СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Строение и функции кожи"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раработка урока.(конспект+презентация)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Строение и функции кожи"»

Открытый урок по биологии в 9 классе «Строение и функции кожи»

(урок-исследование)

Цели урока.

Образовательная

  1. Познакомить учащихся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей.

  2. Выработать навыки установления связи между строением и функциями кожи.

Воспитательная

  1. Воспитывает толерантное отношение к друг другу.

  2. Воспитание навыков гигиены по уходу за кожей.

Развивающая

  • способность самостоятельной организации процесса усвоения знаний;

  • принимать самостоятельные решения;

  • мыслить критически и оригинально;

  • разрешать конфликты и смягчать разногласия;

  • самостоятельно получать информацию;

  • использовать новые идеи для достижения цели;

  • контролировать свои эмоции;

  • развивает уверенность в себе;

  • планировать пути достижения цели;

  • дает возможность принимать самостоятельные решения.

Оборудование: презентации, проектор, компьютеры, схема строения кожи в виде презентации, лупы, кластеры напечатанные. Папки с заданиями и необходимым материалом для урока.

Тип урока - изучение нового материала с использование технологии проблемного обучения, ИКТ и исследование материала

Вид урока - исследование, работа с книгой и видеороликом

Методические приёмы: «Верите ли Вы, что…», кластеры.

Форма организация познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: 1. беседа с использованием иллюстраций

2. самостоятельная работа с книгой

3. исследовательские, частично-поисковые




Ход урока.

1.Организационный момент:

- Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Вы готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место. Думаю, что наша совместная работа будет полезной, и интересной.

2.Опрос домашнего задания.

А) Дайте определение терминам

  • Выделение

  • Почка

  • Нефрон

  • Почечная лоханка

  • Корковый слой почки

  • Мозговое вещество в почке

  • Первичная моча

  • Вторичная моча

  • Цистит

Б) Программированный опрос

1.Почки расположены по обеим сторонам от позвоночника в брюшной полости. (где расположены почки ?)

2. Мочеточники отходят от мочевого пузыря. ( от какого органа отходят мочеточники?)

3. Вместимость мочевого пузыря 6л. (Назовите вместимость мочевого пузыря)

4. (Назовите сруктурную и функциональную единицу почек) нейрон.

5. (сколько этапов необходимо для Образования мочи ?) происходит в два этапа.

6.(Через что удаляются газообразные продукты обмена веществ?) удаляются через почки.

7.(Роль фильтра в почках выполняют что?) нефроны и капилляры.

8. (Назовите заболевание воспаление мочевого пузыря) цистит.


3.Изучение нового материала

Стадия вызова:

слайд 1

У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Беседа по вопросам:

- Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?

- Что же является главным в жизни каждого человека?

- Что значит, по-вашему, быть здоровым?

Учитель обобщает сообщения уч-ся о здоровье.

Совершенно верно. Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласовано функционируют все органы и системы органов организма, а значит, есть необходимость продолжить изучение организма человека.


СЛАЙД 2

А сейчас я вас попрошу ответить, о каком органе пойдёт речь. А определить вы сможете при помощи моих подсказок.

- Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.

- Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.

- Это самый тяжёлый орган человеческого тела. Весит 2.7 кг

.- Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.

(Кожа).

Кожа - орган человека, отделяющий внутреннюю среду от внешней, надежно охраняя ее постоянство.

Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа является для вас незнакомым органом? Нет. Что-то о ней вы уже знаете. Вспомните.

Поэтому в начале урока я предлагаю вам выполнить задание в ваших маршрутных листах из рубрики «Верите ли вы, что…». 

Ваша задача: ознакомится с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «-». Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят.

Слайд 3

Помним «Кто ищет истину – не чужд и заблуждениям». Слова Гёте будут являться эпиграфом нашего урока.

Слайд 4

Задание «Верите ли вы, что…»

…в коже человека выделяют три слоя.

…кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.

…кожа – сложный орган со многими функциями.

…этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

…в коже находится пигмент меланин

…в коже происходит образование витамина Д.

…кожа упругая, эластичная.

К этим утверждениям мы ещё вернёмся в конце урока.

Слайд 5

Учащиеся записывают тему в тетрадь: «Строение и функции кожи».

Что мы должны изучить на уроке, какова цель нашего урока? Любое выполняемое дело требует цели.

Цель урока: изучить особенности строения кожи в связи с выполненными функциями.


-Ребята, а в каких профессиях нам помогут знания о коже?

Ответы ребят: врач дерматолог, косметолог, массажист

Даже если вы не свяжете свою жизнь с этими профессиями , знания правилах ухода за кожей вам пригодятся.



