СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Северная война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Северная война"»

Открытый урок на тему «Северная война»

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: комбинированный

Цель урока: рассказать о ходе, этапах и основных сражениях Северной войны; охарактеризовать международную обстановку и её изменения в течение войны, оценить значение военных реформ в победе России.

Задачи:
Образовательная: познакомить с основными событиями Северной войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ, активизировать познавательную активность учащихся;

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с литературой, картой;

Воспитательная – воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину.

Основные понятия:

Регулярная армия - постоянная армия;

Рекрут – лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности.

Редут – земляное укрепление.


Основные даты и события:

1700-1721г.г.- Северная война

1700г.- поражение русских под Нарвой.

1703г.- основание Санкт-Петербурга.

28 сентября 1708г.- сражение у деревни Лесной.

27 июня1709г. – Полтавская битва.

1711г.- Прутский поход.

27 июля 1714г.- разгром шведов у мыса Гангут.

27 июля 1720г. – победа над шведским флотом у о. Гренгам.

1721г.- Ништадский мир.



Внутрипредметные связи: 1701-1714- война за Испанское наследство в Европе; 1713 г. – Утрехтский мир и окончание войны за Испанское наследство. Бельгия переходит к австрийским Габсбургам; 1718- смерть Карла XII.

Ход урока

1.Орг. момент

Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы продолжим мысленное путешествие в эпоху Петра Великого, чтобы еще раз убедиться в его стремлении сделать Россию великой и процветающей страной. Наш урок будет посвящен войне, которая длилась 21 год и вошла в историю под именем Великой Северной.

2.Проверка домашнего задания 

Но для начала давайте вспомним основные события, которые предшествовали этой войне. (Слайды 3-9)

Тесты

I вариант

1. Азов с частью побережья Азовского моря перешел в состав в Россию в … году:

  1. 1672;

  2. 1681;

  3. 1696;

  4. 1695;

  5. 1686.



2. В составе Великого посольства в Европу находился сам царь (под именем урядника), а формально его возглавлял (возглавляли):

  1. Боярин Ф.А. Головин;

  2. Дьяк П.Б. Возницын;

  3. Друг царя швейцарец Ф. Лефорт;

  4. Верно все указанное;

  5. Верно лишь 1 и 2.



3. Попытка государственного переворота, предпринятая в конце XVII века царевной Софьей, привела к:

  1. Установлению ее единоличного правления;

  2. Отстранению ее от власти;

  3. Заточению ее в Новодевичий монастырь;

  4. Верно 2 и 3.



4. В конце XVII века Петру I удалось создать антишведскую коалицию (Северный союз) в составе:

  1. Речи Посполитой;

  2. Саксонии;

  3. Дании;

  4. Верно 1 и 3

  5. Верно все указанное.



5. Верность стрелецких полков правительству была сомнительной, о чем в конце XVII века свидетельствует:

  1. Стрелецкий бунт в 1682 году;

  2. Стрелецкий бунт в 1698 году;

  3. Уход стрелецкого полка на Дон;

  4. Верно все указанное;

  5. Верно 1 и 2.

II вариант



1. Великое посольство с целью поиска союзников против Турции было отправлено в Европу в …. году (годах):

  1. 1695-1697;

  2. 1696;

  3. 1697-1698;

  4. 1692;

  5. 1698-1699.



2. Во втором походе под Азов, организованном Петром I в конце XVII века, участвовал флот, созданный на верфях:

  1. Балтики;

  2. Воронежа;

  3. Москвы;

  4. Казани;

  5. Архангельска.

3. Получив в конце XVII века Азов с побережьем Азовского моря, Россия не решила проблемы выхода к Черному морю, т.к.:

  1. Керченский пролив оставался в турецких владениях;

  2. Крым по–прежнему был враждебен России;

  3. Речь Посполитая поддержала Турцию и противилась выходу России к Черному морю;

  4. Верно 1 и 2;

  5. Верно все указанное.



4. Шведским озером в начале XVII века называли:

  1. Ладожское озеро;

  2. Финский залив;

  3. Балтийское море;

  4. Ильмень – озеро;

  5. Онежское озеро.



5. Россия к концу XVII века заметно отставала в своем экономическом развитии от других стран. Если Швеция к началу XVII века выплавляла 30тыс. т железа, то Россия:

  1. Примерно 2,5 т;

  2. Около 25 т;

  3. Всего 2,5 тыс. т;

  4. Менее 25 тыс. т;

  5. Немногим более 25 тыс.т.



Во время взаимопроверки варианты ответов и критерии оценок проецируются на экране.



Варианты ответов.



I вариант II вариант

1. 1696 1. 1697-1698

2. Верно все сказанное 2. Воронежа

3. Верно 2 и 3 3. Верно 1 и 2

4. Верно все указанное 4. Финский залив

5. Верно 1 и 2 5. Всего 2,5 тыс. т



Учитель: после работы с тестами проводится блиц-опрос:

  1. Назовите годы правления Федора Алексеевича. (1676-1682 гг.).

  2. Назовите годы царствования (двоецарствия) Ивана V (1682-1696 гг.).

  3. Царевна Софья, добиваясь престола, попыталась, опираясь на стрельцов, произвести переворот в ….. году? (1689 г.).

  4. Какой опыт извлек Петр из Азовских походов? (недостаточно подготовленная армия, отсутствие преданных офицерских кадров, отсутствие союзников).

  5. Для чего было организовано Великое посольство? (организация единого союза европейских христианских государств против Крымского ханства и Турции).

  6. Почему царь отправился в Европу инкогнито? (знакомство и с жизнью и порядками в европейских странах, с целью лично научиться строить корабли).

  7. Каков был главный итог деятельности Великого посольства? Совпал ли он с намеченными целями? («Великое посольство» не достигло своей главной цели- заключения нового антитурецкого соглашения. Вместо союзников для войны с Турцией Петр нашел союзников для войны со Швецией за выход к Балтийскому морю).



3. Изучение Нового материала

1. Начало войны. Поражение под Нарвой.

2. Военные реформы, реорганизация русской армии.

3. Полтавская битва.

4. Прутский поход.

5. Морские сражения Северной войны.

6. Заключение Ништадского мира.



Учитель:Сегодня мы узнаем с вами, что явилось предпосылками войны, какие задачи стояли перед Россией, рассмотрим этапы войны, узнаем важные события каждого из них и завершим свою работу подведением итогов Северной войны. (Слайд 10) В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи – какие? (Слайд 11).

Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них.
Вопрос учителя: Укажите какую?

Ответ: (Выход в Черное море)

Вопрос учителя: Что было сделано для её решения

Ответ: Петром I были предприняты (Азовские походы 1695, 1696 гг.)

Каковы были причины войны России со Швецией? (Слайд 12)

-Добиться выхода к Балтийскому морю.

-Вернуть побережье Финского залива (Ингрию), отторгнутую Швецией в начале XVII в.

-Повысить международный статус России. Превратить Россию в морскую державу.

I. Начало войны. Сражение под Нарвой

К началу XVIII века все восточное побережье Балтики контролировала Швеция. Под её властью оказались и те территории на востоке Финского залива, которые веками принадлежали России. Балтийское море превратилось в своего рода « Шведское озеро». И это не могло не вызвать беспокойства соседних со Швецией стран. Для борьбы с её владычеством на Балтике в 1699 году был заключён Северный союз в составе России, Дании и Саксонии. (Слайд 13)

Учитель: Так была ли Россия готова к войне со Швецией? Несмотря на это, Петр I объявляет войну Швеции, которая началась в августе 1700 года. В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов.

Первый этап войны (1700-1701)

Военная слабость и несогласованность в действиях союзников привели к их крупным неудачам в начале войны. 
При активном содействии англо-голландского флота, Карл XII, шведский король, высадился у Копенгагена, столицы Дании и заставил датского короля выйти из войны. В это время русские войска осадила Нарву (35 тыс. солдат, 145 орудий против 12 тыс. шведов). Осада затянулась до осени. 19 ноября Карл XII, перебросив свои войска, внезапно атаковал русских. Слабая выучка дворянской конницы и недавно сформированной пехоты, а также измена иностранных офицеров привели к поражению русских войск. И только мужество, и стойкость двух гвардейских полков – Семеновского и Преображенского – не дали превратить сражение в простое избиение бегущих людей. Итоги: русская армия разбита, офицеры сдались в плен, артиллерия потеряна. Так закончился этот этап для Дании и России. 
Вот что Петр сказал о поражении под Нарвой 
«Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать»

– Чем Петр объясняет поражение русских войск под Нарвой?
– Считал ли он это поражение окончательным?
– Какие выводы были сделаны?



Новые преобразования Петра

Второй этап – 1701-1706. (Слайд 23)

До вторжения в Россию Карл II решил вывести из войны польского короля Августа II. Тем более, он считал русских неспособными на серьезное сопротивление . Карл XII, начав войну с Польшей, по словам Петра Первого, увяз в ней до 1706 года, тем самым дал передышку России. Петр I, правильно оценив обстановку, начинает заново создавать армию (регулярную, за счет рекрутских наборов), создает заново артиллерию (даже за счет церковных колоколов), развертывает строительство флота и стремится занять прочные позиции в Прибалтике. Армия под командованием Б. П. Шереметьева продолжала воевать в Прибалтике, где оставались незначительные силы шведов.
Первые победы не заставили себя ждать (Слайд 24). В июне 1701 года отряд русских лодок под командованием офицера Животовского посадил на мель и захватил в плен 5 фрегатов и 2 яхты шведов. Декабрь 1701 года взят Эрестфер (Шереметьев получил высший орден Святого Андрея Первозданного и чин фельдмаршала). В октябре 1702 года взят Нотебург (бывшая русская крепость Орешек). Петр I сам командовал штурмом и после победы писал:

«Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен» – переименован в Шлиссельбург – «ключ-город»

В мае 1703 года русские вышли к устью Невы и после осады овладели крепостью Ниеншанц. Случилось это 1 мая, а 16 мая Петром I был заложен Санкт-Петербург. (Слайд 25)

Затем были Дерпт (июнь 1704 года) и Нарва (июнь 1704 года), та самая Нарва, которая стала первой неудачей в войне. Падение Нарвы очень обрадовала царя: «Нарву, которая четыре года нарывала, ныне, слава Богу, прорвало».

Итог: Действительно после действий в Прибалтике русские практически выполнили свои первоначальные задачи – вышли к Балтийскому морю и захватили все земли, утраченные в XVII веке. Так закончился второй этап войны.

Усвоив уроки «нарвской конфузии» Петр провел реорганизацию армии.


Военные реформы - одни из первых петровских реформ - проводились методами жестокого принуждения как в отношении самих рекрутируемых, так и в отношении налогоплательщиков, т. е крестьян. (Стр 106- 107) прочитать самостоятельно и найти меры, принятые Петром 1, для усиления армии и сделайте вывод: Какой стала армия после реформы? (5 минут) (Слайд 27)

Ответ: Из пункта следует вывод, что армия к 1708 году стала регулярной т.е. постоянной, сильной и боеспособной.

II.Полтавская битва

Начинается третий этап – 1708-1709 (Слайд 29)

24 сентября 1706 года Карл XII заключил сепаратный мирный договор с Августом II, посадив на польский престол Станислава Лещинского, тем самым обеспечил себе надежный тыл и выступил походом на Россию.
В январе 1708 года 45-тысячная армия двинулась на Москву. По плану, составленному Петром I, русская армия должна была уклоняться от решительных сражений и изматывать шведов. Но одна жаркая стычка произошла близ деревни Раевка. В схватке участвовали отряд русских драгун и шведский кавалерийский полк. Шведы понесли большие потери, а под Карлом XII была убита лошадь, и он чуть не попал в плен. После сражения наступление на Москву прекратилось, а шведский король повернул на Украину, где ожидал получить от 30 до 50 тысяч человек, обещанных гетманом Мазепой, изменившим русскому царю. Но в этот момент произошло событие, имевшее роковые для шведов последствия.

Битва при Лесной, произошедшая 28 сентября 1708 года, в которой Петр I с отрядом в 12 тысяч человек разбил корпус генерала Левенгаупта (16 тысяч человек), лишила шведов значительных материальных ресурсов и отрезала их от баз в Прибалтике. А боевой дух русских солдат, наоборот, возрос, не случайно Петр I назвал сражение у Лесной «матерью Полтавской баталии». А что это за баталия нам расскажет…


Выступление учащихся

Ученик 1: Темой нашего исследования стало одно из крупнейших и очень важных по значению событий Северной войны – Полтавская битва .План шведского короля – достигнуть Москвы через Смоленск – был сорван искусной обороной русских войск, действующих при поддержке населения. Шведские войска оторвались от своих баз и шли по опустошенной земле. Крестьяне зарывали хлеб в ямы, уводили скот, а сами уходили в леса. Дальнейший путь по прямой дороге на Москву по "оголоженной" местности грозил шведской армии гибелью. Карл XII повернул армию, следуя на Украину. Весной 1709 г. Карл XII, находясь со своей армией на Украине, решил возобновить наступление на Москву через Харьков и Белгород. Силы его армии значительно уменьшились и составляли 35 тыс. человек. Стремясь создать выгодные предпосылки для наступления, Карл решает быстро овладеть Полтавой, расположенной на правом берегу Ворсклы. Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат, кроме того, были вооружены 2500 жителей. Героическая оборона Полтавы */*под руководством полковника Келина имела большое стратегическое значение, так как приковала к Полтаве шведские силы на*/* три месяца (апрель – июнь) и дала возможность русской армии выиграть время для подготовки к генеральному сражению. Немногочисленный гарнизон Полтавы отбил около 20 штурмов, нанося значительные потери противнику. 
В июне Петр I прибыл в армию, которая располагалась неподалеку от Полтавы и решил дать шведам генеральное сражение. Вечером 25 июня русская армия перешла ближе к Полтаве, к оврагу севернее деревни Яковцы, находившейся в 5 км от Полтавы, и устроила здесь укрепленный лагерь. На открытом пространстве (до 1,5 км), окруженном лесом, было построено шесть редутов в линию и четыре редута перпендикулярно линии первых шести, из них два редута не были полностью закончены. В битве участвовало со стороны русских до 42 тыс. человек, располагавших 72 орудиями, со стороны шведов – до 30 тыс. человек. */*Русская конница состояла из 23 драгунских полков и 1 эскадрона. */

Ученик 2: Замысел Петра I сводился к тому, чтобы измотать противника на передовой позиции и затем разбить его в главной баталии. 27 июня в 2 часа утра шведский король двинул свою армию к месту расположения русских войск. Впервой линии шла пехота, построенная в четыре колонны, во второй – конница в шесть колонн. На подступах к русским укреплениям передовой позиции завязался бой за передние (продольные) редуты. Карл XII приказал коннице пройти между пехотными колоннами и выбить русских с занимаемых позиций. Так началась знаменитая Полтавская битва.

Учитель: Перед сражением Петр обратился к солдатам со следующими словами:
«Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь своя не дорога, только бы жили Россия и российское благочестие, слава и благосостояние». 

Учитель:Итак, 27 июня 1709 г. началась Полтавская битва. (Слайд 31).

Пушкин в своем произведении «Полтава» так описал бой– стихотворение читает ученица … И грянул бой, Полтавской бой! 
В огне, под градом раскаленным, 
Стеной живою отраженным, 
Над падшим строем свежий строй 
Штыки смыкает. Тяжкой тучей 
Отряды конницы летучей, 
Браздами, саблями звуча, 
Сшибаясь, рубятся с плеча. 
Бросая груды тел на груду, 
Шары чугунные повсюду 
Меж ними прыгают, разят, 
Прах роют и в крови шипят. 
Швед, русский – колет, рубит, режет. 
Бой барабанный, клики, скрежет, 
Гром пушек, топот, ржанье, стон, 
И смерть и ад со всех сторон.

Ученик 2 (продолжает): В девятом часу утра русская и шведская армии пошли на сближение и после непродолжительного залпового ружейного огня бросились врукопашную. */Правое крыло шведских войск, при котором находился Карл XII, потеснило новгородский батальон, прорвав русскую линию почти у самого центра. В это время Петр I лично повел в бой батальон новгородцев, который стремительным броском смял прорвавшихся шведов, закрыв образовавшийся прорыв.*/ Ожесточенный рукопашный бой шел по всему фронту. Между тем русская конница, ведя успешно бой, охватывала фланги шведов, угрожая их тылу. Шведы дрогнули, начали отступать и через некоторое время обратились в паническое бегство к Будищенскому лесу. К 11 часам утра после почти двухчасовой главной баталии шведы были разгромлены.

Просмотр анимации Полтавская битва (см. архив полной версии Презентации)

Учитель: Более 15 тыс. человек во главе с Левенгауптом без боя сложили оружие, Карл XII вместе с изменником гетманом Мазепой и небольшой охраной в ночь на 30 июня переправился через Днепр и бежал в Турцию. Шведский король потерял всю свою армию. На поле боя осталось 9234 убитых; взято в плен вместе со сдавшимися полками Левенгаупта 19 тыс. человек, в том числе весь генералитет и более тысячи офицеров. Русская армия потеряла 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Сложно переоценить значение Полтавской Победы, которая подтвердила факт рождения и укрепления нового, молодого Российского государства. Полтавская Победа коренным образом изменила ход войны и европейской политики. 
Знаменитый французский мыслитель Вольтер впоследствии так сказал об этой победе русского оружия: «Из всех сражений, обагрявших когда-либо кровью землю, это единственное, которое... послужило к счастью людей, потому что даровало царю свободу благоустраивать огромную часть света. Ни одна война, бывшая между нынешними народами, не искупила хотя бы малым добром причиненное ею зло, а следствием Полтавского сражения было шествие наипространнейшей империи». 
В 2009 году победе в Полтавской битве исполнилось 300 лет. 



Работа с документом ( стр.33)

«Из обращения Петра Первого к войскам в день Полтавской битвы. 27 июня 1709 года».

Как могли отреагировать на подобные слова воины? Как вы оцениваете эту речь Петра?

Как описывает эту битву великий русских поэт А.С.Пушкин.

Зачитывание отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»( читают учащиеся).

Запись в тетрадь:

Значение Полтавской «виктории»:

Полтавская победа означала перелом в войне. Боевые действия были перенесены на территории других стран. Значительно окреп международный престиж России.



Задание классу: определите причины победы русской армии в Полтавской битве.

Ответы: Во-первых, помогли реформы Петра 1.

Во-вторых, возрос боевой дух армии, в том числе и благодаря личному примеру царя.

В-третьих, мужество и героизм солдат, и умелое командование.

III.Прутский поход

– Так закончился третий переломный этап войны. Тем временем Карл XII, укрывшись в Турции, отказался от мирного договора с Петром и в 1710 году Турция, подстрекаемая западными державами, объявила России войну. Начался четвертый этап войны. (Слайд 35)

Новая война с Турцией стала неизбежна. К причинам войны можно отнести: (Слайд 36)
– требование Петра I выдворить Карла XII из Турции;
– подстрекательство Турции со стороны западных держав;
– захват Азова в 1696 году;
– появление русского флота в Азовском море.

Полтавская победа изменила расстановку сил в войне. Дания и Польша вновь возобновили союз с Россией, а затем к ним присоединилась Пруссия. Однако активных военных действий они не вели.

Тем временем русская армия овладела Ригой, Ревелем, Выборгом, Перновым, Корелой. Восточное балтийское побережье оказалось полностью освобожденным от шведов.

Находившийся в Турции Карл XII, лишившийся своей армии, сумел убедить султана в необходимости совместного выступления против ослабленной войной России. В 1711 году Турция объявила России войну. Это означало для Петра борьбу на два фронта. Огромная турецко-крымская армия (180 тысяч человек при 440 орудиях) окружила лагерь русских (38 тысяч человек при 120 орудиях) на реке Прут. Здесь находились не только царь Пётр и его жена Екатерина, но и весь двор, всё руководство армией. Ситуация казалась безысходной и крайне опасной. Тогда Екатерина собрала все драгоценности и золото и передала их турецкому визирю, возглавлявшему армию неприятеля, в обмен на выход русской армии из окружения. По условиям перемирия Россия возвращала Турции Азов, соглашалась не препятствовать возвращения Карла XII в Швецию, не держать своих войск в Речи Посполитой. Турция соглашалась не просто выпустить русскую армию из окружения, но и сохранить за ней знамёна и оружие, включая артиллерию. Эти события несколько затянули ход Северной войны, которая, казалась, была завершена под Полтавой. (Слайд 37)

Вопрос:
– Как вы думаете, неудача Прутского похода повлияла на ход Северной войны?
Действительно, эта неудача не отразилась на ходе Северной войны. Ликвидация шведской армии под Полтавой хотя и изменила её ход, но Швеция продолжала, контролировать Финляндию и её флот продолжал господствовать на Балтийском море.

Итоги Северной войны

  1. Был подписан Ништадский мирный договор (1721 г.), по которому Россия получила Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями: Лифляндией, Эстляндией, Ингерманландией, а также города: Ригу, Ревель, Дерпт, Нарву, Выборг, Карелу, острова Эзель и Даго.

  2. Россия получила выход к Балтийскому морю.

  3. Россия вошла в число ведущих европейских держав и смогла активизировать свою внешнюю политику на других направлениях.



Теперь я предлагаю вам вернуться к характеристике Петра Первого. Как вы думаете, какие из перечисленных вами ранее качеств помогли Петру Первому добиться таких успехов во внешней политике. В чем он может быть образцом для поведения? И правы ли были его современники, назвав его Великим? ( дискуссия учащихся)

Подведение итогов урока.

Ценой значительных усилий народа по строительству флота и крепостей, оснащению армии новым оружием, созданию военной промышленности и благодаря высокому духовному настрою людей, защищавших свое Отечество, России удалось одержать победу в Северной войне и войти в состав ведущих европейских держав.



Выставление оценок. Рефлексия.

С помощью цветных карточек обучающиеся оценивают урок:

  1. Я сегодня многое узнал, многому научился, получил пользу от урока.

  2. Ничему не научился, не узнал ничего нового.

  3. Частично не удовлетворен, необходимо доработать отдельные моменты.



Домашнее задание: выучить параграф 4, читать стр.33-35.

Написать сочинение «Северная война глазами её участников» (по выбору).