ОУ МБОУ «Белогорская средняя школа №3» г. Белогорска Республики Крым
Учитель математики и информатики Старостина Ирина Александровна
Дата: 04.03.2019
Номер урока: 94.
Предмет: Алгебра.
Класс: 7-Б.
Тема урока: "Умножение разности двух выражений на их сумму".
Тип урока: формирование новых знаний.
Цели урока:
1) Вывести формулу умножения разности двух выражений на их сумму; формировать умения пользоваться ранее полученными знаниями и применять приобретенные в новой ситуации.
Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать факты, выдвигать гипотезы, формировать математическую культуру.
воспитывать культуру речи, умение слушать и слышать друг друга, навыки совместной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
–формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и уме6ния;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
уметь определять и формулировать тему и цели урока с помощью учителя;
Познавательные:
–ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Коммуникативные:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты
научиться доказывать и применять формулу разности квадратов.
Оборудование: учебник "Алгебра " 7 класса Ю.Н. Макарычев, презентация.
Ход урока.
Организацио нный момент (2мин.) (Слайд 1).
-Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
-Мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - поможем друг другу.
-Я рада, что у нас хорошее настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
-Эпиграфом нашего урока я взяла слова Конфуция. 551 до н. э.) — древний мыслитель и философ Китая.
Три пути ведут к познанию:
путь размышления - это путь самый
благородный,
путь подражания - этот путь самый легкий и путь опыта - этот путь самый горький. Конфуций
-Сегодня как и всегда попробуем пройти путем размышления.
2.Актуализаци и повторение опорных знаний (5мин.) (Слайд 2-4).
Цель: повторение и обсуждение заданий, необходимых при изучении новой темы.
Устные задания:
1.Найти квадрат выражений
с; - 4; 3 m; 5x2y3, 2/3у, 0,2а2
2.Прочитайте выражение:
а) a2 + b2; б) (a + b)2;
в) (x - y)2; г) x2 - y ; д) (к+с)(к-с)
3. Выполнить умножение и упростить: (x + 6)(x - 5).
3. Постановка проблемы (2мин). (Слайд 5).
Найти значение: (устно)
79*81= 6399;
42*38=1596
-Можно ли за 5 секунд найти ответ?
-В чем затруднились?
-Давайте внимательно посмотрим на множители 1-го выражения.
-Можно ли их представить в виде двух выражений содержащих одинаковые числа?
-Как? (80-1)(80+1)=?
-А как можно представить множители 2-го выражения? (40+2)(40-2)=?
-Как вы нашли бы эти произведения?
(Умножение многочленов).
-Мы с вами изучаем формулы сокращенного умножения.
-Давайте сегодня найдем новую формулу, позволяющую решить эту задачу.
4. Формулирование темы и целей урока(2мин).
-Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?
-А какие цели мы поставим перед собой на этот урок?
5. « Открытие» детьми нового знания. (8 мин.) (Слайд 6).
Цель: вывод формулы умножения разности 2 выражений на их сумму.
-Проведем исследовательскую работу по группам.
- Всего у нас 4-е группы.
-Каждая группа выбирает одно из заданий, записывает решение. Я предлагаю вам организовать работу в группе следующим образом: каждый член самостоятельно выполняет преобразования в тетради, а затем, сверив решения в группе, консультант выписывает его на доске. Посмотрим какая группа организованнее и эффективнее работает.
Задание упростить выражение, какое правило используем?
1. (c - d)(c + d) =
2. (m+n)(m - n) =
3. (a - b)(b + a) =
4. (х - у)(х + у) =
-Теперь, давайте, исследуем задания и полученные выражения.
-Есть ли что-то общее в условиях предложенных упражнений.
-Мы приступили к исследованию темы урока, т.к. находим произведение суммы и разности двух выражений.
-Давайте теперь проанализируем полученные результаты. Что получаем в результате умножения? -Многочлен - двучлен, у которого первый член есть квадрат первого слагаемого, второй - квадрат второго слагаемого. Ответьте на вопросы, которые позволят нам выявить сущность этой формулы.
1) Влияет ли порядок записи скобок на результат?
2) Важен ли порядок записи слагаемых в одной из скобок?
3) Важен ли порядок записи уменьшаемого и вычитаемого в одной из скобок?
4) По какому множителю сумме или разности нужно составлять разность квадратов?
6. Вывод по итогам исследовательской деятельности (1мин). (Слайд 7).
Ну, а теперь давайте выявленные характеристические свойства зафиксируем в виде некоторой
модели правила. (а-b)(а+b)=а2-b2
7. Физминутка (2мин). (Слайд 8).
8. Первичная проверка понимания (5мин). (Слайд 9).
Цель: формирование умений применения формулы разности квадратов.
1.Выберите выражение, которые могут быть преобразованы по формуле произведения разности выражений на их сумму
а) (5+2)+(5-2)
б) (x – y)(x+y)
б) (a-b)-(a+b)
г) (0,5-m)(0,5+m)
д) (2/3-a)(2/3+a)
е) (5x2-3y3)(5x2+3y)
- Преобразуйте выбранные вами выражения по формуле (a+b)(a-b)=a2-b2
Затрудняющимся детям оказывается помощь.
9. « Найди ошибку» (2мин). (Слайд 10).
(3y +7х)(7x-3y) =(3у)2- (7х)2 = 9y2- 49x2
Я надеюсь, что при выполнении упражнений вы будете внимательными и не допустите таких ошибок.
10. Первичное закрепление (7мин).
Обучающая самостоятельная работа
№854
б) (p+q)(p-q) = p2- q2
в)(p-5)(p+5) = p2- 25
№855
б) (4+5у)(4-5у) = 16 - 25у2
в) (7х-2)(7х+2) = 49х2-4
№857
б) (4+у2)(4-у2) = 16 - у4
в) (9а-Ь)(9а+Ь) = 81а2-b2
Взаимопроверка самостоятельной работы.
11. Итог урока. (6мин) (Слайд 11).
Вернемся к нашей проблеме, как быстро найти произведение – 79*81;
79 • 81 = (80 - 1)( 80 + 1 ) = (80)2- (1)2 = =6400 - 1 = 6399
Самостоятельно, по образцу найти произведение чисел:
42 • 38=(40+2)(40-2)=402-22=1600-4=1596
201-199=(200+1)(200-1)=2002-12=40000-1=39999 2,02-1,98=(2+0,02)(2-0,02)=22-0,022=4-0,0004
=3,9996
12. Информация о домашнем задании (1мин).
Выучить правила п. 34.№ №855(д,е); 857(з,и); 859(в,г)
13. Рефлексия (2 мин)
« Суха теория мой друг, а древо жизни пышно»
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какие уже имеющиеся у вас знания понадобились на уроке?
-то и как вам помогал на уроке при решении задач?
-Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам в будущем?
-Где вы примените полученные знания?
-В какой момент урока вы чувствовали себя особенно успешным?
-Какие способы и приемы работы вы использовали на уроке?
-За что бы вы себя похвалили на уроке?
-Что изменили бы в своих действиях на уроке?
-Что вам понравилось на уроке больше всего?
-Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе.