СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Соцветие"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Смешанный

Цели урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Соцветие"»

Разработка урока по биологии «Соцветия»

Учитель биологии Улазаева Ирина Васильевна

Класс - 6,

Предмет: Биология.

Тема урока: «Соцветия».

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Смешанный

Цели урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Познавательных:

• Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.

• Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.

Коммуникативных:

• Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.

• Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.

• Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группах.

Предметных:

• Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.

• Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

Метапредметных:

• Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;

• Продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа;

• Развивать на уроке активную речевую практику;

• Умение работать в группе, учитывать мнение собеседников.

Личностных:

• Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;

• Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;

• Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.

Задачи:

Образовательные:

создавать условия для активного повторения строения цветка;

формировать знания о соцветии, его биологической роли;

познакомить с видами соцветий и признаками, отличающими одно соцветие от другого;

научить определять соцветия у растений по фотографиям и гербарным материалам.

Воспитательные:

воспитывать культуру общения в разных видах коллективного взаимодействия;

воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы.

Развивающие:

развивать память, внимание;

развивать у учащихся интерес к изучению биологии;

способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;

развивать умения видеть проблему и находить пути её решения, искать ответы на поставленные вопросы;

развивать умение быстро, грамотно и точно выражать свои мысли, получать информацию из разных источников и анализировать ее.

Оборудование: Мультимедийный проектор, проекторная доска, компьютер, презентация.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.

Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учители(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

Этап мотивации знаний.

Учитель: Дождь прошел, отмелькали зарницы.

Снова в мире покой, чистота и надежда…

Снова песни запели беспечные птицы,

И цветы распустились, прекрасны, как прежде…

На экране появляется слайд с красивыми картинками цветов.


Актуализация знаний.

На экране появляется слайд с одиночные цветы.

Учитель: Одни растения имеют одиночные цветки, т.е. на концах побегов или в пазухах листа растет один цветок, а у других растений цветки собраны в соцветия.

На экране появляется слайд-тема урока по - «Соцветия».

1. Что же такое – соцветие?

2. С какой целью природа создала их?

3. Почему цветки сгруппированы в соцветие?

4. Какое биологическое значение имеют соцветия?

Вот на эти ключевые вопросы вы должны ответить в конце урока.

- Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учители(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

-Умение делать выводы по результатам работы(Р)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)

-контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное (М)

Изучение нового материала.

Изобретя цветок - растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации. Цветы редко расположены поодиночке. Давайте вспомните цветы, у которых цветок одиночный, (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в группы-соцветия.

Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

В соцветия обычно собраны мелкие цветки. Это делает их хорошо заметными для насекомых – опылителей.

Число цветков в соцветиях разных растений различаются.

Соцветия

Простые Сложные

Простые соцветия более разнообразны:

- кисть (ландыш, капуста)

- головка (клевер)

- початок (кукуруза, белокрыльник)

- колос (подорожник)

- зонтик - (примула, вишня).

Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях, то есть на осях второго и третьего порядка:

- метелка (сирень)

- зонтик (укроп)

- колос (пшеница)

Вашему вниманию предлагается фрагмент кинофильма «Соцветия».

Познакомится с видами простых и сложных соцветий более подробно, вы сможете в ходе выполнения исследовательской работы. А помогут нам в этом фрагменты презентации, наборы соцветий и схемы в учебнике.

Учащиеся выполняют исследовательскую работу и заполняют таблицу. (приложение № 2).

У вас на столах лежат наборы фотографий и схемы соцветий разных растений. Выполнив приведенные ниже задания, вы сможете определить тип соцветия и то растение, у которого его можно встретить.

1. Пользуясь учебником, параграф 12, страница 64-66 и рисунком №51 разложите набор на 2 группы: простые соцветия (кисть, колос, зонтик, завиток, початок, головка, корзинка, щиток), сложные соцветия (сложная кисть или метелка, сложный зонтик, сложный колос).

2. Определите вид соцветия и подберите к ним карточки-схемы. Результаты занесите в таблицу (Приложение №2).

3. Ответьте на вопрос: Каково биологическое значение соцветий?

Проверяем правильность составления групп, используя слайды в презентации.

Закрепление материала.

Учитель: Мы познакомились с видами соцветий, выполнили исследовательскую работу, теперь нужно решить кроссворд.

Появляется слайд с ответами. Дети проверяют работу друг друга.


Дети решаю кроссворд

Подведение итогов. Рефлексия.

Возвращаемся к поставленным вопросам в начале урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки.


Домашнее задание.

§ 12 прочитать. Стр.66 ответить на вопросы. Заполнить таблицу «Соцветия».

Тип соцветия

Характерные признаки

Растения, имеющие такой тип соцветия

































Список использованной литературы

  1. Биология6 Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 2007, [1] с.

  2. Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 2. Ботаника. – М.: - ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002. – 544 с., ил.

  3. CD-диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия: Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс.