Тема «Сезонные явления в жизни птиц. Происхождение птиц».
Цели урока:
Показать особенности сезонных явлений в жизни птиц, связанные с изменениями в природе; доказать родство птиц с пресмыкающимися, подвести учащихся к выводу о происхождении пернатых от древних пресмыкающихся;
Развивать умения анализировать, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы;
Продолжить экологическое воспитание учащихся.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, презентация, дидактический материал.
Ход урока
Организационный момент.
Создание психологической готовности учащихся к уроку, условий для активного взаимодействия с учителем.
- Ребята, здравствуйте! Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по городу Птиц и узнаем много интересного об их поведении и происхождении. И, как любому путешественнику, вам необходимы маршрутные листы. Они лежат у вас на партах, возьмите их и ознакомьтесь с вашим сегодняшним маршрутом. Во время нашего урока вам предстоит выполнить задания, указанные в листах, и получить баллы, которые в конце урока превратятся в замечательные отметки! Итак, сегодня мы с вами посетим несколько интересных мест, но начнем наше путешествие мы с воспоминаний, а именно, я предлагаю вам вспомнить строение птиц, их яиц и их размножение.
Проверка домашнего задания.
Биологический диктант.
(за правильный термин – 0,5 балла)
У самца птиц образуются сперматозоиды в _семенниках_, а у самки –яйцеклетки_ в _яичнике_.
Яичник один, благодаря чему _уменьшается_ масса тела.
Созревающие яйцеклетки поступают в _яйцевод_, где происходит оплодотворение_.
Белок и оболочки яйца формируются за счет работы_желез , расположенных в стенках яйцевода.
Из яйцевода яйцо поступает в _клоаку_, а потом наружу.
Выход 4 балла
Подпиши обозначенные на рисунке элементы строения яйца птицы.(за правильный термин – 0,5 балла)

Ответ:
1 – канатик
2 – желток
3 – воздушная камера
4 – белок
5 – скорлупа
6 – зародышевый диск
Выход – 3 балла
Найди правильный ответ. (за правильный выбор по 0,5 балла)
Гнездовыми называются птицы (птенцы которых рождаются голыми, могут видеть, не могут передвигаться, не нуждаются в кормлении, слепые)
Выводковыми называются птицы, (птенцы которых могут видеть, нуждаются в кормлении, покрыты густым пухом, способны к самостоятельному передвижению).
Выход – 3 балла
Целемотивационный этап.
Учитель с помощью наводящих вопросов помогает ученикам сформулировать цели урока, после чего объясняет значимость знаний и умений по теме.
Молодцы, ребята! У вас за спиной хорошая база знаний и можем двигаться в путь! Только у меня вопрос: а куда мы двинемся? О чем мы хотим сегодня узнать из нашего путешествия? Какие у вас предположения? Давайте я вам немножко помогу. Ответьте мне на следующие вопросы:
- почему многие птицы улетают на зимовку в другие места?
- зачем птицы строят гнезда?
- могут ли птицы заботиться о своем потомстве?
Итак, каковы наши цели урока? (ученики формулируют цели урока, вывод целей на экран слайда).
Изучение нового материала.
Биологические периоды в жизни птиц.
Объяснение учителя:
- Жизнь птиц осуществляется ритмически и связана с изменением у птиц обмена веществ, поведения, добычей корма и другими факторами. Говоря другими словами, их жизнь состоит из нескольких биологических периодов: гнездование, выведение птенцов, послегнездовой период.
Предлагаю вам познакомиться с биологическими периодами в жизни птиц в учебнике на стр.161-162. И заполнить схему в маршрутном листе. Обсуждение результатов.
Биологические периоды птиц
гнездование
Выведение птенцов
Послегнездовой период
Что происходит Что происходит? Что происходит?
1. вылет из гнезда
2. линька
3. накопление питательных веществ
1.выкармливание птенцов
2.забота о потомстве
1.выбор участка
2.постройка гнезда
Выход – 3 балла
Причины перелетов и способы их изучения.
Вопрос учителя:
-Ребята, как вы считаете, почему в течение всего года мы с вами не видим на нашей территории ласточек, скворцов, жаворонков, аистов?
Правильно, они улетают в теплые края. Экологи говорят «мигрируют». Что значит термин «миграция»?
Миграция птиц - перемещение птиц, связанное с изменением экологических или кормовых условий, либо с особенностями размножения.
- А в чем еще причина их перелетов? (если не могут ответить, читают учебник стр. 163 «Причины перелета птиц»)
Верно, отсутствие корма, низкая температура, короткий световой день.
-Все ли птицы улетают от нас на зимовку? Кто остается? Почему?
-Правильно, ребята, есть птицы, которые приспособились к выживанию в неблагоприятных условиях. Я предлагаю вам познакомиться с экологическими группами птиц.
Самостоятельная работа с учебником стр.163 (оседлые, кочующие, перелетные птицы). Заполнение таблицы в маршрутном листе. Обсуждение работы.
Экологические группы птиц, связанные с миграцией
экологическая группа | представители | особенности образа жизни |
оседлые | сойки, синицы | постоянно живут в одной местности, делают запасы на зиму |
кочующие | клест, свиристель | С наступлением холодов продвигаются к югу на небольшие расстояния, весной возвращаются обратно |
перелетные | аисты, гуси, соловьи, ласточки, кукушки | Улетают на зимовку в южные страны, весной возвращаются для выведения птенцов |
Выход – 3 балла
Способы изучения перелетов птиц.
- Ребята, а вы знаете, как люди узнают места зимовки птиц? С помощью очень простого метода, который называется кольцевание. Давайте познакомимся с ним поближе и посмотрим небольшой видеосюжет.
Просмотр видео.
Происхождение птиц.
Ребята, а не обращали ли вы внимание на то, что домашняя курица отдаленно напоминает динозавров, только в уменьшенном размере? Как вы считаете, это сходство случайное? Конечно же нет! Сравнение строения птиц с пресмыкающимися выделяет много общих черт. Давайте обратимся к нашему учебнику на стр.163-165 и попытаемся ответить на вопрос: «В чем сходство археоптерикса с представителями класса Птиц и Пресмыкающихся?»
Самостоятельная работа с учебником стр.163-165. Выполнение задания в маршрутном листе.
Сходство археоптерикса с птицами и пресмыкающимися
Рядом с чертами строения археоптерикса, присущими птицам, поставьте букву П, рептилиям(пресмыкающимся) – букву Р. (за каждый правильный ответ – 0,5 балла)
Зубы -__Р___, крылья- __П___, перья-__П___, длинный хвост-___Р__, несросшиеся туловищные позвонки-__Р___, вилочка-___П__, неполые кости конечностей-___Р__, свободные пальцы на крыльях-___Р__.
Выход -4 балла
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
Прочитайте отрывок из стихотворения и найдите биологическую ошибку. Подчеркните её.
Где же ты, птаха!
Где ты, певичка!
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты,
Там и поешь ты песню свою. В.А.Жуковский
Выход 2 балла
Ответьте на вопросы «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны:
+Оседлые птицы живут постоянно в одной и той же местности.
- Аисты – кочующие птицы.
- Первыми улетают водоплавающие и болотные птицы.
+Линька – процесс замены перьев.
- Крупные птицы летят стайками, а мелкие определенным строем.
Выход 5 баллов
Подведение итогов урока.
Ребята, давайте подведем итог нашей работы на уроке. Я прошу вас ответить на вопросы, которые вы видите на слайде.
А теперь подсчитайте количество баллов, которые вы сегодня заработали в нашем путешествии и переведите их в оценку (количество баллов разделить на три).
Домашнее задание.
§ 43, ответить на вопросы после параграфа. Подготовить сообщения «Птицы леса», «Болотные, водоплавающие и околоводные птицы», «Птицы открытых мест обитания» (по желанию).
Рефлексия.
Кто может рассказать, о чем поют птицы?
Маршрутный лист
учащейся(-гося) 8 «А» класса
ГУО «Средней школы № 7 г.Новополоцка»
ФИ_______________________________________________________________
Тема урока:_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Цель урока:_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Проверка домашнего задания.
1. Биологический диктант.
(за правильный термин – 0,5 балла)
1.У самца птиц образуются сперматозоиды в ___________________, а у самки -______________________ в _____________________.
2.Яичник один, благодаря чему _____________________ масса тела.
3.Созревающие яйцеклетки поступают в ________________________, где происходит____________________________.
4.Белок и оболочки яйца формируются за счет работы________________ , расположенных в стенках яйцевода.
5.Из яйцевода яйцо поступает в __________________, а потом наружу.
Выход балла
Подпиши обозначенные на рисунке элементы строения яйца птицы (за правильный термин – 0,5 балла)

Выход балла
В скобках найти правильное продолжение предложения и подчеркнуть. (за правильный выбор по 0,5 балла)
А) Гнездовыми называются птицы (птенцы которых рождаются голыми, могут видеть, не могут передвигаться, не нуждаются в кормлении, слепые)
Б) Выводковыми называются птицы, (птенцы которых могут видеть, нуждаются в кормлении, покрыты густым пухом, способны к самостоятельному передвижению).
Выход балла
Изучение нового материала.
1. Познакомиться с биологическими периодами в жизни птиц в учебнике на стр.161-162. Заполнить схему.
(по 1 баллу за период)
Биологические периоды птиц
Что происходит? Что происходит? Что происходит?
1.
2.
3.
1.
2.
1.
2.
Выход балла
Самостоятельная работа с учебником стр.163 (оседлые, кочующие, перелетные птицы). Заполнение таблицы.
(по 1 баллу за колонку)
Экологические группы птиц, связанные с миграцией
экологическая группа | представители | особенности образа жизни |
| | |
| | |
| | |
Выход балла
Самостоятельная работа с учебником стр.163-165.
Сходство археоптерикса с птицами и пресмыкающимися
Рядом с чертами строения археоптерикса, присущими птицам, поставьте букву П, рептилиям(пресмыкающимся) – букву Р. (за каждый правильный ответ – 0,5 балла)
Зубы -_____, крылья- _____, перья-_____, длинный хвост-_____, несросшиеся
туловищные позвонки-_____, вилочка-_____, неполые кости
конечностей-_____, свободные пальцы на крыльях-_____.
Выход балла
Закрепление изученного материала.
Прочитайте отрывок из стихотворения и найдите биологическую ошибку. Подчеркните её. (за правильный ответ 2 балла)
Где же ты, птаха!
Где ты, певичка!
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты,
Там и поешь ты песню свою.
В.А.Жуковский
Выход балла
Ответьте на вопросы «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны (1 балл за каждый правильный ответ)
Оседлые птицы живут постоянно в одной и той же местности.
Аисты – кочующие птицы.
Первыми улетают водоплавающие и болотные птицы.
Линька – процесс замены перьев.
Крупные птицы летят стайками, а мелкие определенным строем.
Выход баллов
Подведение итогов урока.
Ребята, подсчитайте количество баллов, которые вы сегодня заработали в нашем путешествии и переведите их в оценку (количество баллов разделить на три)
Моя оценка за урок __________