Номинация
«Лучшая методическая разработка внеклассного мероприятия»
Интеллектуально-познавательная игра
«Стальное перо Оренбуржья»
Трунилова Дарья Александровна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Кваркенская СОШ»
Аннотация. Внеклассное мероприятие проводится в форме интеллектуально-
познавательной игры для учащихся 11 класса. Ребята не только отвечают на вопросы викторины, но и узнают много нового и интересного из творчества Ю.Бондарева.
Ключевые слова: Ю.Бондарев, Орск, Великая Отечественная война, рассказ, роман, Кузнецов, Сталинград, «Горячий снег».
Название | Литературный турнир для учащихся 11 класса, посвящённый жизни и творчеству Ю. Бондарева «Стальное перо Оренбуржья». |
Актуальность | Возможность использовать разработку во внеурочное время. |
Цель | Воспитание любви и уважения к родному краю путём обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Ю.В. Бондарев: жизнь и творчество». |
Задачи | Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Ю.В. Бондарев: жизнь и творчество». Раскрыть важнейшие стороны творчества писателя. Развивающие: Развивать навыки критического мышления, умений выделять главное, обобщать. Активизировать творческие способности учащихся, в том числе выразительное чтение Учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность. Воспитательные: Воспитывать патриотические и нравственные чувства через книгу. |
Педагогическое обоснование | Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своего Отечества. Для того, чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений. |
Целевая группа | Учащиеся 11 класса |
Форма проведения | Интеллектуально-познавательная игра |
Применяемые методы и приемы | Групповая работа, игры по правилам, викторина, беседа |
Планируемые результаты | Личностные УУД: - развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование уважительного отношения к культуре родного края. Метапредметные УУД: - регулятивные УУД: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего края; - коммуниукативные УУД: планировать работу, распределять обязанности среди участников игры. Познавательные УУД: - умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации. |
Регламент работы и условия проведения | Время проведения 1,5 часа Необходимое оборудование: Портрет Ю.В. Бондарева. 2. Газета-плакат «Одно сражение и вся жизнь…». 3. Иллюстрации, нарисованные самими учащимися. 4. Книжная выставка 6. Стойка для названий раундов. 7. Компьютерная презентация учащихся 8. Гонг 9. Компьютер, проектор Жюри: 5 представителей из 10-11 кл. и председатель жюри учитель истории. Ведущие: учитель по предмету, классный руководитель, два помощника из 10,11 класса. |
Бланки для жюри
Оценочный лист интеллектуально-познавательной игры «Стальное перо Оренбуржья»
Максимальное количество баллов в интеллектуальной игре – 44 балла.
Название этапа | Название команды (баллы) | Максимальный балл |
«Интеллектуальные бега» | | 22 |
«Прошу слова» | | 2 |
«Творим, пробуем, думаем» | | 3 |
«Мнение читателя» | | 7 |
«Глубокий поклон тебе, писатель» | | 10 |
Ход мероприятия
Организационная часть:
Психологический настрой, актуализация опорных знаний (на фоне звучит песня «На безымянной высоте», проецируется портрет писателя).
Учитель: Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область).
Книги Юрия Бондарева все мы знаем со школьной скамьи. Сам писатель, ушедший на войну со школьного порога, все свое творчество посвятил проблемам Великой Отечественной войны. Жизнь его поколения была обожжена войной. Многие его сверстники не вернулись с фронта. Именно им посвятил Юрий Бондарев свои книги, воспев подвиг советских солдат, одним из которых был он сам. В 1941 году комсомолец Юрий Бондарев участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском, а в эвакуации, по окончании школы, отучился в военном артиллерийском училище в Чкалове (как тогда назывался Оренбург).
В августе 1942 года уже младший лейтенант Бондарев попал на фронт, под Сталинград, участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. Вернулся с войны только в конце 1945 года, с контузией и ранениями. Сразу после войны окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1945 — 1951).
Наше представление о Великой Отечественной войне во многом складывалось под влиянием его произведений «Горячий снег» и «Батальоны просят огня», а также военных фильмов, снятых по его романам «Последние залпы», «Тишина», киноэпопеи Ю. Озерова «Освобождение». Для многих поколений писатель стал нравственным авторитетом, а его книги – заповедями чести, доблести и любви к Родине.
