СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Вес. Невесомость"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с использованием цифровой лаборатории SensorLab

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Вес. Невесомость"»





Тема урока: « Вес. Невесомость»



Учитель Джафарова Н.Ф.

МБОУ ОСОШ №3











Цели урока:

 повторить понятие веса тела

установить, как изменяется вес тела при движении его с ускорением

рассмотреть, в чем состоит причина невесомости и перегрузок

экспериментальная проверка того, что свободно падающее тело находится в состоянии невесомости

освоение и использование цифровой лаборатории Sensorlab, мобильного

компьютерного класса

Задачи:

  • формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала;

  • вырабатывать наблюдательность, навыки культуру проведения физического эксперимента, учить делать выводы по результатам, способствовать развитию самостоятельности;

  • умения применять свои знания для решения учебных задач различного характера;

  • прививать культуру умственного труда и интерес к предмету.





Оборудование: два бруска, металлическая планка, груз, штатив, пружина, динамометр, видеофрагмент "Невесомость", ЦОР, интерактивная модель, проектор, мобильный компьютерный класс, датчики силы-7 входящие в состав цифровой лаборатории Sensorlab , поролоновые коврики-7, грузы массой 100г – 21,нити длиной 10-15см-21.





Этап урока

Название используемого оборудования

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Вре

мя

(в мин.)


1

2

3

5

6


1

Организационный момент


Приветствие, указание на предстоящий объем работы.

Готовятся к работе


2

Актуализация знаний (фронтальный опрос)

Проектор

Называет тему урока. Ставит вопросы:

1.Согласны ли вы с такой постановкой вопросов: Взвесьте мне 2 кг конфет.

Сколько весит ведро воды?

Почему?

2.Что является вашим весом, когда вы сидите? Стоите? Висите на канате?

Отвечают на поставленные вопросы,

Вспоминают определение веса.




?

Деформацию тела пронаблюдать трудно, а вот деформацию опоры и подвеса — пожалуйста.


Демонстрируют появление деформаций металлической планки, пружины, определяют вес груза с помощью динамометра.

На доске делают рисунки, на которых показывают вес тел, силу упругости, силу реакции опоры.


2

Объяснение нового материала

Вопрос:

Может ли вес быть больше, меньше, равным нулю?

Отвечают, приводят примеры.




Видеоролик «Невесомость»

Приведите примеры невесомости в земных условиях

Приводят примеры. Смотрят видеоролик


3

Выполнение лабораторной работы

Датчики силы-7 штук, датчики сбора информации- 7 штук, входящие в состав цифровой лаборатории Sensorlab , поролоновые коврики-7, грузы массой 100г – 7,нити длиной 10-15см. Ноутбуки -7. Инструкции.

Используя приборы цифровой лаборатории Sensorlab,вы сможете пронаблюдать и зафиксировать состояние невесомости тела, в котором оно будет находиться приблизительно 0,5с.

Дает необходимые пояснения, указания.

Например, о необходимости калибровки.

Дополнительное задание - пронаблюдать перегрузку

Проводят эксперимент. Анализируют полученный график.

Докладывают о результатах консультантам, учителю.

Во время проведения опыта, консультанты оказывают необходимую помощь.


4.

Рефлексия

Проектор, экран

Вы все отчитались о полученных результатах консультантам. Консультанты тоже выполнили эту работу после уроков. Послушаем их.

Отчет консультантов, анализ полученного графика. Объяснение, где и почему тело находилось в состоянии невесомости, в какое время испытывало перегрузку и т.д.


5.

Закрепление

Ноутбуки, интерактивная модель

У вас на столах – карточки с вопросами. Необходимо ответить на эти вопросы, после этого проверить себя, используя интерактивную модель.

Два ученика озвучат ответы у доски (по предложению консультантов), используя интерактивную модель.


6.

Домашнее задание


Марон №

















План урока.

Итак, тема нашего урока: "Вес тела. Невесомость. "

II. Ход урока.

"Как это удивительно – обнаружить, что все явления природы управляются небольшим числом сил!" (М.Фарадей).

В механике выделяют силы тяготения, упругости, трения.

А что такое вес тела?

(Диалог учащихся).

Ученик I.

В обиходе часто вес путают с массой, силой тяжести: "Сколько весит ведро воды?" или "Взвесьте 0,5 кг конфет". Чтобы в дальнейшем избежать путаницы, дадим определение понятия "вес тела": сила, с которой тело, вследствие его притяжения к Земле действует на опору или подвес. Обратим внимание: вес действует на опору или подвес, а не на тело.

Ученик II.

Возникает неожиданный вопрос: а почему, собственно, тела действуют на опоры и подвесы?

Ученик I.

Действует: это знают все, кто носил тяжелые сумки и чемоданы, кому рюкзак натирал плечи в походе.

Ученик II.

Так почему же тела давят на опору?

Ученик I.

Обычный ответ: "Потому что тело притягивается к Земле". Согласны все?

Ученик II.

Возражаю: действительно, тело притягивается к Земле с силой тяжести F = mg, но ведь это взаимодействие тела и Земли, при чем здесь опора?

Ученик I.

Другой аргумент: если бы не было опоры, то тело падало бы, а опора этому препятствует силой упругости, возникающей при её деформации.

Ученик II.

Тоже верно, но это объясняет только действие опоры на тело, а не тела на опору, и вопрос остался открытым.

Ученик I.

Вспомним третий закон Ньютона: "Если опора действует на тело, то и тело должно действовать на опору с такой же по значению силой". Действие и противодействие — силы одной природы. Реакция опоры N есть сила упругости, значит, и вес тела возникает при деформации тела. Не только тело, падая, деформирует опору или подвес, но и опора деформирует тело. Да-да, все тела, стоящие сейчас на столе перед вами, слегка сжаты, настолько мало, что никто на это не обращает никакого внимания. И лично вы, встав с постели на пол ногами и деформируя пол, сами деформируетесь (сжимаетесь) на 2—3см.

Учитель.

И действительно, деформацию тела пронаблюдать трудно, а вот деформацию опоры и подвеса — пожалуйста.

Опыт:

1) Два бруска, металлическая планка, груз.

Под действием силы тяжести некоторое время груз будет двигаться вниз, прогибая доску, а затем, остановится, при этом возникает сила, с которой опора действует на тело. Деформируется не только опора, но и тело притягивается Землей.

2) Штатив, пружина, груз.

Пружина окажется деформированной, появится сила упругости пружины, но возникнет ещё одна сила — сила упругости деформированного тела.

Когда тело находится в покое или движется прямолинейно и равномерно относительно инерциальной системы отсчета, то вес тела по модулю равен силе тяжести.

Ребята, я сейчас возьму пружинные весы. Рука покоится относительно Земли, весы покажут, что вес тела по модулю равен силе тяжести. Теперь весы выпустим из рук, и они вместе с грузом свободно падают. В этом случае стрелка весов установится на нуле. Вес исчез: груз, как говорят, стал невесомым. В чем состоит причина невесомости?

Ученик.

Невесомость объясняется тем, что сила всемирного тяготения, а значит и сила тяжести, сообщают всем телам одинаковое ускорение g. Поэтому всякое тело, на которое действует только сила тяжести или вообще сила всемирного тяготения, находится в состоянии невесомости. Но надо помнить, что если в нашем опыте стрелка весов стоит на нуле, то это не значит, что исчезла сила тяжести. Исчез вес, т.е. сила, с которой груз действует на подвес. Сила тяжести остается – она причина свободного падения.

Учитель.

А теперь представим, что вы купили молоко, и оно вытекает.

Тестовая задача №1. (см. Приложение)

Испытывает ли человек состояние невесомости?

Ученик.

Кратковременное состояние невесомости испытывал каждый. В таком состоянии находится прыгун с момента отрыва от Земли и до момента приземления; пловец, прыгающий с вышки, до соприкосновения с водой. Даже бегун в короткие промежутки времени между касаниями ногой земли. Длительное состояние невесомости возникает при свободном полете космического корабля.

Учитель.

Перед вами приборы: часы, песочные часы, весы, спиртовка. Какой из этих приборов сможет использовать космонавт по назначению во время космического полета?

(Фрагмент фильма "Невесомость").

А все-таки невесомость – друг или враг? (Выслушиваю ответы учащихся).

Вывод: невесомость далеко не безобидна для человеческого организма, но для науки она открывает новые возможности. Можно, например, смешивать жидкости, которые на Земле невозможно перемешать; получать в 50—100 раз быстрее и в 10—20 раз чище, чем на Земле, вещества, необходимые для изготовления лекарств и полупроводников, и многое другое…

Нужно подчеркнуть, что люди упорны в своих исследованиях.

А теперь рассмотрим случай, когда тело с пружинными весами движется относительно Земли с ускорением, но не совершает свободное падение.