Просмотр видеофрагмента «Строение и функции кожи»

Теперь я прошу вас выполнить задание 1 на своих листах

1.Какие функции выполняет кожа? (фронтальная беседа, запись в кластер)

1.Защитная, т.е. защищает наш организм от различных механических и прочих воздействий (давления, трения, удара…);

2. Терморегуляционная т.е. участвует в регуляции температуры через потоотделение.

3.Выделительная т.е. участвует в выделении продуктов обмена веществ.

Постановка мини эксперимента: на выполнение кожей чувствительной функции : к доске приглашается один ученик, закрытыми глазами определяет холодное вещество (снег) и форму предмета (шарик).

Слайд 6

4.Чувствительная т.е. в коже находиться множество рецепторов, с помощью которых мы воспринимаем холод, тепло, боль.

(болевые рецепторы - на 1см в среднем до 100 болевых точек;

Осязательные рецепторы много на кончиках пальцев, терморецепторы много на коже лица, живота)

- Кожа выполняет очень много важных функций. Какие особенности строения и свойства помогают коже выполнять все названные функции.

Слайд 7

2. Какими свойствами обладает кожа?

Организация самонаблюдения:

  1. Рассмотрите без лупы, а затем с её помощью кожу тыльной стороны кисти руки. Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи?

  2. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаруживаете?

  3. Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, объясните, почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека? Почему подушечки пальцев обладают большой чувствительностью?



После выполнения работы организуется обсуждение её результатов, в ходе которого учащиеся формулируют следующие выводы:

  1. кожные складки (структурные образования кожи) связаны с функциями суставов пальцев, благодаря которым человек может захватывать предметы (строение органа связано с его функцией).

  2. Кожа богата мышечными и эластичными волокнами, обладающими способностью растягиваться, придавая ей упругость и противостоять давлению.

  3. Мельчайшие кожные складки, бороздки, линии образуют узор, который индивидуален для каждого человека. В углублении бороздок располагается большое количество кожных рецепторов, которые обуславливают высокую чувствительность пальцев.

Запишите пожалуйста выводы в задание № 2



Записывают вывод: кожа человека упругая, эластичная, нежная, благодаря кожным складкам способна растягиваться, на кончиках пальцев имеет своеобразный узор.

Проблемный вопрос: Почему кожа при загаре темнеет?

Слайд 8

3.Особенности строения кожи. Теперь я предлагаю вам выполнить задание № 3

-Разложите, пожалуйста, на кластере термины строения кожи не пользуясь учебником.

Ученики раскладывают термины, допуская ошибки.

А теперь откройте учебники на стр . ______ и прочитайте текст, а теперь внесите изменения в таблице

-Работая с учебником заполняют таблицу «Особенности строения слоёв кожи».

Слайд 9 -10

Слой кожи

Строение слоя

Функции

Эпидермис:

- поверхностный (роговой слой)




-ростковый слой (более глубокий слой)

Эпителиальная ткань

Состоит из погибших клеток прилегающих друг другу (постоянно обновляются).


Образован живыми клетками, которые быстро делятся.

Содержит пигмент- меланин

Защитную






Обеспечивает цвет кожи, защита от УФ-лучей.

Дерма:










Соединительной ткань.

Много эластичных волокон.

Расположены кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания.

Потовые и сальные железы.

Корень волоса

Чувствительная.

Выделительная

Подкожная жировая клетчатка.




Жировая ткань.

Механическая и термическая защита. Запас воды и энергии в виде жира.

Таким образом, строение кожи связано с выполнением каждого слоя определённой функцией.

А теперь чтобы закрепить полученные знания на уроке прочитайте текст в своих маршрутных листах и выполните задания .

Слайд 11

Выполняют письменно задание на закрепление «Строение кожи». Вставьте пропущенные слова:

В коже различают… слоя. Эпидермис образован…тканью. Поверхностный слой эпидермиса образован…клетками, а более глубокий слой… клетками. Второй слой кожи…, образована… тканью. В ней содержится пигмент…, от которого зависит цвет кожи. Дерма выполняет функции… Третий слой кожи…

4.Закрепление.

Слайд 12 -13

А)Тестирование по теме « Кожа». Подчеркни правильный ответ.


1.Наружный слой кожи:

а) эпидермис;

б) дерма;

в) подкожная жировая клетчатка.

2. Функции кожи:

а) защитная;

б) образуется витамин D;

в) орган чувств;

г) все ответы верны.

3. Эпидермис образован:

а) эпителиальной тканью;

б) соединительной тканью;

в) мышечной тканью.

4. Дерма состоит:

а) из слоя эпидермиса;

б) слой соединительной ткани;

в) слоя эпидермиса и соединительной ткани.

5. Кровеносные сосуды и нервные окончания находятся:

а) в эпидермисе;

б) в дерме

в) в подкожной жировой клетчатке.

