СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия по теме "Пища казака"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия по теме  "Пища казака"

Цель: 

познакомить учащихся с традиционными блюдами кубанской кухни, которая является составной частью быта Кубанского казачества, определявшего обычаи и нравы людей;

углубить знания о казачьей кухне;

прививать любовь и уважение к обычаям и традициям казаков.

Задачи:

Рассмотреть традиции питания в культуре кубанского казачества.

Продолжить воспитание гражданственности, патриотизма, любви к истории своей страны, родного края, города.

Совершенствовать умения и навыки учащихся работать с дополнительной литературой.

Развивать память, внимание, логическое и творческое мышление, познавательный интерес, мотивацию поисковой и исследовательской деятельности учащихся, культуру речи, расширять кругозор, совершенствовать умение понимать неразрывную связь “прошлого и настоящего”.

 Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Воспитывать уважение к культурным и национальным традициям.  Прививать учащимся любовь к родному краю.

 

Оборудование:  мультимедийные проектор, кроссворды, карточки с пословицами, рисунки

Просмотр содержимого документа
«казаки пища»

Разработка внеклассного мероприятия по теме "Пища казака"

Цель: 

познакомить учащихся с традиционными блюдами кубанской кухни, которая является составной частью быта Кубанского казачества, определявшего обычаи и нравы людей;

углубить знания о казачьей кухне;

прививать любовь и уважение к обычаям и традициям казаков.

Задачи:

Рассмотреть традиции питания в культуре кубанского казачества.

Продолжить воспитание гражданственности, патриотизма, любви к истории своей страны, родного края, города.

Совершенствовать умения и навыки учащихся работать с дополнительной литературой.

Развивать память, внимание, логическое и творческое мышление, познавательный интерес, мотивацию поисковой и исследовательской деятельности учащихся, культуру речи, расширять кругозор, совершенствовать умение понимать неразрывную связь “прошлого и настоящего”.

Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Воспитывать уважение к культурным и национальным традициям.  Прививать учащимся любовь к родному краю.


Оборудование:  мультимедийные проектор, кроссворды, карточки с пословицами, рисунки

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Психологический настрой

Сегодняшнее занятие мы начнем с такой пословицы

Помни, брат, что у казаков:

Дружба – обычай;

Товарищество – традиции;

Гостеприимство – закон

         II. Основная часть занятия.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не  соблюдает традиции и обычаи казаков. Один из главных законов это гостеприимство. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны.

-А что такое гостеприимство? (накрытый стол разными блюдами)

Вводное слово учителя: Скажите ребята, какое блюдо изображено на экране?

(Слайд2) (вареники). А какая станица Краснодарского края носит подобное вкусное название? (ст. Варениковская). А знаете ли вы, что в станице Варениковской гостям вместо привычного “хлеб соль”, подают вареники. А что такое вареник? (блюдо, еда, пища). А как вы думаете, казаки любят вареники, а вы любите? Вы, наверное, догадались, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Правильно, о питании кубанских казаков.

(Слайды 3)

Пища – не только ассортимент блюд, но и связанные с ними обряды, символы, представления, застольный этикет, приемы обработки и хранения. Сегодня мы с Вами познакомимся с традиционной системой питания кубанского казачества.

III Система питания Основой питания казаков были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Питание в казачьих семьях зависело от достатка. Еду готовили рано утром, на весь день. Обычным меню были суп-лапша, картошка в мундире, яичница, сало, борщ, вареники, творог со сметаной. Большую роль в питании играли крупы, каши на воде и молоке, в них добавляли овощи (тыкву и морковь). На основе каш готовили блюда наподобие пудинга — пшенники (из пшена и риса), с добавлением яиц и масла.

Летом и осенью пища была более разнообразной из-за включения в рацион большого количества овощей и фруктов. Ужин, как правило, не готовился, подавали на стол, то, что осталось от завтрака и обеда. Блюда из рыбы — основа питания кубанских казаков. Рыбу варили , жарили , томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты. Рыбу сушили, коптили, вялили.

(Слайды 4)

В праздники готовили особенные блюда разнообразные пироги, колбасы. подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Пироги — праздничное и повседневное блюдо с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод. Напитки были разнообразными: квас, компот (узвар), кислое молоко. Среди казаков большой популярностью пользовался чай.

(Слайды 5)

Замешивали тесто на хлеб. Приготовление хлеба сопровождалось молитвой, крестным знамением. Нельзя было печь хлеб в пятницу, либо когда в доме был покойник. В то время когда замешивали тесто, нельзя было детям бегать, шуметь и громко разговаривать. Наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске. Хлеб выпекали в печи.

Авторитет отца с  матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делами. Непочитание отца с матерью считались за большой грех.  В обращении с родителями и вообще со  старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы». Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. И это уважение прослеживалось за столом.

(Слайды 6)

            Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не  оказывал уважения гостю.  Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным долгом каждого казака.

IV. Физкультминутка.

Казак по лесу гулял,
Свою шашку потерял. (Ходьба на месте.)
Кто же казаку подскажет,
Где искать ему пропажу? (Хлопки в ладоши.)

