Урок литературы в 9 классе
Тема урока: «Золотой век русской поэзии»
Тип урока: урок-семинар.
Цели урока: познакомить учащихся с понятием «русская классическая литература»; начать знакомство с поэтами «золотого века»; развивать умения анализировать и систематизировать материал по изученной теме; воспитывать любовь к русской литературе.
Оборудование: портреты поэтов, словарь Ожегова, литературные газеты
Ход урока
Вступительное слово учителя.
- Русская литература начала ХIХ в. Продолжала развиваться в общеевропейском культурном контексте. Уже на исходе предыдущей эпохи были созданы «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и «Письма русского путешественника» Карамзина – произведения, свидетельствовавшие, что русская мысль находит свои художественные формы для общеевропейских тенденций. Теперь, в первой половине ХIХ в., русская литература могла бы сказать о себе словами Пушкина: «Я чувствую, что мои духовные силы достигли совершенной зрелости, я могу творить».
В эту эпоху Россия обогатила мировую культуру великими свершениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, Тютчева. Это классики нашей литературы. Их надо не только читать, надо научиться их перечитывать, потому что каждая встреча с ними таит в себе радость открытия.
Прежде чем мы ответим на вопрос, какова роль русской классической литературы в духовной жизни человечества, обратимся к «Толковому словарю» Ожегова.
Что значит «классик», «классический»?
(Учащиеся находят понятия, зачитывают их вслух, записывают в тетради)
Классик – 1)выдающийся, образцовый, общепризнанный деятель науки, искусства, литературы; 2)сторонник классицизма в искусстве; 3)специалист по классической филологии, а также человек с классическим образованием.
Классический – 1)являющийся классиком; 2)типичный, характерный; 3)античный, относящийся к греко-римской культуре; 4)связанный с изучением античных языков и литературы; 5)следующий методам классицизма.
- Значит, классическая литература – канонизированная литература, образцовая, наиболее значительная. Русская классическая литература соотносится с ХIХ в. – это золотой век русской литературы, и прежде всего поэзии.
II. Защита литературных газет.
Учащиеся знакомят одноклассников с подобранным материалом: биографией «своего» поэта, высказываниями критиков, викторинами, кроссвордами; читают стихи. (Заранее учащимся были даны индивидуальные задания по группам)
Учитель оценивает работы ребят, дает понятие лирики.
Лирика – это род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором субъективное начало является главным. Лирика выражает сложную духовную жизни человека (его интересы – личные и общественные; его настроения, переживания, чувства и т.д.). Духовная жизнь человека определяется обстоятельствами, явлениями внешнего мира. Но лирика не касается или почти не касается самих этих явлений: оно прямо выражает только мысли, чувства, настроения, переживания.
Лирический герой – это образ поэта-художника, чей внутренний мир находит отклик в сердцах читателей. Лирический герой и автор – как будто одно лицо, и в то же время образ лирического героя глубже и шире, чем только выражение личности самого поэта. Очень точно сказал об этом В.Г.Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем Я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество. И поэтому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека…»
- Ребята, неоднократно в своих сообщениях о поэтах вы употребляли слова «романтизм», «романтический», «поэт-романтик».
Да, начало ХIХ в. в русской литературе – это борьба классицизма и романтизма, поэтому на следующем уроке мы с вами будем говорить о «романтизме».
(Выставление оценок)