Худякова Светлана Юрьевна.
Преподаватель по классу домра
КГКП «Школа искусств акимата
Шемонаихинского района»
Открытый урок
«Создание образа музыкального произведения».
Тема: Создание музыкального образа.
Цели: 1. Систематизировать способы создания музыкального образа на основе опорных знаний.
2. Способствовать развитию ассоциативного, образного мышления.
3. Способствовать воспитанию личностного, эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
Оборудование: карточки разного цвета, видеопроектор, картины.
Тип урока: систематизации знаний.
Формы работы: индивидуальная, в группах.
Музыкальные произведения исполняет ученица 5 класса по специальности домра, Бурлягина Маргарита. Урок можно провести индивидуально. Но так же можно на урок пригласить учащихся других классов, что бы они тоже принимали участие в уроке.
Учитель: Здравствуйте. Я бы хотела начать наш урок с решения кроссворда. Если вы правильно ответите на вопросы, то по вертикали соберется слово, которое и будет темой нашего урока.
1 – интервал (Октава), 2 – ударный инструмент (Барабан), 3 – знак повтора (Реприза), 4 – крупная форма (Соната), 5 – неполный такт (Затакт).
Учитель: Какое слово получилось?
Ученица: Образ.
Учитель: Создание музыкального образа будет темой нашего урока. Как вы понимаете слово «образ»?
Ученица: Тип, характер, облик, наглядное представление о ком-нибудь, художественное отражение действительности.
Учитель: На уроке мы выясним, какие существуют способы создания образа музыкального произведения, что нам помогает в создании образа.
Музыкальный образ рождается в голове композитора, воплощается в создаваемом им произведении, затем исполнитель передает замысел композитора, добавляя свое видение этого произведения, и создается воображением слушателя. Каждый человек, слушая музыку, представляет свой образ.
Очень много об образе произведения может дать информация о композиторе, о его творчестве, о произведении.
Прослушайте 1-е произведение – «Казахский марш» Александра Затаевича.
Маргарита играет пьесу.
Учитель: Произведение совсем не похоже на марш, скорее на танец. Мы задали вопрос «Почему?» и начали искать ответ.
Сначала Маргарита провела исследовательскую работу - собрала и переработала информацию о композиторе. Послушайте, что получилось. Маргарита читает, на экране презентация.
Ученица: Александр Викторович родился 20 марта 1869 в городе Волхов, советский музыкант-этнограф и композитор. Окончив в 1886 в Орле военную гимназию, Затаевич был направлен в г. Плоцк, где всё свободное время отдавал изучению и сочинению музыки. В 1896 познакомился с С.В. Рахманиновым, который, проявив интерес к фортепианным пьесам А.Затаевича, содействовал их изданию. Рахманинов посвятил Затаевичу "Шесть музыкальных моментов". В 1904-15 Затаевич служил в Варшаве, занимался активной музыкально-общественной деятельностью. Был музыкальным критиком газеты "Варшавский дневник", где опубликовал более 1000 статей и рецензий о творчестве польских, русских и западноевропейских композиторов и исполнителей. В тот же период записывал образцы польского фольклора. С 1920 Затаевич жил в Оренбурге. Здесь основная творческая деятельность его выразилась в сборе, записи и систематизации образцов народной музыки. Записал более 2300 произведений музыкального фольклора. Обладая острым слухом и отличной музыкальной памятью, записывал мелодии на слух. Опубликованные Затаевичем в сборниках "1000 песен казахского народа" и "500 казахских песен и кюев", произведения народных казахских композиторов и материалы по истории и теории народной музыки представляют собой антологию казахского музыкального фольклора с древних времён до 30-х гг. 20 в. Александр Затаевич - народный артист Казахской ССР. В трудах А.Затаевича впервые в Казахстане появились характеристики творчества таких виднейших композиторов, как Абай Кунанбаев, Курмангазы Сагырбаев, Биржан Кожагулов и др. Записывал музыкальное творчество киргизов, татар, уйгуров, дунган и др. народов. Работы учёного-фольклориста были высоко оценены многими деятелями мировой культуры. Многие советские композиторы творчески использовали его записи в своих произведениях. Александр Затаевич - один из основоположников казахской профессиональной фортепианной музыки. Автор многочисленных произведений для фортепиано, оркестра, струнного квартета и других инструментов.
