СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: Введение в изучение курса «Обществознание. 8 класс»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: Введение в изучение курса «Обществознание. 8 класс»»

Конспект урока №

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

Тема урока: Введение в изучение курса «Обществознание. 8 класс»

Цели и задачи: познакомить с основным содержанием курса, его целями и задачами, объяснить его специфику и особенности; определить место учебной дисциплины в образовательном про­цессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к новому учебному предмету.

Планируемые результаты: предметные: формулировать ос­новные вопросы курса; характеризовать общественные науки; решать познавательные и практические задачи в рамках изучен­ного материала; создавать относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жиз­ни, механизмах и регуляторах деятельности людей; использовать и систематизировать информацию из различных источников; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; осознанно исполь­зовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планиро­вания и регуляции своей деятельности;

2) регулятивные: форму­лировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируе­мыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; осваивать основы проектно-­исследовательской деятельности;

3) познавательные: устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логические рассу­ждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; личностные УУД: формирование и развитие стартовой мотива­ции учения, интереса к изучению обществознания; осмысление

важности изучения обществознания; усвоение базовых ценностей современного российского общества, гуманистических и демо­кратических ценностей.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

Мы продолжаем путешествие в мир знаний об обществе и че­ловеке.

  • Вспомните, какие вопросы мы изучали в 7 классе на уроках обществознания?

(Ответы учеников.)

Представьте, что вы раскрываете книгу по занимательной аст­рономии. Перед вами — карта звездного неба. На ней тысячи звезд и туманностей, которые соединяются в созвездия и галактики. Все они рождаются, развиваются, живут и умирают по определенным законам.

Человеческое общество можно сравнить с картой звездного неба. В нем множество личностей, объединенных в различные социальные группы, которые, в свою очередь, формируют нации и народы, общества и цивилизации. В этой карте есть свои черные дыры и туманности, которые нам предстоит исследовать.


  1. Введение в новый материал

В 8 классе в рамках курса «Обществознание» вы узнаете об ос­новных проблемах современного общества, о сущности моло­дежных субкультур, о традициях и ценностях, нормах и правилах поведения в обществе.

История человечества — это история развития и разрушения различных обществ. Мыслителей разных эпох интересовали во­просы: Что такое общество? как оно рождается? есть ли связи ме­жду обществом и природой? что заставляет общество развиваться? каким оно будет в далекой перспективе? Для того чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо накопить определенный объем знаний. В этом нам поможет предмет «Обществознание».

Тема урока «Введение в изучение курса “Обществознание. 8 класс”».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)


План урока

  1. Задачи и содержание курса «Обществознание. 8 класс».

  2. Гуманизм как принцип отношения к окружающей действи­тельности.

  3. Знакомство со структурой учебника и формами работы.


Проблемные вопросы

  • Почему так важно изучать обществознание?

  • Чему вы можете научиться на уроках обществознания?



  1. Работа по теме урока

  1. Задачи и содержание курса «Обществознание. 8 класс»

  • Откройте оглавление учебника «Обществознание. 8 класс», прочитайте названия глав. Разделившись на четыре группы, представьте краткую характеристику определенной главы.

Первая группа знакомится с главой I «Личность и общество».

Вторая группа знакомится с главой 11 «Сфера духовной жизни».

Третья группа работает с главой III «Социальная сфера».

Четвертая группа работает с главой IV «Экономика».

(Презентация результатов работы групп.)

Таким образом, познакомившись с материалом главы I «Лич­ность и общество» вы узнаете о проблемах современного обще­ства, о некоторых общественных отношениях, исследуете жиз­ненные ценности и ориентиры, необходимые для становления личности. Изучив главу II «Сфера духовной жизни», вы проана­лизируете проблему морального выбора, узнаете о принципах ра­боты систем образования и науки, о религиозных организациях и объединениях, роли религии в жизни человека и общества. О со­циальных структурах, социальных группах, социальном статусе, социальных ролях, социальной мобильности, социальных кон­фликтах и межнациональных отношениях расскажут материалы главы III. В ней рассматриваются социальные отношения в совре­менном обществе. Изучая главу IV «Экономика», вы расширяете знания об основных экономических процессах. В ней представлен широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономические системы, рынок, собственность, ограниченность ресурсов), рассматриваются вопросы отношений между отдель­ными хозяйствующими субъектами и некоторые макроэкономи­ческие проблемы (государственное регулирование экономики, безработица, международная торговля).

Вы познакомитесь с основами социологии, экономики, по­литологии, социальной психологии и права.


Работая с интернет-ресурсами, определите круг наук, ко­торые помогут нам понять основные закономерности взаи­модействия общества и человека, и заполните таблицу.

















Обществоведческие науки

Наука

Предмет изучения

Эконо­

мика

Как люди используют имеющиеся ресурсы для удовле­творения своих потребностей, как финансы, промышлен­ность и торговля организованы в обществе

Социоло­

гия

Общество как целостная система, состоящая из различ­ных социальных институтов и отношений, складываю­щихся в ходе социального взаимодействия

Психоло­

гия

Психическая деятельность человека и групп людей, влия­ние на нее внешних факторов, взаимодействие между индивидами, взаимосвязь между событиями и эмоцио­нальной активностью

Полито­

логия

Политическая власть и управление, закономерности раз­вития политических отношений, действие политических систем и институтов

Юриспру­

денция

Совокупность правовых знаний, практическая деятель­ность юристов, система их подготовки

Филосо­

фия

Познание мира и общественного сознания на основе общих сущностных характеристик человеческого отно­шения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях

Культуро­

логия

Культурная жизнь в различных обществах, особенности и достижения различных культур, их взаимодействие

(Проверка выполнения задания.)



  1. Гуманизм как принцип отношения к окружающей действи­тельности


Гуманным называют великодушное, доброе отношение к лю­дям, готовность понять другого, стремление видеть в нем равного себе, достойного уважения человека.

Совершим виртуальное путешествие в страну «Гуманизм».

Рабочий материал

Слайд 1. Гуманизм — исторически развивающаяся система воззре­ний, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо чело­века критерием оценки справедливости общества.

Слайд 2. Происхождение понятия «гуманизм» связывают с эпохой Возрождения (XIV—XVI вв.). В это время вырос интерес к человеку, вера в его способности и возможности.

Слайд 3. Среди гуманистов высокого Возрождения были извест­ные ученые, философы, писатели и художники: Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Слайд 4. «Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку» (Ж.-Ж. Руссо).

«Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего» (М. Горький).

«Во внутреннем мире человека доброта — это солнце» (В. Гюго).

«Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни по­нимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к доб­ру...» (Л. Толстой).

«Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» (А.П. Чехов).

По мнению гуманистов, все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя, конечно, не всегда добро, зало­женное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.

  • Что же мешает человеку всегда совершать только добрые поступки?

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

Истинный гуманизм заключается в ответственности человека за свои дела и поступки. Гуманное общество — это общество спра­ведливое, в котором главное — человек, его благо.

  • Как вы представляете гуманное общество?

  • Кто в нашем обществе больше всех нуждается в помощи и заботе?

  • Почему необходимо заботиться о слабых?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)


  1. Знакомство со структурой учебника и формами работы

Нашим навигатором в путешествии в мир знаний об обществе и человеке станет учебник обществознания. Давайте познакомим­ся с ним.

В начале урока вы убедились, что материал учебника делится на главы (темы), которые, в свою очередь, разделены на парагра­фы. В каждой главе представлены материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности.

Однако основной текст учебника не является единственным источником информации. Вам необходимо внимательно работать и с вопросами, заданиями, дополнительными рубриками.

(Используя прием комментированного чтения, ученики зна­комятся с дополнительными источниками информации в учеб­нике.)


  1. Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  1. Объясните причины, по которым французский философ

О. Конт поставил на вершину знания науку об обществе. Как вы думаете, прав ли он с точки зрения современной науки?

  1. «География — это наука, отвечающая на вопросы “где?”, “куда и откуда?”, “почему, здесь, там?”, “почему, туда, сюда?”», — утверждал знаменитый ученый-географ П.П. Семенов-Тян-Шан- ский. А на какие вопросы должно отвечать обществознание? Сформулируйте эти вопросы.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

Написать эссе на тему «Почему так важно изучать общество- знание».



6