В руках держишь и не можешь долго удержать острый и горящий осколок истории. На вид книга как книга, а на ощупь – сгусток крови и страданий. Ты знаешь, как болезненно переживать перемещение всего внутреннего «я» во времена четырех смертельных годов, загубивших миллионы русских людей. Руки предательски обжигает неотвратимое желание быть ближе к истории своей Родины. Рукою фронтовика через живучую цепь поколений переносит молодых в пылающие военные годы. Поколение, ряды которого безвозвратно поредели после войны, доносит до нас, что память – единственное, чем можно почтить его и отдать дань уважения. Эпизоды, созданные автором, не просто остаются в памяти, а вонзаются туда, как осколки от уничтожающих разрывов снарядов артиллерии или авиации; жгучей и пронзительной иглой, будто смертоносная пулемётная очередь, входят в сознание эмоции и мысли солдат, неотступно сопровождающие их до конца войны. Пораженный магией истории, оказавшись в военной и послевоенной стране и мире, вместе с выжившими солдатами мучаешь и терзаешь эту самую память. Было ли то поколение счастливо? Что оно хотело бы вернуть, похороненное войной? Заменит ли кто погибших на собственных глазах боевых товарищей? К чему идет сегодня человек, к чему уже пришел?..
Автор признавался: «Многие читатели в своих письма сообщали, что после моих книг они стали военными, офицерами, выбрали себе этот жизненный путь».
Юрий Бондарев – автор 11 романов, четырех повестей, сборника рассказов и нескольких статей.
Не хватит места, чтобы перечислить все награды писателя, среди которых: две медали «За отвагу», два ордена Ленина, медаль «За оборону Сталинграда», орден Трудового Красного знамени и орден Отечественной войны II степени, Две Государственные премии СССР, Государственная премия РСФСР, Ленинская премия и многие-многие другие. Юрий Васильевич – Герой Социалистического Труда.
По произведениям Юрия Бондарева сняты художественные фильмы «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор».
В 1994-м писатель отказался от ордена Дружбы народов, который был присужден ему в честь 70-летнего юбилея, отправив телеграмму Президенту Борису Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».
Имя Бондарева навечно в списке выпускников Оренбургского училища — Героев Советского Союза и Социалистического труда — Оренбургского высшего зенитного ракетного училища.
Объявление темы и правил игры
Ведущий: Ребята, сегодня мы проведем игру, посвященную жизни и творчеству Ю. Бондарева, – в форме литературного турнира, который будет состоять из 5 раундов. В турнире принимают участие 2 команды (команды представляют свое название и девиз). Игру будет оценивать жюри. Познакомимся с его составом (представляет жюри)
Ведущий: Художественный мир большого таланта Бондарева бесконечен, и время открывает в нем новые и новые грани. Каждое поколение читает мастера по-своему. Попробуем и мы ответить на вопрос: «Чем же нам дороги книги Ю. Бондарева?».
Теперь приступаем к турниру. (Проводится жеребьевка между командами). В начале каждого раунда и по окончании звучит гонг. (Ответы оценивают эксперты, выдавая «мудрики» - материал для учёта баллов)
I раунд – «Интеллектуальные бега»
Он включает в себя 3 раздела. За каждый правильный ответ команда получает «мудрики».
1 раздел «Из биографии Ю. Бондарева»
1. В каком году, какого числа родился Бондарев? (1924 г. 15 марта)
2. Как прошло детство Бондарева? (в переездах)
3. Какой профессии отдавалось предпочтение в детстве? (хотел стать моряком)
4. Какое событие изменило планы? (урок литературы, сочинение о лете)
5. В каком году и где начал свою фронтовую деятельность? (1942, Сталинград)
6. В каком звании воевал Ю. Бондарев? (младший лейтенант)
7. В каком году вышел первый сборник рассказов? (1953)
2 раздел «Литературная география»
1. Где родился Бондарев? (В г. Орске Оренбургской губернии)
2. За бой у какого города был награжден второй медалью «За отвагу»? (Каменец- Подольский)
3. Депутатом от какой области был в 1984-9989гг? (Карачаево – Черкессия)
4. Откуда родом был боец Нечаев в романе «Горячий снег»? (Из Владивостока)
5. Около какого города были первые бои Кузнецова в романе «Горячий снег»? (Рославль)
6. Какие населенные пункты упоминаются в романе «Горячий снег»? (Актюбинск, Перемышль, Воронеж)
7. Где жил Дроздовский после смерти родителей? (В Ташкенте)
8. Что явилось последним рубежом перед Сталинградом в романе «Горячий снег»? (река Мышкова)
3 раздел «По страницам произведений Ю. Бондарева»
1. Как называлась первая книга Ю. Бондарева? (Сборник рассказов «На большой реке»)
2. Кроме рассказов, у Бондарева есть романы. Назовите их. («Берег», «Горячий снег», «Игра», «Бермудский треугольник», «Тишина»)
3. В произведениях писателя присутствуют разные темы. Какие? (тема войны, человеческая судьба, роль литературы).