Музыкально-этнографическая деятельность А.В. Затаевича получила восторженную оценку со стороны французского писателя и музыкального деятеля Ромена Роллана. Не всем известно, что А.Затаевич имел довольно обширную переписку с Роменом Ролланом. «Если ты хочешь узнать душу народа - изучи его песни» - это одна из любимых мыслей Ромена Роллана, которую любил повторять Александр Викторович.
Учитель: Александром Затаевичем была проделана большая работа по сбору народных песен и кюев и выпущено две книги «1000 песен казахского народа» и «500 казахских песен и кюев». В нашей библиотеке есть сборник «1000 песен казахского народа», в котором мы нашли тему марша. Это песня Жаяу Муссы «Турымтай».
Концертмейстер проигрывает это произведение.
Учитель: В конце книги есть пояснения автора, т.е. самого А.Затаевича. Я вам буду читать, а вы будете записывать прилагательные, которые отображают характер.
Учитель читает пояснения: «Турымтай - маленький степной сокол, неутомимый и ловкий. Казахские дети охотятся с ним на маленьких птичек. Охота веселая и спортивная.
Жаяу Муса – известный казахский певец и слагатель песен. Прозван «пешим» потому, что по бедности слонялся со своим искусством по степи пешком. Веселый старик, вопреки обычаю казахских акынов, играл больше не на домбре, а на скрипке. В творчестве Мусы царит мало свойственная казахам легкомысленная веселость и балагурство. Его легкие, беззаботные и как бы подзадоривающие мелодии чаще всего укладываются в двухдольный метр, в котором и отчеканиваются до конца, так и напрашиваясь на «гитарный» для себя аккомпанемент и как бы приглашая к танцам».
А теперь прочитайте, что вы записали.
Ученики: Ловкий, веселый, легкий, беззаботный.
Учитель: Проанализировав творчество композитора, его характер, характер автора оригинальной пьесы, мы решили, что образ этого произведения… Ученица: веселый человек, герой казахских сказок – Алдар Косе.
Учитель: Итак, 1-й способ – сбор информации.
Очень часто композитор помогает нам тем, что дает название произведению. Такая музыка называется программной. Например, русская народная песня «Веселая голова» в обработке Лоскутова. Давайте послушаем. Маргарита исполняет пьесу.
Учитель: Какая форма этого произведения?
Ученица: Вариационная.
Учитель: Все вариации в одном характере?
Ученица: Нет.
Учитель: У вас есть словари, где предложено множество слов, обозначающих характер. Используйте его, когда будете определять характер вариации. (Приложение)
Давайте проанализируем несколько.
Маргарита играет вариации по очереди, с детьми обсуждаем каждую.
Учитель: Слушаем первую вариацию. Какой характер?
Ученики: Веселый.
Учитель: С помощью чего передается этот характер?
Ученики: Длительности - 16-е, яркая динамика.
Учитель: Слушаем вторую вариацию. Какой характер?
Ученики: Вариация легкая, воздушная, невесомая.
Учитель: За счет чего эта воздушность появляется?
Ученики: Используется прием игры – флажолет.
Учитель: Слушаем 3-ю вариацию. Здесь какой характер?
Ученики: Характер важный, решительный. Достигается с помощью аккордовой фактуры.
Учитель: И, наконец, 4-я вариация
Ученики: Характер нежный, ласковый. Передается с помощью приема игры – тремоло, штрих легато.
Учитель: Все, что вы назвали – динамика, темп, фактура, штрих – это…
Ученики: Средства музыкальной выразительности.
Учитель: Итак, 2-й способ – анализ музыкально-исполнительских средств.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Каким цветом слово?» Я буду называть слово, а вы с помощью разноцветных карточек показывать цвет. (Слова – «МАМА», «СЧАСТЬЕ», «РОДИНА».)
Дети показывают карточки разного цвета.
Учитель: Вы выбираете разные цвета к словам, так же и музыка может быть разного цвета. У некоторых композиторов даже тональности были окрашены в определенный цвет. Когда мы слушаем музыку, очень часто в нашем воображении возникают художественные картины, мы «рисуем» музыку. На стенде представлено несколько картин. Сейчас Маргарита исполнит произведение Ф.Верачини «Ларго». Ваша задача – выбрать ту картину, которая, по-вашему мнению, отображает музыкальный образ произведения. Можно закрыть глаза.
М
ы на уроке представили картины, написанные самой Маргаритой, т.к. она посещает художественную школу. Можно выбрать разножанровые картины.

После проигрывания учащиеся говорят, какую картину они выбрали и почему.
Учитель: Итак, 3-й способ – «связывание музыкального и художественного образа»
А сейчас я попрошу вас разделиться на две группы. Ваша задача – внимательно прослушать следующее произведение - «Экспромт» А.Арутюняна и сочинить рассказ.
Маргарита проигрывает пьесу. Пока команды сочиняют (3 минуты), Маргарита рассказывает свой рассказ.
Рассказы детей:
В юности у каждого молодого человека была первая любовь. Первое чувство всегда оставляет яркие ощущения. Произведение «Экспромт» помогает выразить это чувство. Когда я слушала это произведение, мне представлялась такая картина: парень и девушка долго встречались и дружили. Но весной пришла повестка из военкомата, их ждет долгая разлука. Девушка очень долго ждала своего любимого, грустила и тосковала. И дождалась! Когда они вновь встретились, их чувства вспыхнули еще больше. Чувство восторга и радости охватили их.
Девочка пошла в лес по грибы. Пели звонкие птички, летали разноцветные бабочки, в небе плыли облака. Она собирала цветы, грибы, ягоды. Она так увлеклась, что заблудилась. Было уже темно и ей стало очень страшно. Далеко в горах выли волки, но ей казалось, что они совсем рядом. Но случилось чудо! Ей навстречу повстречался заяц! Они быстро подружились. Вскоре зайчик вывел ее из леса. Девочка поблагодарила лесного жителя. Она обрадовалась, что скоро будет дома.
Учитель: Итак, 4-й способ – сочинение рассказа, истории.
Молодцы! У вас хорошо развиты фантазия и воображение. А сейчас вы прослушаете произведение, но я не скажу вам название. Его вы должны придумать сами.
После проигрывания пьесы В.Дмитриева «Старая карусель» учащиеся называют названия.
Ученики: Встреча в парке, Веселый танец, Цирк.
Учитель: Итак, 5-й способ – придумать свое название.
Давайте повторим, что нам помогает в создании образа произведения?
Ученики: Сбор информации, изобразительное, литературное искусство, средства музыкальной выразительности.
Учитель: Чтобы в будущем вам было легче создавать образ, я вам подготовила памятки для создания музыкального образа.
Д\з – руководствуясь этой памяткой, попробуйте создать образ музыкального произведения по специальности.
Учитель: Вам понравился урок? Что понравилось больше всего? Какой способ создания музыкального образа, по - вашему, самый легкий, сложный?
Памятка по созданию музыкального образа.
Сбор информации (композитор, его деятельность, произведение)
Какие средства музыкальной выразительности передают характер (темп, лад, динамика, штрихи, приемы игры, фактура).
Рисуем картину.
Сочиняем рассказ.
Придумываем свое название произведения
Приложение
Характер музыки.

| Весело, задорно, жизнерадостно, бодро, с юмором, хитро, светло, энергично, заразительно, ослепительно, грациозно, изящно, задиристо, тепло, шутливо, живо, превосходно, игриво, блестяще, радостно, звонко, ловко, восторженно, сияя, празднично, |
 | Спокойно, просто, свободно, добродушно, прозрачно, мирно, сдержанно, сосредоточенно, твердо, торжественно, гордо, нежно, мягко, тепло, ласково, широко, раздольно, решительно, уверенно, тяжело, робко, равнодушно, задумчиво, |
 | Грустно, хмуро, резко, напряженно, жестоко, мрачно, угрюмо, лениво, тревожно, беспокойно, печально, тоскливо, страшно, грозно, враждебно, тоскливо, безразлично, рассеянно, уныло, трагично, осторожно, |