СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтов. Олицетворение- приём изображения действительности в стихотворении "Дары Терека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтов. Олицетворение- приём изображения действительности в стихотворении "Дары Терека"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтов. Олицетворение- приём изображения действительности в стихотворении "Дары Терека"»

Схема конспекта урока


Аттестуемый педагог (ФИО) Витько Василина Александровна

Предмет литературное чтение Класс 4 Б

Тема урока: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Олицетворение - прием изображе­ния действитель­ности в стихотво­рении «Дары Те­река».

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)


Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)


I Организационный момент.

Цели для учителя:

  • Настроить детей на работу.

  • Создать доброжелательную рабочую атмосферу в классе.

Цели для учащихся:

  • Должны проверить готовность рабочего места.

  • Должны настроиться на работу.

Метод организации: словесный

Форма организации деятельности: индивидуальная.

Я хочу сегодняшний урок начать словами русского геолога Карла Дитмара: « Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика она состоит из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолётных, но тем не менее глубоко западающих в душу.»

Именно это нам потребуется на сегодняшнем уроке: внимание, наблюдательность, умение высказывать своё мнение, выражать эмоции. И я хочу, ребята, чтобы наш сегодняшний урок запомнился.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.




II Проверка домашнего задания

Цели для учителя:

  • Закрепить знания детей по содержанию сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Цели для учащихся:

  • Должны уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Задачи:

  • Развивать умение слушать и понимать речь других обучающихся.

  • Развивать умения высказывать своё отношение к прочитанному, выражать эмоции.

  • Воспитывать интерес к чтению.

Метод организации: словесный, наглядный.

Форма организации деятельности: индивидуальная.

Форма оценивания: похвала.

Методы мотивации: поощрение, похвала.

Дома вы прочитали сказку А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и зарисовали понравившийся эпизод из сказки. Сейчас вам предстоит представить свои рисунки. (Дети зачитывают строки из сказки к своему рисунку).

Молодцы, ребята. Все остальные положите свои рисунки на край парты. В конце урока я их соберу и оценю. Продолжаем наш урок.

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

III Изучение нового учебного материала.

  1. Актуализация опорных знаний.

Цели для учителя:

  • Познакомить со статьёй А. Шан-Гирея о М. Ю. Лермонтове.

  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Цели для учащихся:

  • Должны находить ответы на вопросы в тексте.

  • Должны находить средства художественной выразительности.

  • Должны делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление, расширять кругозор.

Метод организации: частично-поисковый.

Форма организации деятельности: индивидуальная, работа в парах.

Форма оценивания: похвала.

Методы мотивации: поощрение, похвала, создание ситуации успеха.

Восстановите пропущенные буквы и вы узнаете имя, отчество и фамилию писателя, которому будет посвящён наш урок.

Антиципация гласных:

М…х……л …рь…в…ч Л…рм…нт…в

Михаил Юрьевич Лермонтов
1814-1841гг

Тема нашего урока: « Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова».

Сформулируйте цели урока:

  1. Познакомиться с жизнью выдающего поэта.

2 . Познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова.

И начнём мы со статьи, посвящённой М. Ю. Лермонтову, которую написал Аким Павлович Шан-Гирей

Предположите, статью мог написать знающий Лермонтова человек или совершенно посторонний человек? Правильно Шан-Гирей является троюродным братом и другом детства М. Ю. Лермонтова.

Ребята, вам предстоит очень серьёзная работа. Откройте учебник на стр. 96 и самостоятельно прочитайте в ваших учебниках отрывок из воспоминаний брата поэта А. П. Шан-Гирея о детских годах М. Ю. Лермонтова. И сразу в парах подчеркните личные качества юного Лермонтова. (Работа в парах)


– Какие открытия сделали? Давайте зачитаем то, что вы подчеркнули.

( Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком: уже в детстве он хорошо рисовал акварелью, лепил из крашеного воска целые картины, из снега лепил фигуры людей в человеческий рост.)

