего характера- назовите черты характера этих людей (смелость. решительность. Справедливость )

Видео о теракте в Актобе (Пока горит свеча)

7. Подарок учителя( на слайде каменный и пластилиновый человек)

  1. Группа .

- Какими чертами характера будет наделён, например, каменный человек?

Волевой (способный преодолеть все препятствия), настойчивый (добивается намеченных целей) , тяжелый в общении (не поддается чужому влиянию), твердый (уверенный в себе), честный, усердный.

2.группа.

- Какими чертами характера будет наделён, например, пластилиновый человек?

Мягкий (добродушный, поддающийся влиянию других), безвольный (не способный принять самостоятельно решение), бесхарактерный (легко подстраивающийся под ситуацию), липкий (навязчивый), угодливый, послушный, скрытный (не пробиться к его мыслям и чувствам).

8. Тренинг «Кто вы?»(Слайд квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, зигзаг))

Из 5 фигур выберите одну, которая вам больше понравилась:

Квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, зигзаг.

Квадрат- Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиться завершения работы. Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области.

Прямоугольник- Временная форма личности, которую могут «носить» остальные фигуры в определенные периоды жизни. Это- люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и потому заняты поисками лучшего положения. Ведущие качества- любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость.

Круг- Самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, чувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.

Треугольник- это фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного треугольника- способность концентрироваться на главной цели. Это энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны, умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.

Зигзаг-фигура символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур.

9. Игра «Горячий стул» (Красный шарф)

Как вы будете себя вести в таких случаях?
1. Бабушка заболела, и я...
2. Упала сестренка и плачет, и я...
С. Маленький братик не может заснуть, и я...
4. Мама уставшая пришла с работы, и я...
5. Приближается мамин праздник, и я
6. Папа мастерит стул в мастерской, и я
7. Одноклассник подвел тебя, и я...
8. Друг делает замечание, и я...
9. Товарищ просит сказать неправду, и я...
10. Товарищ просит дать списать домашнее задание, и я...

10. Положительные черты характера

Дерево с листочками

Ребятам предлагаются положительные качества на листочках, с помощью которых необходимо создать дерево на магнитной доске.

11. Групповое пение «Дорогою добра»

Видео-караоке. Дорогою добра. Автор текста (слов):

Энтин Ю.

Композитор (музыка):

Минков М.

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за Солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!


Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба ведёт

Себя не как сестра,

А если с другом худо -

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди

Дорогою добра!


Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь -

Не детская игра!

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!


Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за Солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

12. Домашнее задание

Написать ЭССЕ «Какой я?!»













Используемые источники:

  1. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы/ Ж.Б. Кажыгалиева,Ж.А. Кишкентаева, В.Н. Ким, Г.З. Байжасарова, Г.И. Калиева, А.Б. Сапарбаева – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2015.-108 с.

  2. Методическое пособие для учителя к учебнику самопознания 5 класс Лосева Е.М.

  3. http://oqu-zaman.kz/

  4. https://www.youtube.com/ - видеоматериалы урока