Игра-викторина «Умницы и умники». 5 класс.
Цель:
Повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных в ходе изучения курса «Истории Древний мира».
Задачи: обобщить имеющиеся знания по предмету и нацелить на самостоятельный поиск информации;
способствовать появлению интереса к получению знаний через дополнительные источники;
развивать логическое мышление, сформировать умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания;
поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи;
создать творческую атмосферу и раскрыть способности учеников;
воспитание культуры речи, умение выступать перед аудиторией.
Вопросы для проведения игры-викторины
Конкурс “Историческая разминка”
Сколько лет назад жили древнейшие люди? Более 2-х млн. лет
Что являлось главным отличием древнейших людей от животных? Умение изготавливать орудия труда.
Как древнейшие люди добывали пищу? Охотой и собирательством.
Как охотились на диких животных? Гнали к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг
Что такое гарпун, мотыга, серп? Орудия труда.
Где появился древний человек? В Южной и Восточной Африке.
Одно из первых занятий древнего человека? Собирательство.
Что такое душа? Внутренний мир человека.
Когда появился человек разумный? 40 тыс. лет назад.
10. Оборотень – это? Существо, которое умеет превращаться друг в друга, в деревья и камни.
11. Из чего первобытные люди делали себе жилище? Из шкур и костей мамонта.
12. Старейшины – это.… Самые опытные и мудрые старики племени…
13. Ремесленник это… Человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и других изделий.
14. Какое животное было первым помощником древнего человека? Собака.
15. Какой вид оружия был долгое время главным в жизни древнего человека? Копьё.
16. Что такое палка-копалка? Орудие труда.
18. Что такое родовая община? Группа людей, связанная кровным родством.
19. Когда первобытный человек стал похожим на людей нашего времени, т.е. разумным? 40 тыс. лет назад.
20.Когда возникло земледелие? Более 10-ти тыс. лет назад.
21.Что такое племя? Несколько родовых общин, живущих в одной местности.
22. Новое ремесло, обработка металлов появилось в Западной Азии. Когда это произошло? Около девяти тысяч лет назад.
23. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда была… Медь.
24. Вождь – это…Глава племени, избираемый для военных действий.
25. В племени постепенно выделялись особые группы людей, называемые знатью. Кто входил в данную группу людей? Вождь племени, его соратники, старейшины племени.
26. Жители, какой страны первыми определили продолжительность года? Египет.
За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Второй конкурс: фразеологизмы
Из древнегреческих мифов к нам пришли выражения ставшие устойчивыми – фразеологизмы. Пояснить, что обозначают эти выражения в современности, их переносный смысл, например, «Троянский конь» — хитрые обманные действия, коварные средства борьбы, или коварный дар врагам, который облегчает победу над ними) (2 балла)
1) «Ахиллесова пята» (слабое, уязвимое место) Легенда рассказывает, что мать Ахиллеса Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной. В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.
2) «Нить Ариадны» (средство выйти из затруднения, руководящее начало, путеводная нить) Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта — жилища Минотавра.
3) «Яблоко раздора» (причину ссоры, вражды). Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за этого вспыхнула Троянская война.
4) «Между Сциллой и Харибдой» (оказаться между двумя враждебными силами, в положении, когда опасность угрожает и с той и с другой стороны) По верованиям древних греков, на прибрежных скалах по обе стороны Мессинского пролива обитали два чудовища: Сцилла и Харибда, поглощавшие мореплавателей, мимо них проплыл Одиссей
Конкурс “Рассказ по картине”
Учитель показывает учащимся иллюстрации, дети отвечают на вопросы по данным изображениям. За каждый правильный ответ команда получает три балла.
Первой команде даётся иллюстрация “Пирамида”.
Вопрос: Что вы знаете о строительстве пирамиды Хеопса?
Второй команде даётся иллюстрация “Суд Осириса”.
Вопрос: Как, по мнению египтян, проходил суд Осириса?
Третьей команде даётся иллюстрация “Стела фараона”.
Вопрос: Расскажите о борьбе Северного и Южного царств.
Конкурс капитанов
|  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 6 | | | | | | | | | | | | | 7 | 8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 11 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 12 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 13 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | “Кроссворд История Древнего мира. Древний Египет” По горизонтали: 2. Бог Солнца. 4. Сохраненное тело умершего египтянина, обмотанное бинтами. 5. Предмет, который, по мнению древних египтян, защищает от злых духов и несчастий. 7. Величественное каменное сооружение, огромная гробница фараона. 9. Каменное сооружение для погребения. 10. Мифическое существо с головой человека,лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка. 11. Самая большая река Древнего Египта. 13. Царский советник, военачальник в Древнем Египте. По вертикали: 1. Материал для письма. 3. Фараон Древнего Египта. 6. Повелитель Египта. 8. Знак, используемый для письма, как буква. 12. Бог Земли в виде человека с головой змеи. | | |