Предлагаю вам узнать ещё немного нового об этом удивительном человеке? (доклад Ситниковой Юлии)

Лермонтов Михаил Юрьевич - великий русский поэт. Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой. Брак был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца. Летом бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве. Далее семья переезжает в Москву, Лермонтов зачисляется в 4-й класс Московского пансиона, где и получает столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Потом переехал в Санкт-Петербург и поступил в офицерскую школу. К концу жизни Лермонтов возвращается на Кавказ в город Пятигорск. Там он находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища Мартынова. На одном из вечеров шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов на дуэль. Не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.


Что нового вы узнали о поэте?

ФИЗ. МИНУТКА Презентация Power Point (Танцевальная физминутка «Весёлая зарядка»)

Мы познакомились с жизнью великого поэта, теперь поговорим о творчестве М. Ю. Лермонтова

Название стихотворения, с которым мы сегодня познакомимся, состоит из двух слов. Для этого из пяти слов выберите сначала слово из двух, а потом из трёх слогов.

Как вы думаете, о чем это стихотворение? Вы знаете, что такое Терек?  (Терек — горная река на Северном Кавказе. Впадает в Каспийское море. Длина ее 623 км (показываю на карте и включаю шум горной реки).

Первичное восприятие стихотворения учащимися.

Я сейчас буду читать стихотворение, а вы следите за мои чтением и подчёркивайте слова и выражения, которые вам не понятны.

  Терек воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад:

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит:



«Распустись, о старец-море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне.

Я родился у Казбека,

Вскоромлен грудью облаков,

Чуждой властью человека

Вечно спорить был готов.

Я, сынам твоим в забаву,

Разорил родной Дарьял

И валунов им на славу

Стадо целое пригнал».



3. Анализ стихотворения.

  • Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю. Лермонтова?

  • Какие слова вам не понятны?



  • Какие средства художественной выразительности использовал поэт в этом стихотворении? (олицетворение, эпитеты)

  • Что такое олицетворение? Найдите олицетворения в стихотворении.(Терек воет, дик, злобен…) Олицетворение пронизывает всё стихотворение. Олицетворение - прием изображе­ния действитель­ности в стихотво­рении «Дары Те­река».

  • Что такое эпитеты? Найдите эпитеты в стихотворении (утёсистых, лукавых…)

 Выразительное чтение стихотворения детьми.


4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.














Цели для учителя:

  • Научить обучающихся оформлять свои мысли в устной форме.

Цели для учащихся:

  • Должны делать выводы в результате совместной работы.

Задачи:

  • Развивать умения высказывать своё отношение к прочитанному, выражать эмоции.

  • Воспитывать внимательность, интерес к предмету.

Метод организации: работа под руководством учителя.

Форма организации деятельности: индивидуальная

Форма оценивания: похвала.

Методы мотивации: поощрение, похвала, создание ситуации успеха.

Давайте вернёмся к словам русского геолога Карла Дитмара: « Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика она состоит из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолётных, но тем не менее глубоко западающих в душу».

А у М.Ю.Лермонтова были ли в жизни моменты, которые глубоко западали ему в душу? Докажите (Побывав на Кавказе, его впечатлила река Терек. Детские впечатления от кавказской природы остались в его раннем творчестве. Стихотворение «Дары Терека» этому подтверждение.)

5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.





























Цели для учителя:

  • Совершенствовать навыки чтения текста стихотворной формы.

Цели для учащихся:

  • Должны уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Итог урока:

Ребята, давайте вспомним, какие цели вы ставили перед собой в начале урока.

Достигли вы этих целей?

Какое впечатление осталось у вас от урока? (Ответы детей)

Домашнее задание:

Подготовиться к выразительному чтению стихотворение «Дары Терека» на стр. 93 и по желанию можно проиллюстрировать данное стихотворение.

Записывают домашнее задание в дневник.

А закончу наш урок словами древнегреческого философа, поэта Саади: «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев». Так желаю вам, чтобы вы всегда с радостью на крыльях летели на любой урок.

Учитель:

-Спасибо за урок!

Учитель собирает иллюстрации к «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».