Разработка урока по биологии «Соцветия»
Учитель биологии Улазаева Ирина Васильевна
Класс - 6,
Предмет: Биология.
Тема урока: «Соцветия».
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Смешанный
Цели урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Познавательных:
• Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.
• Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.
Коммуникативных:
• Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.
• Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.
• Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группах.
Предметных:
• Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.
• Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.
Метапредметных:
• Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;
• Продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа;
• Развивать на уроке активную речевую практику;
• Умение работать в группе, учитывать мнение собеседников.
Личностных:
• Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
• Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;
• Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
Задачи:
Образовательные:
создавать условия для активного повторения строения цветка;
формировать знания о соцветии, его биологической роли;
познакомить с видами соцветий и признаками, отличающими одно соцветие от другого;
научить определять соцветия у растений по фотографиям и гербарным материалам.
Воспитательные:
воспитывать культуру общения в разных видах коллективного взаимодействия;
воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы.
Развивающие:
развивать память, внимание;
развивать у учащихся интерес к изучению биологии;
способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
развивать умения видеть проблему и находить пути её решения, искать ответы на поставленные вопросы;
развивать умение быстро, грамотно и точно выражать свои мысли, получать информацию из разных источников и анализировать ее.
Оборудование: Мультимедийный проектор, проекторная доска, компьютер, презентация.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока. | Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л) -Уважительно относиться к учители(Л) -Уважительно относиться к одноклассникам(Л) -Умение организовать выполнение задания учителя(Р) |
Этап мотивации знаний. | Учитель: Дождь прошел, отмелькали зарницы. Снова в мире покой, чистота и надежда… Снова песни запели беспечные птицы, И цветы распустились, прекрасны, как прежде… На экране появляется слайд с красивыми картинками цветов. | |
Актуализация знаний. | На экране появляется слайд с одиночные цветы. Учитель: Одни растения имеют одиночные цветки, т.е. на концах побегов или в пазухах листа растет один цветок, а у других растений цветки собраны в соцветия. На экране появляется слайд-тема урока по - «Соцветия». 1. Что же такое – соцветие? 2. С какой целью природа создала их? 3. Почему цветки сгруппированы в соцветие? 4. Какое биологическое значение имеют соцветия? Вот на эти ключевые вопросы вы должны ответить в конце урока. | - Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л) -Уважительно относиться к учители(Л) -Уважительно относиться к одноклассникам(Л) -Умение организовать выполнение задания учителя(Р) -Умение делать выводы по результатам работы(Р) -Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р) -Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К) -контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К) -Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К) Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное (М) |
Изучение нового материала. | Изобретя цветок - растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации. Цветы редко расположены поодиночке. Давайте вспомните цветы, у которых цветок одиночный, (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в группы-соцветия. Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. В соцветия обычно собраны мелкие цветки. Это делает их хорошо заметными для насекомых – опылителей. Число цветков в соцветиях разных растений различаются.  Соцветия Простые Сложные Простые соцветия более разнообразны: - кисть (ландыш, капуста) - головка (клевер) - початок (кукуруза, белокрыльник) - колос (подорожник) - зонтик - (примула, вишня). Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях, то есть на осях второго и третьего порядка: - метелка (сирень) - зонтик (укроп) - колос (пшеница) Вашему вниманию предлагается фрагмент кинофильма «Соцветия». Познакомится с видами простых и сложных соцветий более подробно, вы сможете в ходе выполнения исследовательской работы. А помогут нам в этом фрагменты презентации, наборы соцветий и схемы в учебнике. Учащиеся выполняют исследовательскую работу и заполняют таблицу. (приложение № 2). У вас на столах лежат наборы фотографий и схемы соцветий разных растений. Выполнив приведенные ниже задания, вы сможете определить тип соцветия и то растение, у которого его можно встретить. 1. Пользуясь учебником, параграф 12, страница 64-66 и рисунком №51 разложите набор на 2 группы: простые соцветия (кисть, колос, зонтик, завиток, початок, головка, корзинка, щиток), сложные соцветия (сложная кисть или метелка, сложный зонтик, сложный колос). 2. Определите вид соцветия и подберите к ним карточки-схемы. Результаты занесите в таблицу (Приложение №2). 3. Ответьте на вопрос: Каково биологическое значение соцветий? Проверяем правильность составления групп, используя слайды в презентации. |
Закрепление материала. | Учитель: Мы познакомились с видами соцветий, выполнили исследовательскую работу, теперь нужно решить кроссворд. Появляется слайд с ответами. Дети проверяют работу друг друга. | Дети решаю кроссворд |
Подведение итогов. Рефлексия. | Возвращаемся к поставленным вопросам в начале урока. Учащиеся отвечают на вопросы, учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки. | |
Домашнее задание. | § 12 прочитать. Стр.66 ответить на вопросы. Заполнить таблицу «Соцветия». Тип соцветия | Характерные признаки | Растения, имеющие такой тип соцветия | | | | | |
Список использованной литературы
Биология6 Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 2007, [1] с.
Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 2. Ботаника. – М.: - ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002. – 544 с., ил.
CD-диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия: Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс.