СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия по предмету музыкальная литература на тему: " Детский альбом П.И. Чайковского"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия по предмету музыкальная литература на тему: " Детский альбом П.И. Чайковского"»

Министерство культуры Курской области

Областное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Беловская детская школа искусств»

















Методическая разработка внеклассного мероприятия

на тему: «Детский альбом П.И. Чайковского».

(По предмету «Музыкальная литература»)











Подготовила- преподаватель

А.Б. Иванова.







Сл. Белая 2022г.



Аудитория:

учащиеся всех отделений ДШИ («Хоровое пение», «Фортепиано», «Народные инструменты»,), преподаватели .

Форма мероприятия - коллективная.Занятие, в котором приняли участие учащиеся младших и средних классов.

Оборудование: звуковая аппаратура, музыкальные инструменты , экран. Проектор, ноутбук,сценические костюмы.

Основная цель данной методической разработки приобщение детей к искусству, развитие их музыкальных способностей через эмоционально-увлекательную и в то же время творчески-познавательную деятельность.

Образовательные задачи направлены: - на активизацию познавательного интереса к музыке; - на закрепление и повторение тех знаний, которые дети получили на уроках теоретических дисциплин в игровой шутливой форме; - на формирование умения внимательно слушать и точно отвечать на поставленные вопросы.

Развивающие задачи направлены: - на развитие логического мышления, эрудиции; - на развитие фантазии и воображения;

Воспитательные задачи направлены: - на создание благоприятных условий для знакомства и общения детей;

Участники: ведущий, ведущая, Кукла, Арлекин, вокальный ансамбль.

Предварительная подготовка :на доске написано название пьес П.И.Чайковского, костюмы участников, портрет композитора, ноутбук, аудиофайлы» Марш деревянных солдатиков», « Неаполитанская песенка».





Ход мероприятия.

( звучит « Вальс» из сборника П.И.Чайковского « Детский альбом». Входят ведущий и ведущая.)

Ведущая. Какая прекрасная музыка открывает наше мероприятие. Я знаю, это « Вальс», который написал знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский.

( идет диапроекция портрета Чайковского)

Ведущий. Верно. Его « Вальс» сочинен специально для этого сборника( на экране обложка « Детского альбома)

Давайте перелистаем страницы этого музыкального сборника, который композитор Чайковский специально сочинил для юных музыкантов.

Ведущий. Только одновременно я предлагаю вспомнить и некоторые эпизоды из жизни самого композитора. Ведь многие детские воспоминания стали основой для создания музыкальных пьес альбома.

Ведущая. Согласна ( читает стихи)

Бом- бом, бом- бом, Открывается альбом.

То веселый, то печальный, не простой, а музыкальный.

А как у композитора возникла идея создания такого альбома?

Ведущий. Весной 1878 года Петр Ильич вернулся на родину из-за границы и приехал погостить ан Украину в семью сестры Александры Ильиничны Давыдовой. Сохранилось много писем композитора о том, в каком он был восторге от подготовленной для него комнаты. А в свободное время Чайковский любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздник с кострами, фейерверками и, конечно, с танцами, где она сам с удовольствием аккомпанировал им на рояле. Тогда -то он и решил написать целый сборник пьес для юных музыкантов, пьес легких. запоминающихся и с интересными названиями.

Ведущая.Да, здесь встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.Но иы слишком долго говорим о музыке. Давай дадим ребятам ее послушать. Начнем с картинки, которым называется так( открывает обложку альбома, « Зимнее утро»)

Сам Петр Ильич родился в маленьком городке. Мне кажется, что и в « Зимнем утре» он изобразил свое детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замерзшие окошки в доме напротив.

Ведущий. Погоди, попросим наших слушателей представить, как они дышат на замерзшее стекло, оно подтаивает, и в эту маленькую проталинку мы смотрим, что делается за окном, а в это время звучит пьеса « Зимнее утро». Интересно, что каждый из вас увидит благодаря музыке?

( Прослушивание пьесы « Зимнее утро)

Ведущая . Но, наверное, мы больше любим наблюдать за природой весной, когда все оживает и воздух звенит от птичьих трелей.Об этом расскажет пьеса « Песня Жаворонка»( на доске меняется заставка с надписью « Песня жаворонка»). Звуки ее мелодии передают щебет этот птички. Послушайте, ребята, как мелодия меняется, становится то выше, то ниже, словно звонкий жаворонок то поднимется ввысь, то вновь опускается к земле.( Прослушивание пьесы).

Ведущий. А мне нравится, как композитор передает в музыке детские игры- девочек и мальчиков.

Ведущая. Да, в играх девочек, конечно, присутствуют куклы. Одна кукла заболела, пьеса о ней так и называется « Болезнь куклы».( слайд на доске)

И музыка здесь словно рисует, как капают слезы девочки, которая горюет над ее кроваткой. Но мне больше нравится пьеса « Новая кукла»( слайд)

Мелодия в ней словно сверкает от счастья, передавая радость и восторг.( слайд)

Ведущий. Эту музыку ребята смогут лучше понять, если к ним в гости придет ее героиня.( Входит Кукла- нарядно одетая девочка со специфической кукольной походкой)

Ведущая. Мы попросили нашу Куклу станцевать, похлопаем в ладоши. И так, звучит пьеса П.И.Чайковского « Новая кукла»

Кукла. Я пришла из кукольной страны и хочу познакомить вас с двумя играми для мальчиков. Пьесы. В которых говорится об этих играх называются « Игра в лошадки» и « Марш солдатиков»

Ведущий. Дорогая Кукла, а ведь « Марш деревянных солдатиков» мы можем не только послушать, но и спеть. Все дело в том, что музыка Петра Ильича Чайковского легко запоминается. А если на его мелодии сочинять слова, то их даже можно спеть как песенки (слайд). Вот это марш Чайковский написал для исполнения на фортепиано. А И. Агапова написала слова к мелодии. И получился марш, который можно спеть( выходит вокальный ансамбль и исполняют Марш)

В детском мы альбоме, у игрушек в доме!

Звонкий марш наш радостно встречал

В киверах, в перчатках скачем на лошадках

К куклам в гости на прекрасный бал.

Нам нигде не страшно. Мы смелы отважны-

Нас не зря солдатиками звать.!

На балу нам нужно станцевать вальс дружно,

Но лишь можем мы маршировать.

В детском мы альбоме, у игрушек в доме!

Звонкий марш наш радостно встречал

В киверах, в перчатках скачем на лошадках

К куклам в гости на прекрасный бал.

Ведущий. Я хочу, чтобы теперь мы послушали пьесу, которая называется « Мама». Мелодия у нее певучая, красивая, ласковая. Сам Чайковский с большей нежностью относился к совей маме. Всю жизнь он помнил ее плавные движения, добрый голос. Удивительные глаза. Видимо, о своей матери он и рассказал в своей пьесе « Мама»( слайд) ( Звучит пьеса. « Мама» .Вбегает Арлекин.)

Ведущая. Кто это?

Кукла. Я зна-ю.! Это клоун из итальянской комедии масок. Его зовут Арлекин.

Здравствуйте, ребята Я – знаменитый итальянский клоун и хочу познакомить вас с теми пьесами, которые написал Петр Ильич Чайковский, вспоминая об Италии. Вот Итальянская песенка, мелодию которой композитор услышал в городе Флоренции. Был карнавал, и маленький мальчик пел под гитару чудесные песни. Еще одну мелодию композитор услышал в Венеции. Вечерами под окна дома, в котором он жил, приходил уличный певец с маленькой дочкой. Песня девочки стала главной темой пьесы. « Шарманщик поет».( слайд).

Ведущий. Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что одна из самых знаменитых мелодий не только « Детский альбом», но и музыка Чайковского – « Неаполитанская песенка»( слайд).

Ведущая. Ты прав, Сам Петр Ильич тоже любил эту музыку и сделал в последствии на ее основе знаменитый «Неаполитанский танец» в балете « Лебединое озеро»( слайд фрагмент звучит).

Кукла. Но давайте послушаем, как будет звучать « Неаполитанская песенка в вокальном исполнении. Ведь это песенка, значит, ее можно спеть.( выходит вокальный ансамбль)


Дует лёгкий ветер с моря, и волна с волною спорит.
Все бегут они на Запад, уплывает вдаль Неаполь.
Дует лёгкий ветер с моря, и волна с волною спорит...
Все бегут они на Запад, уплывает город наш.

Тра-ля-ля, ля, в этот тихий летний вечер
Мы плывём заре навстечу, покидая город наш…
Тра-ля-ля, ля, в этот тихий летний вечер
Мы плывём заре навстечу, покидая город наш…

А в ясном небе только звёздочки мерцают
Изумрудными огнями, их волшебное сиянье
И цветов благоуханье напевают нам одно:
''Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля''

А в ясном небе только звёздочки мерцают
Изумрудными огнями, их волшебное сиянье
И цветов благоуханье напевают нам одно:
''Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля''

Ведущая. Как славно, что в гости к нам пришли сегодня герои детских игр- Кукла и Арлекин, которые познакомили нас с чудесной музыкой.

Ведущий. Я думаю, что ребята смогут хором назвать имя композитора , который сочинил замечательные пьесы из сборника « Детский альбом»

Ведущая. Ребята!. Какой композитор написал « Детский альбом».

Все.( хором) Петр Ильич Чайковский.