6. Какие типы тканей составляют кожу?

а) соединительная и нервная;

б) эпителиальная и мышечная;

в) эпителиальная и соединительная.

Обменяйтесь пожалуйста своими работами и выполните взаимопроверку. После выполнения теста ребята выполняют взаимопроверку

Слайд 14

Теперь давайте еще раз повторим с вами. Что такое……

Б) работа устно с терминами

Дерма

Эпидермис

Меланин

Дерматолог

6.Стадия рефлексии:

Ключевое слово нашего урока – кожа. Что нового вы сегодня узнали?

-Могут ли полученные знания пригодится в жизни?

Для чего мы познакомились с темой кожа?

-В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал?

Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, парикмахер, массажист и др.

Хотели бы вы, обратится к пластическому хирургу, который может допустить ошибку?

Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Цена такой ошибки может быть слишком велика. Обратимся к эпиграфу нашего урока. Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её, ты несёшь ответственность за полученную информацию.


А теперь вернёмся к верным - неверным суждениям и сравним их с первоначальными данными.

На уроке оцените свою работу; Мне понравилась Ваша творческая обстановка.

С каким настроением работали?


Слайд 14


6. Домашнее задание ( на выбор) представлено на слайде

1.Подготовить сообщение «Модные идеи пирсинг».

2.Пересказ стр.174-175

3Составить кроссворд «Строение кожи».

Слайд 15



Закончить наш урок мне хочется высказыванием с глубоким смыслом:

Кожа – зеркало организма!

Красота – это здоровье!

Желаю вам быть здоровыми и красивыми.

Спасибо всем за урок.

До свидания.

































Кластер

«Кто ищет истину – не чужд и заблуждениям».

Гётте.

Тема урока:________________________________________________

Задание «Верите ли вы, что…» «+» -да, «-«-нет

…в коже человека выделяют три слоя.

…кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.

…кожа – сложный орган со многими функциями.

…этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

…в коже находится пигмент меланин

…в коже происходит образование витамина Д.

…кожа упругая, эластичная.

1.Какие функции выполняет кожа?

1.____________ т.е. защищает наш организм от различных механических и прочих воздействий (давления, трения, удара…);

2.Терморегуляционная т.е _________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Выделительная т.е. участвует в выделении продуктов обмена веществ.

?4.___________________________________________________________________________

2. Какими свойствами обладает кожа?

Организация самонаблюдения:

  1. Рассмотрите без лупы, а затем с её помощью кожу тыльной стороны кисти руки. Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи?

  2. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаруживаете?

  3. Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, объясните, почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека? Почему подушечки пальцев обладают большой чувствительностью?

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Особенности строения кожи.

Дерма, Эпидермис, Жировая клетчатка

Таблица «Особенности строения слоёв кожи».

Слой кожи

Строение слоя

Функции

Эпителиальная ткань

Состоит из погибших клеток прилегающих друг другу (постоянно обновляются) и живых клеток, которые быстро делятся.

Содержит пигмент- меланин










Чувствительная.

Выделительная



Жировая ткань.

Механическая и термическая защита. Запас воды и энергии в виде жира.

Вставьте пропущенные слова:

В коже различают… слоя. Эпидермис образован…тканью. Поверхностный слой эпидермиса образован…клетками, а более глубокий слой… клетками. Второй слой кожи…, образована… тканью. В ней содержится пигмент…, от которого зависит цвет кожи. Дерма выполняет функции… Третий слой кожи…

Домашнее задание ( на выбор) 1.Подготовить сообщение «Модные идеи пирсинг».

2.Пересказ стр.174-175

3Составить кроссворд «Строение кожи».

Тестирование по теме« Кожа». Подчеркни правильный ответ.


1.Наружный слой кожи:

а) эпидермис;

б) дерма;

в) подкожная жировая клетчатка.

2. Функции кожи:

а) защитная;

б) образуется витамин D;

в) орган чувств;

г) все ответы верны.

3. Эпидермис образован:

а) эпителиальной тканью;

б) соединительной тканью;

в) мышечной тканью.

4. Дерма состоит:

а) из слоя эпидермиса;

б) слой соединительной ткани;

в) слоя эпидермиса и соединительной ткани.

5. Кровеносные сосуды и нервные окончания находятся:

а) в эпидермисе;

б) в дерме

в) в подкожной жировой клетчатке.

6. Какие типы тканей составляют кожу?

а) соединительная и нервная;

б) эпителиальная и мышечная;

в) эпителиальная и соединительная.

Работа с терминами

Эпидермис____________________________________________

Дерма________________________________________________

Меланин______________________________________________

Дерматолог___________________________________________


Дактилоскопия______________________________________