СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 7 классе по "Повестям Белкина" А.С.Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по анализу литературного героя по "Повестям Белкина" А.С.Пушкина - "Барышня-крестьянгка"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 7 классе по "Повестям Белкина" А.С.Пушкина»

Урок литературы в 7 классе. Учитель Калинина Н.Н.

Тема: Портрет в повести А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка»

Цель: обучение анализу литературного героя по его портретной характеристики; знакомство с планом характеристики героя по его портрету в художественном произведении; обучение видению внутреннего мира героя по его поступкам, мыслям, поведению в разных ситуациях и с разными героями литературного произведения; способствовать развитию устной и письменной речи обучающегося; навыкам анализа произведения; воспитывать чувство уважения и преклонения перед классическим словом русской литературы; обогащать внутренний мир путём приобщения к шедеврам классической литературы и умению мыслить и читать между строк

Оборудование: презентация «Портрет по повести А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка»;

«Повести Белкина»; повесть «Барышня-крестьянка»

Проблемный вопрос урока:

- Можно ли через внешний портрет героя увидеть его внутренний мир?

Ход урока

  1. Мотивация к уроку

Прозвенел звонок, начался урок.

Всё на месте? Всё в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

  1. Проверка качества остаточных знаний

1. Беседа по проверке домашнего задания

- Назовите повести, входящие в цикл «Повестей Белкина» А.С.Пушкина.

- Почему А.С.Пушкин выбрал автором повестей Белкина?

- Какую повесть вы прочитали дома самостоятельно?

2. Краткий сюжетный пересказ повести «Барышня-крестьянка»

  1. Практикум: работа с художественным произведением

  1. Презентация. Кадр №1: тема урока и проблемный вопрос

  2. Блиц-опрос. Кадр №2,3

1. Кто получал «2 тысячи рублей и умирал от скуки в варварской России»?(мадам мисс Жаксон)

2. Кто из героев был «…добрый пылкий малый и имел сердце чистое…»(Алексей)

3. Какого цвета был сарафан Акулины?(синий)

4. Каково назначение в повести дупла старого дуба? (почта)

5. О какой службе мечтал Алексей Берестов? (военной)

6. Во что была обута Акулина? (лапти)

7. Благодаря кому помирились помещики Муромский и Берестов?(лошади )

8. О ком это «…она была постарше, но столь же ветрена…»? (Настя) 9. Название деревеньки, где находилось имение Муромских (Прилучино) 10. Название деревеньки, где находилось имение Берестовых (Тугилово) 11. Как обыкновенно звал свою дочь Григорий Иванович? (Бетси) 12. Какое имя выбрала для себя Лиза, переодевшись крестьянкой? (Акулина) 13. Чьей дочерью была настоящая Акулина? (Кузнеца Василия) 14. Во что играл Алексей Берестов с крестьянками? (В горелки) 15. Как звали собаку Алексея? (Сбогар) 16. Что было изображено на перстне Алексея? (Мёртвая голова) 17. Как звали гувернантку Лизы? (Мисс Жаксон) 18. Сколько лет было Лизе? (17) 19. Кто из помещиков был англоманом? (Г.П.Муромский)

  1. Работа по прочитанному дома тексту повести «Барышня-крестьянка.

Презентация кадр №4

- Кто является главной героиней повести? Как понимаете эпиграф к повести? - Назовите второстепенные действующие лица повести. - Почему так много уделено внимания взаимоотношениям Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского? (Не будь эти два героя в неприязненных отношениях по отношению друг к другу, сюжет развивался бы совершенно по другому сценарию) - Какие картины жизни провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.) - А теперь самое главное: кто рассказывает читателю историю Лизы и Алексея? Присутствует ли он как действующее лицо? Найдите знак присутствия автора-повествователя.

Итак, ещё раз повторим, что повесть входит в цикл "Повестей Ивана Петровича Белкина". А.С. Пушкин не только их написал, но еще и выдумал автора-повествователя Белкина

- Почему повесть называется "Барышня-крестьянка"?

  1. Работа по портретной характеристики героев повести «Барышня-крестьянка»



А) Словарная работа

Б) ПОРТРЕТ (кадр №5, №6)

В) Запись в тетрадь плана характеристики героя (в виде таблицы):



План создания портрета лит.героя

Образ Лизы

Образ Алексея

1. Описание внешности героя.

Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. (автор)


Стройный стан (автор)

«Удивительно хорош, красавец… Стройный, высокий, румянец во всю щёку» (Настя)

2. Поведение, поступки героя. 

Резвая, проказница Избалованная отцом

Любящая прислугу как подружку

Весёлый, с простыми девушками ведёт себя раскованно и от души веселится

С барышнями его круга играет роль мрачного и разочарованного юноши…

3. Внутренний мир героя: чувства, переживания, мысли героя. 

Авантюристка, не любит жеманства. Хочет полюбить настоящего человека. Зачарована рассказами о молодом барине

Живёт в своё удовольствие, веселится, заигрывает с прислугою, девушками. «Одно не хорошо: за девушками слишком любит гоняться» (Настя)

4. Речь – о чем и как говорит герой. 



5. Отношение героя к людям, окружающему.



6. Отношение к герою других действующих лиц.





Г) РОЛЬ ПЕЙЗАЖА в характеристики героя

- Найдите описание пейзажа. Прочитаем отрывок - описание утра, начинающийся со слов "Заря сияла на востоке…"

- Как пейзаж помогает передать состояние Лизы перед первой встречей с Алексеем?

- Какие выразительно-изобразительные средства использует автор в этом отрывке?

  1. Обобщение. Презентация кадр №11.

  1. Вопрос учебника №3 стр. 87

  2. В чём эти два героя похожи друг на друга?

  3. Почему эта история похожа скорее на сказку?

(Она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию – «Ромео и Джульетту» Шекспира. Все эти сложные романтические ходы любви новых Ромео и Джульетты были отменены простым счастливым стечением обстоятельств. Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и романтизма.)

Как на самом деле относились дворяне XIX века к своим крестьянам и слугам?



  1. Рефлексия

Презентация кадр №12.

  1. Задание на дом

  1. Рабочая тетрадь стр.56 – 60 (выполнить задания по «Барышне – крестьянке)

  2. Читать роман «Дубровский»







































ПРИЛОЖЕНИЕ



Блиц-опрос (по презентации)



1. Кто получал «2 тысячи рублей и умирал от скуки в варварской России»?

2. Кто из героев был «…добрый пылкий малый и имел сердце чистое…»

3. Какого цвета был сарафан Акулины?

4. Каково назначение в повести дупла старого дуба?

5. О какой службе мечтал Алексей Берестов?

6. Во что была обута Акулина?

7. Благодаря кому помирились помещики Муромский и Берестов?

8. О ком это «…она была постарше, но столь же ветрена…»? 9. Название деревеньки, где находилось имение Муромских 10. Название деревеньки, где находилось имение Берестовых 11. Как обыкновенно звал свою дочь Григорий Иванович? 12. Какое имя выбрала для себя Лиза, переодевшись крестьянкой? 13. Чьей дочерью была настоящая Акулина? 14. Во что играл Алексей Берестов с крестьянками? 15. Как звали собаку Алексея? 16. Что было изображено на перстне Алексея? 17. Как звали гувернантку Лизы? 18. Сколько лет было Лизе? 19. Кто из помещиков был англоманом?