СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Употребление разделительных Ъ и Ь

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение, умение применять правило   правописания слов с разделительным Ъ и Ь.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Употребление разделительных Ъ и Ь»

Урок русского языка «Употребление разделительных Ъ и Ь».

Цель: обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение, умение применять правило правописания слов с разделительным Ъ и Ь.

Ход урока.

1.  Организационный  момент.    

2. Актуализация знаний.     

Словарная работа Индивидуальная работа (1 ученик работает у доски).

Карточка: Выписать слова с приставками, выделяя их      

Сдавать экзамены, подбежать к школе, поехать на экскурсию, изменить решение, расписание уроков, разделить поровну.

Найдите «лишнее» (поехать, все приставки на согласную).

Работа с классом. (Запись на доске слов с пропущенными буквами)

Задание: Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Кон…, капел…, мел…ница, пис…мо, ноч…, доч…, молодёж…, выучиш…

Какую роль выполняет Ь?

Проверка индивидуальной работы.

3. Основная часть урока.

1.В нашем классе есть две ученицы – Ольга и Софья. Каждая из двух девочек утверждает, что в её имени пишется разделительный ь знак. Так ли это?

 Что поможет это доказать?  Ольга, Софья. Сравнивается транскрипция написания этих слов.

(В одном слове появляется  звук [й], который разделяет согласный глухой [ф] от гласного, нет слияния)

 [Ол’га ]   - обозначает мяг. согл. зв.

 [Соф’й’а ]– разделительный ъ знак.

 2. Создание проблемной ситуации.

Расскажите правило написания разделительного ь знака в словах.

 Предъявление  ученикам противоречивых мнений .

 На доске – запись:

 Не за то волка [б’ й у т], что сер, а за то, что овцу [с’ й э л].

 – Как вы понимаете эту пословицу?

 – Почему два слова записаны в транскрипции? (Есть звук [й] – «сигнал опасности»: надо подумать, что писать).

 – Спишите пословицу в тетрадь, заменив транскрипционную запись буквенной.

 Возникает затруднение – дети спрашивают, какую букву писать.

3. Актуализация проблемы.

 – Почему у вас возник этот вопрос?

 («Работа» у букв Ь и Ъ одинаковая – предупредить о наличии звука [й], а перед Ю и Е может быть написана любая из этих букв).

 Действительно:

 Оба знака хороши,

 Достойны оба чести,

 Ведь стоят у нас они

 В очень нужном месте.

4. Поиск решения.

 У меня есть два варианта разрешения данной ситуации:

 1. Я просто скажу вам, что писать.

 2. Вы попробуете сами разрешить эту проблему. (Дети выбирают 2-й вариант).

 В результате наблюдения за двумя группами слов

 Съехал    Вьюга

 Отъехал   Колья

 Въехал    Ульи

 Подъехал   Варенье

 дети легко находят объяснения Ь и Ъ, формулируют вывод, который затем сверяют с правилом в учебнике.

 5. Физкультминутка.

Выберите любую понравившуюся линию и проследите глазами по ней несколько раз.      

Здоровьесберегающий подход  (Выполняют сидя.)

  6. Применение нового.

1. Образуйте новые слова с корнем езд, используя  только приставки и запишите  их в тетрадь.

По-,  под-, в-, от-, про-, об-, раз -пере-.

2.Приготовьте сигнальные  карточки.

 Мальчики показывают разд. Ъ, если в слове пишется Ъ.

 Девочки показывают разд.  Ь, если в слове пишется Ь.

Судья, соловьи, объявление, поёт, вьюга, объём, стулья, ружьё, отъехал, заехал, съёжился, безделье, разъехались.

 3. Запишите словосочетания в 2 колонки.

 с разделительным Ь               с разделительным Ъ

в_ёт гнездо,об_яснить задачу, собирать  лист_я,  сер_ёзная опасность, л_ётся дождь,  раз_единить провода, большой об_ём, раз_ярённый зверь, под_ёмный кран, отличное здоров_е.

 4. Вставьте пропущенные  буквы.

 С_ёмка, варен_е, дерев_я,  олад_и, коп-ё, об_едем,лист_я, ноч_ю, руч_и,  вз_ерошенные, с_ехал.

5. Это интересно! Из истории языка.

Буква «ер» - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд). До 19171918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы. Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.

6. Собери пословицы. 

 Вставь пропущенные буквы.

I. Учен.._е свет,                                      II. надо в воду лезть.

   Чтобы рыбку с..есть                              ядра не с..ешь,

   Не рзгрызёшь ореха                              а не ученье тьма.

7. Развитие орфографической зоркости.

  В подезде я увидел взерошенного котёнка.  Он сёжился от страха под лестницей, а над ним стоял разярённный пёс. Котёнка я забрал домой.

Назовите слова, в которых допущена ошибка.

8. Письмо с комментированием. Упр. 65.   Взаимопроверка.

7. Итоговая беседа.  

Сделайте вывод, какие ключевые слова темы были использованы на уроке.

Сформулируйте правило употребления разделительных Ъ и Ь.

8. Домашнее задание (дифференцированное).

9.  Рефлексия.

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • У меня получилось…