Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Антрацитовская общеобразовательная школа I-II ступеней №8»
Луганской Народной Республики
КОНСПЕКТ УРОКА
На тему:
«Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом»
5 класс
Учитель: Славнова Марина Сергеевна
Класс: 5
Тема урока: Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом»
Цели урока: 1) познакомить учащихся с личностью, деятельностью А.А. Пластова, тематикой его произведений;
2) научить учащихся точному, полному описанию изображенного на картине;
3) учить описывать картину по плану;
4) пополнять словарный запас учащихся;
5) повторить характерные черты сочинения-описания; стили речи;
6) повторить художественные средства выразительности, используемые при описании в художественном стиле;
7) развивать речь учащихся, память, внимательность, наблюдательность, умение выражать свои мысли;
8) воспитывать любовь к природе, труду людей.
Оборудование: мультимедийная презентация, выставка рисунков детей на тему лета.
Опережающее дом.задание: рисунки на тему лета.
Ход урока
Сообщение темы и цели урока
-Начать урок я хочу с небольшого задания для вас. Отгадайте загадки:
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
(солнце)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел
(бабочка)
Он качели и кровать,
Хорошо на нем лежать,
Он в саду или в лесу
Покачает на весу.
(гамак)
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(земляника)
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, «купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это вы все меня, я …
(лето)
-Почему именно эти загадки я выбрала? Какая общая тема объединяет их? (Лето).
Я подготовила выставку летних рисунков ребят разного возраста. Что объединяет эти рисунки? Мы видим, какие ассоциации возникают у людей при задании нарисовать лето? Сравним с вашими рисунками, которые вы рисовали дома. Совпали ли ваши идеи?
-Что чаще всего описывают люди в летней тематике? (природу, животных, используют сочные краски).
-Люди искусства всегда восхищаются красотой этой поры года. Одним из таких людей является Аркадий Александрович Пластов, художник. Откройте тетради, запишите тему урока (слайд 1).
Цель нашего урока – научиться точному, полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; воспитывать любовь к родной природе.
Рассказ о художнике А. А. Пластове и его картинах.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии – широко известен как певец русской природы (слайд №2).
Пластов родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В раннем детстве Аркадий был сильно впечатлён работой реставраторов, и решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Стал тем, кем мечтал быть с детства – художником.
В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.
Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне, например, в картинах «Витя-подпасок» (слайд №3), «Первый снег»(слайд №4), «Ужин трактористов» (слайд №5).
Картины А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает (слайд №6,7). В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли. (слайд8)
Беседа.
-Скажите, ребята, любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?
(ответы учащихся должны представлять собой связные законченные высказывания).
-А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину. Вспомним, что такое описание.
(Описание – это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания - увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключении).
III Составление плана сочинения.
Вступление. Несколько слов об авторе.
Тема и основная мысль картины.
II. Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом».
Передний план. Главные герои: внешний вид, выражение лиц, позы героев картины.
Задний план: Пейзаж.
Фон картины: цветовая гамма.
Настроение, вызванное картиной.
III. Заключение.
Мастерство художника.
Рассмотрим картину «Летом». Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине?
(Яркая, солнечная опушка леса, здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка. Ярко-зелёная трава).
-Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.
(На картине мы видим женщину и девочку. На женщине синее платье, видно, она очень устала, утомилась от жары и долгой ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она прилегла на густую траву и крепко уснула, прикрыв лицо рукой от солнца).
-На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?
(На руках).
-Какие они?
(Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что ей приходится много работать. Художник хотел показать, что эта женщина – великая труженица).
-Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета?
(Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо срывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок).
-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?
(Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку на фоне картины, притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно вглядываться в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови приподняты вверх. Из-под платка выбиваются тёмные длинные волосы, одна прядь спадает на грудь).
-Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?
(Собака выбрала место рядом с девочкой, она лежит, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу).
-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?
(Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы укрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют цветы: голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками, какие-то жёлтые цветы).
-Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?
(Ослепительное солнце озаряет поляну и окрашивает её в жёлтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, - тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно).
-Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?
(Зелёный, светло-зелёный, белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный).
-Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее.
-Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»?
(Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создаётся впечатление, будто ты уже видел этот чудесный уголок природы и не раз бывал здесь).
-В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.
V. Работа над синонимами, изобразительными средствами.
-Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами: яркий, зелень, сочный, изумрудный.
-При описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий,а когда можем воспользоваться словами изумрудный, ослепительный? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.
-Какие изобразительные средства вы будете использовать при описании картины?
(Сравнения, эпитеты, олицетворения).
VI. Работа над темой и основной мыслью картины.
-Что такое тема и основная мысль картины?
(Тема-это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме.
-Из всего услышанного на уроке сделайте вывод, какова тема и основная мысль картины А. А. Пластова «Летом».
(Тема картины - красота летней природы. Основная мысль - желание автора показать богатство и щедрость родной земли.) слайд 9
VII. Составление описательного словарика. Устное описание картины.
Ярко-красный платок, выбивающаяся прядь волос, кувшин малины, натруженные руки, изумрудная зелень, пробивающийся свет, золотистые литься, полуденная жара, усталые люди.
VIII. Задание на дом.
Написать сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».