4. Каков сюжет романа «Горячий снег»? (Бой с танковыми колоннами Манштейна на подступах к Сталинграду).
5. Какую важную военную операцию Бондарев изображает в романе «Горячий снег» (Главной задачей армии Бессонова, усиленной танковым корпусом, было задержать немцев, а затем заставить их отступать.)
6. Какому эпизоду принадлежат слова: «Снег на рукаве ватника был горячим от его слез»? (Гибель Зои)
7. Как отметил генерал Бессонов отличившихся бойцов? (Он награждал всех, кто остался в живых после этого страшного боя и немецкого окружения)
После каждого раунда выдаются «мудрики», подводится итог.
II раунд «Прошу слова»
Каждая команда получила опережающее задание: подготовить презентации.
1 команда: «Тема войны в произведениях Ю. Бондарева».
2 команда: «Образ солдата в произведениях Ю. Бондарева».
Эксперты оценивают презентации.
III раунд «Творим, пробуем, думаем» включает в себя 3 задания:
Задание 1:
Составить коллаж «Ю. Бондарев – мастер изображения человека на войне». Это задание команды выполняют совместными усилиями и защищают свою творческую работу.
Задание 2:
Составить синквейн «Бондарев» (каждая команда в отдельности).
Задание 3:
Построить пирамиду – отзыв по роману «Горячий снег» (каждая команда в отдельности).
О чем роман «Горячий снег». (Одно слово)
Характер книги. (Два слова)
Место и время действия. (Три слова)
Главные события в романе. (Четыре слова)
Главные герои, какие они? (Пять слов)
Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги? (Шесть слов)
Ваша реклама/антиреклама, рекомендация романа. (Семь слов)
(Ответы оценивают эксперты)
IV Раунд «Мнение читателя» (он включает в себя 2 задания)
Задание 1: В этом раунде представители каждой команды получают задание (индивидуальное).
1 команда:
Идет заседание редколлегии «Роман газеты». Какие произведения вы предлагаете включить в план этого года? Обоснуйте свое мнение.
2 команда:
Вы присутствуете на творческом вечере Ю. Бондарева. Какой вопрос вы бы ему задали, и как бы он, на ваш взгляд, на него ответил?
Задание 2: Акция «Я рекомендую» (учащиеся выставляют понравившиеся произведения Ю. Бондарева на заранее подготовленную книжную выставку со своими закладками).
V Раунд «Глубокий поклон тебе, писатель»
Задание командам: Выразить свое личное отношение к творчеству Ю.В. Бондарева.
Каждому члену команды (по желанию) предоставляется «авторский стул». В своих выступлениях учащиеся выражают личное отношение к творчеству замечательного писателя
Заключительное слово
Ведущий: Много написано о войне, но такого страшного боя, как на батарее Кузнецова, не встречали. Бондарев помог нам не понять (это мы давно знаем), а ощутить, почувствовать, что такое борьба на пределе сил. Бондарев сужает фронт до размеров боя на участке лейтенанта Кузнецова (батарея стояла на танкоопасном направлении, а позади Сталинград), но мы чувствуем масштабность происходящего: отдельная операция вписывается в общую панораму Сталинградской битвы. Ю. Бондарев здесь следует традициям Л.Н. Толстого, создавая образ жестокой, кровавой войны.
Добавить к этому больше нечего.
Звучит песня «Горячий снег». Каждый участник игры получает красные звёзды, на которых они пишут фамилии героев романа или названия произведений писателя, прикрепляют их на плакат, в результате получится «газета – плакат: «Одно сражение и вся жизнь…». Эксперты подводят итоги и награждают победителей.
Учитель: Ребята, в заключение, я хочу предложить вам дома написать эссе: «Мои размышления после прочтения романа Ю.Бондарева «Горячий снег»». Все они будут помещены в альбом «Голос читателя».
Список использованной литературы
1. Бондарев Ю. Горячий снег. - М.: «Военное издательство», 1984 год.
2. Быков В.В., Воробьев К.Д., Некрасов В.П. Великая Отечественная война в русской литературе. - М.: АСТ, Астрель, 2005.
3. Бузник В.В. О ранней прозе Юрия Бондарева, «Литература в школе», №3, 1995 год
4.Великая Отечественная война в русской литературе. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2009.
5. Козлов И. Юрий Бондарев (Штрихи творческого портрета), журнал «Литература в школе» №4, 1976г стр. 7-18
6. Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе. Выпуск 4. - М.: Художественная литература. Москва, 1985