Организа-ционный момент | Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Мотивация к учебной деятельности. Организация оформления записи в тетради. -Открываем тетради. Записываем число, на следующей строчке - классная работа. Ниже пропишите бордюрчик. Проведение минутки чистописания. Проведение словарной работы. -Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами ребус, который необходимо решить. Какое слово здесь зашифровано? -Правильно, это слово медведь. Прием объяснения значения слова: Показ картины. Объяснение слова через его состав. -Слово "медведь" происходит от слов "мед" и "ведать", то есть, "знающий, где есть мед". | Приветствуют учителя. Оформляют записи в тетради. Решают ребус. Слушают рассказ учителя, прописывают слово «медведь» в тетради. | На доске прописан образец бордюра. На доске находится ребус, в котором зашифровано слово «медведь», фотографии медведя. |
Актуализа-ция знаний | -Ребята, отгадайте загадки. Запишите отгадки себе в тетрадь. 1) Его держу за поводок, Хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка И улетел под облака. 2) Два рога — не бык, Шесть ног без копыт. Летит — так воет. Сядет — землю роет. 3) Звонкий, громкий и прыгучий. Улетает аж за тучи. И на радость детворе Звонко скачет во дворе. -Ребята, а как понять, что перед нами согласный звук? Назовите три главных признака согласных звуков. Метод: Метод наблюдения над звучащей речью. Прием: Воспроизведение звуков. -Произнесите слова-отгадки. Прислушайтесь к звучанию согласных звуков в этих словах. Что интересного вы заметили? Как называются такие согласные звуки? | Обучающиеся отгадывают загадки: -Шар -Жук -Мяч -Согласный звук состоит из шума или из ума и голоса. При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком. -Одни звуки произносятся с шумом, а при произнесении других слышен голос. | Учебник (стр. 92, №1) |
Изучение нового материала | -Обратите внимание на слова, которые мы записали в тетрадь при отгадывании загадок. Какие согласные звуки в этих словах произносятся только с шумом? А при произнесении каких согласных звуков слышится голос? Метод: Метод языкового разбора. Прием: Звуковой анализ. -Подчеркните в этих словах буквы, которыми обозначены согласные звуки. -Обратите внимание на буквы, находящиеся в желтой рамочке. Назовите их. Эти буквы обозначают гласные или согласные звуки? Метод: Метод наблюдения над звучащей речью. Прием: Воспроизведение звуков. -Произнесите согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда. Что вы слышите, произнося эти звуки: шум, голос и шум? -Это глухие согласные звуки. -Произнесите согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами верхнего ряда. Что вы слышите, произнося эти звуки: шум, голос, голос и шум? -Это звонкие согласные звуки. -Почему одни согласные звуки называются глухими, а другие — звонкими? Метод: Метод наблюдения назад звучащей речью. Прием: артикулирование звуков для определения способа их образования. -Приложите пальцы правой руки к гортани, где расположены голосовые связки. Произнесите протяжно звуки [б] [в] [г] [д] [ж] [з], голосовые связки дрожат, слышен голос и шум — это звонкие согласные звуки. Произнесите протяжно звуки [п] [ф] [к] т] [ш] [с], голосовые связки не дрожат, слышен шум — это глухие согласные звуки. | Обучающиеся произносят слова вслух, вычленяя из них согласные звуки. -С шумом произносятся: [ш], [к], [ч’]; С шумом и голосом: [р], [ж], [м’]. Подчеркивают буквы ш, к, ч, р, ж, м. Произносят названия букв. Отвечают на вопрос учителя: -Эти буквы обозначают согласные звуки. Произносят звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’], [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]. -Слышим шум. Произносят звуки, которые могут быть обозначены буквами верхнего ряда: [н], [н’], [м], [м’], [л], [л’], [р], [р’], [й’], [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’],[д], [д’], [ж], [з],[з’]. -Слышим голос и шум. Высказывают свои предположения. Повторяют упражнение за учителем. | Учебник (стр. 92, №1) Учебник (стр. 92, №2) |
Закрепле-ние | Метод: Метод языкового разбора. Прием: Звуковой анализ. -Рассмотрите картинки в задании №3. Назовите предметы, изображённые на картинках. Охарактеризуйте согласные звуки в этих словах. Какие они: звонкие или глухие, твердые или мягкие? -В каких словах вы слышите только звонкие согласные? В каких – только глухие согласные? А в каких вы слышите и звонкие, и глухие согласные звуки? | Называют предметы, характеризуют согласные звуки в словах: -Роза: [р] – звонкий, твердый; [з] – звонкий, твердый. -Шапка: [ш] – глухой, твердый; [п]- глухой, твердый; [к]-глухой, твердый. -Чашка: [ч']- глухой, мягкий; [ш]-глухой, твердый; [к]-глухой, твердый. -Чайник: [ч']- глухой, мягкий; [й']- звонкий, мягкий; [н']-звонкий, мягкий; [к]- глухой, твердый. -Груша: [г]- звонкий, твердый; [р]- звонкий, твердый; [ш]- глухой, твердый. -Банан: [б]- звонкий, твердый; [н]- звонкий, твердый; [н]- звонкий, твердый. -Только звонкие: роза, банан. Только глухие: шапка, чашка. И звонкие, и глухие: чайник, груша. | Учебник (стр. 93, #3) |
Итог урока | Метод: Метод сопоставления звучащей и письменной речи. Прием: Диктант (выписывание слов из устного текста). -Запишите в тетрадь слова через запятую, в которых все согласные звуки – звонкие. Слова: кора, гора, Тима, Дима, сова, Софа, жар, шар. | Выполняют задание учителя. Записывают через запятую слова в тетрадь: гора, Дима, жар. | |