СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Золотой век русской поэзии"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-семинар в 9 классе "Золотой век русской поэзии"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Золотой век русской поэзии"»

Урок литературы в 9 классе

Тема урока: «Золотой век русской поэзии»

Тип урока: урок-семинар.

Цели урока: познакомить учащихся с понятием «русская классическая литература»; начать знакомство с поэтами «золотого века»; развивать умения анализировать и систематизировать материал по изученной теме; воспитывать любовь к русской литературе.

Оборудование: портреты поэтов, словарь Ожегова, литературные газеты

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

- Русская литература начала ХIХ в. Продолжала развиваться в общеевропейском культурном контексте. Уже на исходе предыдущей эпохи были созданы «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и «Письма русского путешественника» Карамзина – произведения, свидетельствовавшие, что русская мысль находит свои художественные формы для общеевропейских тенденций. Теперь, в первой половине ХIХ в., русская литература могла бы сказать о себе словами Пушкина: «Я чувствую, что мои духовные силы достигли совершенной зрелости, я могу творить».

В эту эпоху Россия обогатила мировую культуру великими свершениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, Тютчева. Это классики нашей литературы. Их надо не только читать, надо научиться их перечитывать, потому что каждая встреча с ними таит в себе радость открытия.

Прежде чем мы ответим на вопрос, какова роль русской классической литературы в духовной жизни человечества, обратимся к «Толковому словарю» Ожегова.

Что значит «классик», «классический»?

(Учащиеся находят понятия, зачитывают их вслух, записывают в тетради)

Классик – 1)выдающийся, образцовый, общепризнанный деятель науки, искусства, литературы; 2)сторонник классицизма в искусстве; 3)специалист по классической филологии, а также человек с классическим образованием.

Классический – 1)являющийся классиком; 2)типичный, характерный; 3)античный, относящийся к греко-римской культуре; 4)связанный с изучением античных языков и литературы; 5)следующий методам классицизма.

- Значит, классическая литература – канонизированная литература, образцовая, наиболее значительная. Русская классическая литература соотносится с ХIХ в. – это золотой век русской литературы, и прежде всего поэзии.

II. Защита литературных газет.

  1. Учащиеся знакомят одноклассников с подобранным материалом: биографией «своего» поэта, высказываниями критиков, викторинами, кроссвордами; читают стихи. (Заранее учащимся были даны индивидуальные задания по группам)

  2. Учитель оценивает работы ребят, дает понятие лирики.

Лирика – это род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором субъективное начало является главным. Лирика выражает сложную духовную жизни человека (его интересы – личные и общественные; его настроения, переживания, чувства и т.д.). Духовная жизнь человека определяется обстоятельствами, явлениями внешнего мира. Но лирика не касается или почти не касается самих этих явлений: оно прямо выражает только мысли, чувства, настроения, переживания.

Лирический герой – это образ поэта-художника, чей внутренний мир находит отклик в сердцах читателей. Лирический герой и автор – как будто одно лицо, и в то же время образ лирического героя глубже и шире, чем только выражение личности самого поэта. Очень точно сказал об этом В.Г.Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем Я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество. И поэтому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека…»

- Ребята, неоднократно в своих сообщениях о поэтах вы употребляли слова «романтизм», «романтический», «поэт-романтик».

Да, начало ХIХ в. в русской литературе – это борьба классицизма и романтизма, поэтому на следующем уроке мы с вами будем говорить о «романтизме».

(Выставление оценок)