Опыт: не выпуская весы из рук, просто резко опустим их вниз, сообщив им и грузу некоторое ускорение а, направленное вниз. Что вы пронаблюдали?

Ученик.

Если тело вместе с опорой или подвесом движется с ускорением, которое направлено так же, как и ускорение свободного падения, то его вес меньше веса покоящегося тела.

P = m (g – a)

Тестовая задача №2 (устно) (см. Приложение).

Тестовая задача №3 (письменно) (см. Приложение).

Дано:

V = 72 км/ч

R = 500 м

m = 500 кг

СИ:

a = 20 м/с

Решение:

Найти:

P



Уравнение, выражающее второй закон Ньютона в векторной форме, имеет вид:

mg + N = ma

Направим координатную ось Y вертикально вниз и напишем это уравнение для проекций векторов на эту ось:

mgy + Ny = may

Ясно, что gy = g, N= –N, ay = a = v2 : R

mg – N = mv2 : R

Вес автомобиля Р по третьему закону Ньютона по модулю равен N.

mg – P = mv2 : R

P = mg – mv2 : R P = m ( g – v2 : R )

P= 500 кг (10 м/с2 – 400 м22 : 500 м ) = 4600 Н

(Ответ: Р = 4600 Н )

Опыт:

Если весы с подвешенным к ним грузом резко поднять вверх, сообщим им ускорение а, направленное вверх. Ребята, что вы пронаблюдали в этом случае?

Ученик.

Если тело движется с ускорением, направленным противоположно ускорению свободного падения, то его вес больше веса покоящегося тела.

P = m ( g + a)

Тестовая задача №4 (см. Приложение).

Дано:

m = 40 кг

L = R = 4 м

v = 6м/с

СИ:

Решение:

Найти:

F



Запишем уравнение второго закона Ньютона в векторной форме:

F + Fт = ma

где F – сила упругости опоры.

Направим координатную ось Y вверх и найдем проекции сил:

P = F 
(по модулю вес тела равен силе упругости опоры)

F – mg = ma

F = ma + mg = m ( a + g )

a = v2 : R

F = m ( v2 : R + g )

F = 40 кг ( 36 м2 / с2 : 4 м + 10 м/с2 ) = 760 Н

(Ответ: F = 760 Н )

Увеличение веса тела, вызванное его ускоренным движением, называется перегрузкой.

Перегрузки испытывают космонавты, когда ракета устремляется ввысь.

(Фрагмент фильма).

Вычислим, какую перегрузку испытывают летчики – космонавты.

Задача №216 из "Сборника задач по физике" Рымкевича( см. Приложение).

Дано:

a= 20 м/с

m= 80 кг

СИ:

Решение:

k – перегрузка, которую испытывает летчик. k = P : P0

P– нормальный вес. P0 = mg

P – вес летчика в кабине космической ракеты. P = m ( g + a )

P = 80 кг ( 10 м/с2 + 20 м/с) = 2400 Н

P= 80 кг · 10 м/с2 = 800 Н

k = 2400 Н : 800 Н = 3

Ответ: P = 2400 Н, k = 3.

Найти:

P, K



Ребята, перегрузки влияют на организм человека, так как увеличивают свой вес внутренние органы летчика, увеличивается сила, с которой они действуют друг на друга и на самолет или кабину космического корабля. Это вызывает болезненные ощущения, и поэтому пилотам нужны тренировки, чтобы выдержать их. Невесомость и перегрузки – эти сложности были преодолены людьми при освоении дороги в космос. А зачем человеку осваивать космос?

(Выступление учащихся с их рефератами по теме: "Зачем человеку осваивать космос?").

III. Подведение итогов.

"Как известно, знание – сила; вряд ли человек, не имеющий никакого багажа знаний, сможет открыть что-то новое для человечества, да и не только для человечества, а просто для себя".

На наших уроках физики мы еще будем говорить, как законы физики помогали людям создавать летательные аппараты и о том, как человек изучает космическое пространство.

(Звучит произведение "Время вперед" Г. Свиридова).

А пока время неумолимо движется вперед, и вы знаете, что первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, первый в мире выход в открытый космос совершен А.А.Леоновым, и многое другое в деле практического освоения космоса принадлежит нашим соотечественникам.

И кто знает, может быть именно вы внесете свою лепту в "завоевание", по выражению К.Э.Циолковского, "околосолнечного пространства".

М.В.Ломоносов О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает.
Каких зовет он стран чужих,
О, ваши дни благословенны
Раченьем вашим показать
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

IV. Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Упр.14 № 1—3.

Литература: