ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: математика
Тема урока: Виды треугольников (разносторонние, равнобедренные, равносторонние.)
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные: уметь распознавать изученные геометрические фигуры, сравнивать фигуры, уметь распознавать треугольники по углам и сторонам.
Регулятивные: уметь ставить учебную задачу, выполнять задания с целью поиска ответа на поставленные вопросы.
Познавательные: обогащение геометрических представлений учащихся, формирование основных геометрических понятий «равнобедренный треугольник», «равносторонний треугольник», «разносторонний треугольник»;
- формирование у учащихся знаний о видах треугольников;
- развитие пространственных представлений у учащихся;
- формирование умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать сравнительный анализ;
- выработка у учащихся практических умений измерения и построения треугольников.
Коммуникативные: уметь чётко выражать свои мысли, выслушивать партнёра по группе, анализировать свой ответ и ответ одноклассников.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация.
- У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с к камнями. (Плутарх – древнегреческий философ) ( слайд 2)
Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку».
По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»
Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли её по-разному. ( слайд 3)
- Мы с вами тоже ежедневно выполняем свою работу. И в конце урока вы мне скажете, как же вы её выполняли на уроке.
2. Актуализация опорных знаний.
Введение в тему.
- Назвать фигуры (работа в парах с раздаточным материалом)
- Преобразовать величины (работа по группам с раздаточным материалом, проверка по эталону) ( слайд 4)
1. Какая единица времени самая крупная?
А) час; б) секунда; в) век; г) год.
2. Какое утверждение верное?
А) век – 365 суток; б) 1 час – 60 сек.; в) 1 год – 12 мес.
3. Найди ошибку.
А) 1 ч. 15 мин = 105 мин. Б) 2 сут. = 28 ч. в) 2 в. = 200 л
4. В каком ряду единицы измерения расположены в порядке возрастания?
А) тонна, центнер, килограмм, грамм;
Б) центнер, грамм, тонна , килограмм;
В) грамм, килограмм, центнер, тонна.
5. Сравни.
5 кг 30 г … 530 г 997 см … 9 м 97 см
800 м … 1 км 7 т … 250 ц 60 а .. 5 га ( слайд 5)
- Математическая разминка. ( слайд 6)
Т | 3 ∙ 26 – 18 = 60 | К | 900 - 500 |
Е | 200 ∙ 7 – 300 = 1100 | Н | 649 – 40 – 9 = 600 |
У | 250 + 700 = 950 | Р | 880 : 4 ∙ 10 = 2200 |
Г | 4 + 96 : 2 = 52 | И | 482 – 60 = 422 |
О | 40∙ 80 : 100 =32 | Ь | 300 ∙ 9 – 200 = 2500 |
Л | 560 : 7 ∙ 4 = 320 | И | 5000 х 0 |
60 | 2200 | 1100 | 950 | 52 | 32 | 320 | 2500 | 600 | 422 | 400 | 0 |
т | р | е | у | г | о | л | ь | н | и | к | и |
Ребятам предлагается сложить слово из букв (буквы даны в конвертах). В результате появляется слово «треугольники». ( слайд 7)
- Попробуйте определить состав слова «треугольники» (сложное слово, два корня - тр-, -угол-). Что такое треугольник? (Треугольник – геометрическая фигура, у которого три стороны и три угла.).
- Так о чём пойдёт речь на уроке?
- Удивительно, но треугольник, несмотря на свою кажущуюся простоту, является неисчерпаемым объектом изучения - никто даже в наше время не осмелится сказать, что изучил и знает все свойства треугольника. Действительно, кто не слышал о Бермудском треугольнике, в котором бесследно исчезают корабли и самолёты? А ведь сам треугольник таит в себе немало интересного и загадочного.
- Для чего нужны в жизни геометрические фигуры, а именно треугольники?
( слайд 8)- музыкальный инструмент; слайд9 - созвездие Треугольник; слайд 10 - египетские пирамиды – грани имеют треугольную форму). слайд 11 Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.


3. Постановка проблемы и формулирование целей урока.
- Разложить треугольники в 3 группы.
-По какому принципу вы выполнили работу? На какие группы разделили?
- Сделав вывод из всего сказанного, определите цель нашего урока.
4. Совместное «открытие» новых знаний. Поиск решения.
- Рассмотрите группы треугольников. Как вы можете назвать эти треугольники? Какой вывод можете сделать?( Слайд 12)
- А где мы можем убедиться в том, что мы сделали правильные выводы?
- Работа по учебнику (с.65-66)
5. Закрепление изученного (практическая работа ). Выложить треугольники из полосок. ( красный – равносторонний, фиолетовый – разносторонний, оранжевый – равнобедренный, синий – не получится)
- В чём возникло затруднение? Объясните, почему не смогли выложить треугольник из синих полосок?
Какой же можно сделать вывод?
Вывод: не из всех отрезков можно построить треугольник. Никогда нельзя построить треугольник из 2-х коротких и одной длинной полоски, если их сумма меньше длины 3-й стороны.
6. Физминутка.
"КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ"
Слова в тексте заменяются движениями.
Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Сначала заменяем слово колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем - слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом - слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.
7. Первичное закрепление новой темы.
- Начерти и вычисли площадь прямоугольного треугольника со сторонами 3 см и 4 см (работа в парах). (Обсуждаем в парах)
- Кто смог решить задачу? Как вы это сделали?
8. Закрепление изученного.
- Работа в рабочей тетради.
9. Рефлексия. Итог урока.
Вспомним притчу
-Ребята! Кто работал так как первый человек?
-Кто работал добросовестно?
-А кто принимал участие в строительстве Храма знаний?
10.– А сейчас я Вам предлагаю поработать дизайнерами.
- Возьмите, пожалуйста, заготовку окна и, используя линейку и фломастеры, составьте витраж из разных треугольников, чтобы получилось красивое окно.
- А теперь посмотрите на свои витражи. У кого получились прямоугольные треугольники, тупоугольные, остроугольные? Какие треугольники называют прямоугольными, тупоугольными, остроугольными?
Домашнее задание: раскрасить витраж, используя знания, полученные на уроках рисования; сведения об интересных предметах, имеющих треугольную форму.