СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Знакомство с толковым словарем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с толковым словарем для обучающихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Знакомство с толковым словарем"»

Тема: Знакомство с толковым словарем.

Цель: познакомить обучающихся с толковыми словарями; научить обучающихся пользоваться толковыми словарями.

Планируемые результаты

Предметные:

-познакомятся с толковыми словарями В. Даля, С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «Словарь современного русского литературного языка»;

-научатся пользоваться толковыми словарями.

Метапредметные:

-принимать и сохранять цель и учебную задачу;

-оценивать свою деятельность, результаты своих действий;


Личностные:

-проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.


Оборудование: ребус «слово», три конверта с буквами, три карточки с заданиями, словарь В. Даля, С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «Словарь современного русского литературного языка», портреты В. Даля, С. И Ожегова, Н. Ю. Шведовой, коробочки: красного, жёлтого и зелёного цветов, кружочки по количеству участников.



Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организа-ционный

момент

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Мотивация к учебной деятельности.

- Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

-Здравствуйте, ребята. Встаньте, повернитесь к своему соседу, улыбнитесь. Садитесь. Проверьте свои рабочие места, подготовьте все необходимое.

Приветствуют учителя. Проверяют собственную готовность к уроку.

Актуализа-ция знаний

-Ребята, на слайде изображен ребус. Какое слово в нем зашифровано?

-Правильно. Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

-Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все.

-У каждой команды на столе лежит конверт. В этом конверте находятся буквы. Сейчас вам необходимо открыть его и собрать из букв слово.

-Какое слово у вас получилось?

-Молодцы. Я думаю, вы уже догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Обучающиеся решают ребус.

-В этом ребусе зашифровано слово “слово”.

Высказывают свои предположения.

Обучающиеся выполняют задание в группах.

Открывают конверты, собирают слово “словарь”.



-У нас получилось слово “словарь”.

-Мы будем говорить о словарях.

Изучение

нового материала

-Сегодня мы и поговорим о том, где «хранятся» слова. А «хранятся» они в разных словарях.

-Кто может сказать, какими бывают словари и для чего они нужны?

-Есть ли в Вашей семье словари?

-В каких ситуациях приходит к Вам на помощь справочная литература?

-Обращаетесь ли вы к справочникам, когда готовитесь к занятиям?

-Одни словари помогают правильно писать слова, другие говорят об истории происхождения слова, третьи расширяют кругозор. Много разных сведений можно получить из словарей. В умелых руках словари могут оказать значительную пользу.

- В большом доме – толковом словаре – под одной крышей живет много слов. Все они размещены в алфавитном порядке. У каждого своя квартира – словарная статья. О каждом слове сказано, что оно обозначает, как пишется и как правильно произносится, в каких случаях используется в речи.

1) Словарь Даля включает в себя 200000 слов и 30000 пословиц и поговорок, которые приводятся для пояснения значения тех или иных слов. Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи крестьян, ремесленников, солдат. Даль знал, как говорят во всей Руси великой, какие где живут слова и как их произносят. Только представьте, чтобы их просто выписать столбиком, понадобится 450 школьных тетрадей в линейку! А знаете, сколько лет потратил В. Даль на сбор слов и на составление словаря? БОЛЕЕ 53 лет!

2) Самым большим толковым словарем является «Словарь современного русского литературного языка», который издан в 17 томах. В этом словаре вы найдете слова, употребляемые жителями той или иной местности. Этот словарь не включает в себя научные термины (а их свыше 10000), имена собственные и прозвища (их около 25000), жаргонизмы и устаревшие слова (их насчитывается свыше 30000).

Задание:

-Составьте в группах предложение, в котором все слова будут начинаться с одной буквы.

- Как вы думаете, на какую букву в толковом словаре собранно больше всего слов?

- На долю буквы «П» приходится 3 тома. С этой буквы начинается много приставок в русском языке.

3) Словарь C.И. Ожегова и H.Ю. Шведовой. 80 тысяч слов и фразеологизмов - именно такое количество насчитывает толковый словарь русского языка, созданный усилиями C.И. Ожегова и H.Ю. Шведовой. Словарь С. И. Ожегова - самый популярный однотомный словарь. В нем также, как и в других толковых словарях объясняются значения слов, но в нем можно встретить слова из разговорной речи.

-Как видите, в словарях огромное количество слов. Как отыскать нужное? Как вы думаете?

-Вы уже догадались: надежный путеводитель в этом мире

слов – алфавит.

Отвечают на вопросы учителя.

-Словари бывают толковые (значение слова), орфографические (правописание), синонимов и т.д.






Слушают учителя.




























Обучающиеся выполняют задание в группах.

Составляют предложения, зачитывают вслух.

Высказывают свои предположения.











Высказывают свои предположения.



Закрепле-ние

- Задания:

1. Используя толковый словарь, выпишите значения слов «патриот», «доброжелательность», «нравственность».

2. Используя толковый словарь, ответьте на вопросы:

  1. Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи?

  2. Какой глагол в различных значениях может переносить действие на мяч, тесто, стальные листы, валенки?

  3. В каком магазине ничего не купишь?

  4. Что можно собрать без помощи рук?

Обучающиеся выполняют задание в группах.

Итог урока

-С каким словарем мы сегодня познакомились?

-Зачем нам нужны словари?

Отмечает работу обучающихся.

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия

-Наш урок подошёл к концу. Смогли ли мы достигнуть поставленных перед нами задач?

-Возьмите с ваших столов кружочки и положите их в коробочки: в зелёную, если у вас на занятии не возникали трудности; в жёлтую, если вам что-то было не понятно; и в красную, если вы встретили трудности при выполнении упражнений.

Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в этапе рефлексии.