Урок №43 7класс
ТЕМА УРОКА : УСЛОВИЯ ПЛАВАНИЯ ТЕЛ
Цель:
выяснить условия плавания тел на основе понятия об Архимедовой силе;
формировать интерес к эксперименту;
развивать умение наблюдать;глубоко анализировать, сопоставлять, сравнивать, объяснять явления;
- способствовать активизации творческого мышления учеников, пробуждать в них познавательный интерес;
раскрыть практическое использование условий плавания тел в жизни человека, в природе;
воспитывать чувство ответственного и бережного отношения к природе.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний
Оборудование: сосуды с водой, маслом, наборы тел разной плотности, деревянный и пластмассовый оселки одинакового размера, парафиновый шарик, небольшая картофелина, пробирка с кухонной солью, пластилин, динамометр, мензурки, разновесы; карточки с заданиями; презентация «Условия плавания тел».
Ход урока.
Организационный момент.
Aктуализация опорных знаний.
Физический диктант
Вопрос 1 варианта : | Вопрос 2 варианта : |
1. Как называется прибор для измерения атмосферного давления ? | 1. Как называется прибор для измерения давления, больше или меньше, чем атмосферное давление? |
2. На тело, погруженное в жидкость или газ, действует сила, которая называется . | 2. Величина, которая характеризует действие силы, прилагаемой к определенной поверхности, называется. |
3. Как передается давление в газах? | 3. Как передается (направленный) давление, которое создают твердые тела? |
4. За единицу атмосферного давления принятая величина ровная . | 4. Нормальным атмосферным давлением считается величина ровная. |
5. Как называют приборы, которые состоят из 2-х или больше сосудов, соединенных между собой? | 5. Как называют приборы, которые позволяют получать выигрыш в силе? |
6. От каких физических величин зависит давление жидкости, которая действует на дно сосуда? | 6. От каких физических величин зависит давление газа на стенки сосуда? |
7. Записать формулу закона Архимеда. | 7. Записать формулу для вычисления давления жидкости на дно сосуда. |
8. Записать формулу для расчета выигрыша в силе, что дается гидравлическим прессом. | 8. Записать формулу для расчета высоты уровней жидкостей разной плотности в сообщающихся сосудах |
9. Записать формулу для вычисления силы давления твердого тела на опору. | 9. Записать формулу для определения давления тела на поверхность опоры |
10.От каких физических величин зависит выталкивающая сила в жидкости ? | 10. От каких физических величин зависит выталкивающая сила в воздухе ? |
Проверка домашнего задания.
Вопрос к классу:
а) Какая сила возникает при погружении тела в жидкость ?
б) Как направлена эта сила ?
в) От чего зависит эта сила ?
г) Решить задачу:
Бетонная плита, полностью погруженная в воду, имеет объем 1м3.
Определите выталкивающую силу, которая действует на плиту.
Изучение нового материала
Следовательно, мы знаем, что на любое тело которое погружено в жидкость или в газ, действует выталкивающая сила. Но почему же некоторые тела плавают в жидкости, некоторые тонут в жидкости, а некоторые всплывают на поверхность? Как плавают большие корабли? Почему рыбы плавают внутри жидкости, а водоплавающая птица - на поверхности воды?
Демонстрация эксперимента :
1.В стакан с водой опускают железный цилиндр - он тонет, опускают деревянный оселок - он всплывает.
2.Парафиновый шарик в воде всплывает, а в спирте - тонет.
да, проблемные вопросы:
Почему одни тела тонут в жидкости, а другие в той же жидкости плавают?
Почему одно и тоже тело в одной жидкости тонет, а в другой плавает?
Сегодня на уроке мы с вами это выясним.
Следовательно, тема урока : « Условия плавания тел» (тему урока и задачи урока помогают определить ученики).
Предлагаю ученикам найти ответы на проблемные вопросы, выполнив несколько опытов. Для этого ученики объединяются в группы по 4-6 учеников.
Каждая группа получает задание и оборудование, необходимое для выполнения задание. Результаты работы оформляют в тетрадях. По окончании работы командиры групп сжато рассказывают о выполнении исследование и сделанный вывод.
Варианты опытов :
1.Наблюдать, какие тела опускаются на дно сосуда, а которые всплывают (для тел одинакового объема). С помощью таблицы плотности сравнить плотность каждого вещества с плотностью воды. Сделать вывод
Оборудование: набор тел одинакового объема, для каждого тела указанное вещество, из которого изготовлено тело.
2.Сравнить архимедову силу, которая действует на пробирки с песком, с силой тяготения этих тел. Сделать вывод.
Оборудование: :мензурка с водой, динамометр, две пробирки с песком разной массы.
3.Выяснить, что необходимо сделать, чтобы картофелина плавала в воде. Объяснить результаты исследования.
Оборудование: картофелина, сосуд с водой, кухонная соль, ложка.
4.Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пінопластового тел одинакового объема; выяснить, или отличается глубина погружения этих тел в разных (вода и масло) жидкостях.
Оборудование: сосуды с водой и маслом, деревянный и пінопластовий кубик.
5.Выяснить условия плавания в воде кусочка пластилина. Объяснить полученные результаты.
Обладнання:посудина с водой, пластилин.
6.Выяснить, какой груз выдержит плот, изготовленный из пенопласта.
Оборудование: сосуд с водой, разновесы, динамометр, пенопласт.
Результаты, которые получают ученики, :
1.Первая группа
ρ вещества, кг/м3 | ρ воды, кг/м3 | Тонет/всплывает |
8900 | 1000 | тонет |
7000 | 1000 | тонет |
900 | 1000 | Всплывает на поверхность |
700 | 1000 | Всплывает на поверхность |
Командир первой группы получает вывод: если плотность вещества, из которой изготовлено тело больше плотности жидкости, то тело утонет, если меньше - то тело всплывает на поверхность:
а)ρвеществаρжидкости - тонет
б) ρвеществ,,жидкости - всплывает.
2.Вторая группа учеников для того, чтобы пробирки плавали в воде, из одной пробирки отсыпали часть песка, а в друге досыпали, тем же изменяя массу пробирок, поэтому и силу притяжения также. Ученики получают вывод: если пробирки с песком плавают в воде, то тогда Fa=Fт;
Если FaFт, тело всплывает.
3.Третий вывод: картофелина в обычной воде тонет, в соленой - всплывает, отсюда: архімедова сила зависит от плотности жидкости, следовательно, мы увеличили виштовхувальну силу, когда прибавили в воду соль (ρкρводы).
4.Вывод четвертой группы : в масле деревянный грузик погружается глубже, чем в воде, поэтому глубина погружения зависит от плотности жидкости (ρмρводы), глубина больше, если плотность жидкости меньшая.
5.Кусок пластилина утонул. Для того, чтобы он плавал, ученики смастерили челнок пластилиновый. Объем увеличился, следовательно и сила Архимеда стала больше.
Общий вывод всех опытов. Условия плавания тел :
Fa=Fт, или ρжидкости=ρвещества.
Для того, чтобы тело попливло, необходимо или увеличить плотность жидкости, или объем погруженного в жидкость тела. При этом увеличивается архімедова сила.
Закрепление знаний. Формирование навыков практического использования.
Вопрос к классу: где используются условия плавания тел?
1.Во время построения кораблей корпус корабля изготовляют так, что получают большой объем судна, большая часть которого заполнена воздухом. Средняя плотность судна становится значительно меньше плотности воды, благодаря чему большие морские и речные суда, изготовленные из металла, держатся на воде.
2.Во время речных переправ используют понтоны, заполненные воздухом(Презентация «выталкивающая сила и плотность»)
3.Во время построения подводных лодок, у которых есть специальные емкости, которые для погружения заполняют водой, а для подъема - воду откачивают.( Презентация «Плавания тел»).
Выводы по 6 опыту - часть домашнего задания.
Контроль усвоения материала.
Тест за темой «Плавания судов»
1. На каком известном законе основано понятие «плавание судов»?
А) на законе Паскаля ;
Б) на законе Архимеда.
2. Как изменяется осадка корабля, если его загружают?
А) осадка увеличится;
Б) осадка уменьшится;
В) уровень осадки останется неизменным.
3. Как изменяется осадка корабля, если увеличивается уровень воды, в которой плавает корабль?
А) осадка увеличится;
Б) осадка уменьшится ;
В) уровень осадки останется неизменным.
4. Как изменяется осадка корабля, если он переходит из реки в море?
А) осадка увеличится;
Б) осадка уменьшится ;
В) уровень осадки останется неизменным.
5. Изменится ли водоизмещение судна при переходе из реки в море?
А) увеличится;
Б) уменьшится;
В) останется неизменным.
6. С увеличением количества груза на судне сила Архимеда, который действует на судно
А) увеличится;
Б) уменьшится;
В) останется неизменной.
7. Почему гвоздь тонет, а металлический корабль плавает?
А) Объем жидкости, вытесненной кораблем больше.
Следовательно, сила Архимеда, который действует на корабль больше.
Б) На корабле есть воздушные отсеки. Плотность воздуха меньше плотности воды.
Следовательно, сила Архимеда, который действует на корабль больше.
В) Корабль сделан не только из металла.
Домашнее задание
§38;стр.102(задачи 2, 3).
Дополнительное задание. Подготовить короткое сообщение на тему «Развитие водного
транспорта ».