Этапы мероприятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг.момент. Актуализация знаний | Отгадайте загадку и узнайте тему сегодняшнего мероприятия. Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется…(Земля) Наша планета Земля, Очень щедра и богата, Горы, леса и поля Дом наш родимый, ребята! | Ответы учащихся |
2. Основная часть | Ребята, а для кого Земля является домом? Итак, подведём итог. Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей, птиц, насекомых, растений. (Презентация, слайд 1) Учитель читает стихотворение поэта Л.Дайнеко Есть на земле огромный дом Под крышей голубой, Живут в нем солнце, дождь и гром Лес и морской прибой. Живут в нем птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живешь в том светлом доме ты И все твои друзья. Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной земли Зовется этот дом. Да, ребята, много живых существ живет в нашем общем доме, всех и не перечислишь. Отгадайте некоторых из них. (ответы появляются на карточках) Презентация (слайд 2) (Приложение 1) 1.Словно кошки не боится — Собирает крошки, А потом на ветку — прыг И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей) 2. Я сегодня утром ловко Шишек принесла в кладовку Да на остреньких сучочках Поразвесила грибочков. (Белка) 3.Я живу в подводной тине, Страшен с виду я небось: Пасть да хвост, а между ними Только игл колючих горсть. (Ерш) 4. На лесной опушке Стоят подружки. Платьица белёны, Шапочки зелёны. (Березы) 5. Ягодку сорвать легко — Ведь растет невысоко. Под листочки загляни-ка — Там созрела... (Земляника) 6. Колосится в поле рожь Там, во ржи, цветок найдёшь. Ярко – синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. (Василёк) 7. Один костер весь мир согревает. (Солнце) 8. Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Туча) 9. Над рекой, над долиной Повисла белая холстина. (Туман) 10. Раскаленная стрела Ель свалила у села. (Молния) А какая может быть природа, предметы и явления природы? (живая и неживая) Задание: Разделить отгадки на 2 группы. (живая и неживая природа) | Ответы учащихся |
Игра «Летает, плавает, бегает» | Презентация (слайд 3) Цель: Изображать способ передвижения объекта. Игровые действия: Учитель называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее. | |
| Презентация (слайд 4) Хотя человек на Земле – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом его и беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде ездит быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля. Давайте составим правила поведения на природе. Сделать это вам помогут произведения поэтов. | |
| Презентация (слайд 5) 1. «Черёмуха» Л.Татьяничева Ее ломают ветвями огромными, Молоденьких деревьев не щадят. И тянется за дачными вагонами На плач похожий горький аромат. Беззвучный плач возник не от того ли, Что, если сплошь все гроздья оторвут, Лишат ее и материнской доли, Душистых ягод холить не дадут! Учитель обобщает ответы детей и формулирует 1 правило. Не ломай деревьев и кустарников! Не ломайте, детки! У деревьев ветки! Каждая веточка Для дерева - деточка. | Ответы учащихся |
| Презентация (слайд 6) 2. «Если я сорву цветок» Е.Карасев Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если он сорвет цветок, Если все: и я, и ты, — Если мы сорвем цветы — Опустеют все поляны, И не будет красоты! Учитель обобщает ответы детей и формулирует 2 правило. Не рвите полевые цветы! Не надо цветы полевые бессмысленно рвать, Не надо букеты из них составлять… Завянут букеты. Погибнут цветы… И больше не будет такой красоты! | Ответы учащихся |
| Презентация (слайд 7) 3. «Не губи живое» Федя бабочку поймал И божию коровку, Отпускать он их не стал И посадил в коробку. Пришёл домой, про них забыл. У Феди игр тыщи. Попробовал бы сам – пожил Год без воды и пищи. Откуда взрослые на свете? Они растут из малышей. Скорее исправляйтесь, дети - Остаться злым всего страшней. Учитель обобщает ответы детей и формулирует 3 правило. Не лови насекомых, они украшают нашу планету! | Ответы учащихся |
| Презентация (слайд 8) 4. Дети запомнить должны И понять: Гнёзда у птичек Нельзя разорять! Для ёжиков и белок Лес – это дом родной. Они живут там смело И летом и зимой: Поэтому не стоит Их в город забирать… Поверь: они в неволе Не будут есть и спать… Учитель обобщает ответы детей и формулирует 4 правило. Нельзя трогать животных и тем более забирать их из леса! | Ответы учащихся |
| Презентация (слайд 9) 5. Мы в лесу костёр зажгли Посидели и пошли Но огонь не затушили «Сам погаснет» – так решили. Ветром пламя разметало, И вокруг как в печке стало, До небес огонь поднялся И за нами в след погнался. Гибнет лес. Пропали звери Всех несчастий не измерить! Учитель обобщает ответы детей и формулирует 5 правило. Нельзя разводить костры на природе! | Ответы учащихся |
| Презентация (слайд 10) 6. У леса музыка своя… Её послушайте друзья! Как много звуков тут и там! В лесу не нужен шум и гам: Нельзя шуметь, галдеть, кричать И громко музыку включать! Учитель обобщает ответы детей и формулирует 6 правило. Не шумите в лесу! | Ответы учащихся |
| Презентация (слайд 11) 7.Вы в поход пришли, ребята… Отдохнуть, конечно, надо: Поиграть и порезвиться, И наесться, и напиться… Но вокруг остались банки, Целлофан, железки, склянки… Оставлять их здесь нельзя! Не поленимся, друзья: Мусор тут, в лесу, чужой, Заберём его с собой! Учитель обобщает ответы детей и формулирует 7 правило. Не оставляй мусор в лесу! | Ответы учащихся |
Танец | Юрий Антонов «Живёт повсюду красота» (приложение 2) | |
Игра «Что будет, если …?» | Презентация (слайд 11) Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу. Развивать умения делать выводы и умозаключения. Игровые действия: Учитель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Примерные вопросы 1. Что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? 2. Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? 3. Что будет, если у половина водителей города машины выбрасывают много выхлопных газов? 4. Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? 5. Что будет, если отдыхающие разожгут костёр на природе? 6. Что будет , если школьники придумали игру « Кто поймает больше бабочек на лугу»? 7. Что будет, если мальчишки решили разорить гнездо? | Ответы учащихся |
3. Итог мероприятия | Презентация (слайд 12) Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! Нор звериных, Птичьего гнезда Разорять не будем Никогда! Пусть птенцам И маленьким зверятам Хорошо живется С нами рядом! Прекрасна, прекрасна Родная земля. Прекраснее мне не найти Никогда! Зеленые долы, леса и поля, И синяя в море вода. В.Берестов | Ответы учащихся |