V. Работа в группах. Класс предварительно делится на три группы.

Задание 1. Сложить из предложенных слов поговорку.

1.Хлеб - всему голова,

2. Одно зерно горсть дает.

3. Поле словами не засевают.

4.Кто ленится, у того хлеб не родится.

Задание 2. Разгадать кроссворд. (Слайды 7)



Кроссворд 1.

  1. изделие из мяса, которое можно свернуть колечком. 2. Их готовят с творогом, с картофелем, с фруктами. 3. Ею богаты лиманы, реки и моря Краснодарского края, 4. Блюдо приготовляемое из крупы. 5. компот из сухофруктов, 6. Её готовят из мякоти фруктов, расстилают, для просушки, а затем сворачивают в трубочки. 6. самый важный ингредиент яичницы.

(Слайды 8)





Кроссворд 2.

  1. Без этого злака нельзя испечь каравай. 2. Самое известное и любимое первое блюдо на Украине и Кубани. 3. Пейте дети … будите, здоровы. 4. Её готовили так: в топленое молоко, закладывалась закваска. 5. Кисломолочный продукт, с которым казаки любили, есть борщ, вареники и т.д. 6. Их готовили из пресного теста и обжаривали в масле.7. Наличие его говорило о достатке в доме, самый известный украинский продукт.

(Слайды9)





Кроссворд 3.

  1. Крупа желтого цвета, для приготовления каш и запеканок, 2. Напиток, который готовили из фруктов с добавлением сахара. 3. Ее готовили из пресного теста, тонко раскатывали, просушивали, затем варили в бульоне. 4. Самый вкусный суп из рыбы. 5. Это традиционное угощение из дрожжевого, сдобного теста дают гостям на свадьбе. 6. Это блюдо ценили за быстрое приготовление. Тесто замешивалось без яйца, раскатывалось в тонкий лист, его резали или отрывали по кусочку и кидали в бульон. 7. Напиток, изготавливаемый из воды и хлеба.

Молодцы справились с заданием. Какие у нас получились слова? Поляница, каравай, пампушка. Ребята, а кто знает значения этих слов? Это различные виды хлеба. Хлеб это главный продукт питания, его надо беречь. У казаков было святое отношение к хлебу, потому что он тяжело доставался.

(Слайды 10)

Повседневный застольный этикет кубанских казаков



Прием пищи, это неоднократно ежедневно проводимый ритуал в жизни каждого человека. В основе этого ритуала лежит не просто естественная потребность в пище, но и сложившиеся в процессе правила поведения. Ведь как мы едим, так мы и относимся к пище, к труду, результатом которого является “хлеб насущный”.   

В зимний период, когда утренний подъем  членов семьи был не таким ранним, как летом, казаки ограничивались трехразовым питанием (завтрак, обед, ужин). В весенне-летний период, казаки вставали в 4 часа утра, и завтракали в 6-7 часов, что было обусловлено различными видами сельскохозяйственных работ, которые к тому же требовали больших физических усилий. Поэтому, примерно в 4 часа дня казаки “полудничали”: хлеб, молоко, пирожки, узвар. За “обязательными” приемами пищи должна была собираться вся семья. Однако, во время сельскохозяйственных работ, когда “день - год кормит”, хозяин мог и задержаться: “Было так, мущину покормить, я должна сидеть за столом. Сижу, подала. И даже если мы пакушали, он позже пришел, все старались то организованно, ждали ево. А если нет, то я должна сидеть пока он поест, убрать”

     В качестве наказания детей мог выступать и отказ в пище, однако это было крайне редким: “Хто будэ шалить - буду пайку уменьшать второго”

 Прием пищи регламентировался и запретами. Например, нельзя было есть во время грозы, во время прохождения похоронной процессии. Строго запрещалось кушать вне дома/кухни

 Наиболее жесткий запрет касался потребления пищи на огороде:     Стол в жилище кубанского казака может выступить вообще отдельной темой исследования, так как он стоит в одном ряду с такими центрами “своего” пространства как Святой угол, печь. Со столом связано большое количество представлений и запретов: нельзя сидеть на столе, класть на него шапку, передавать через стол ребенка, сметать крошки голой рукой, оставлять на нем на ночь нож и многие другие. Объяснением этому может служить отношение к столу носителей традиционной культуры: “Стол, это как престол”

Соотнесение стола с престолом в церкви  регламентирует все поведенческие нормы и правила сидящих за ним членов семьи: “Считается грехом стучать по столу, за которым едят, и тем, которые это делают, говорят: “Не бей стол - стол “божья ладонь””

Из внешних проявлений можно отметить, что в отличие от праздничных застолий, в будние дни при трапезах стол не покрывался скатертью/настольником.

Важнейшим в застольном этикете кубанских казаков является порядок рассаживания членов семьи за столом. Дед/отец имел строго определенное место, во главе стола в Святом углу

(Слайды 11)


  Порядок рассаживания остальных членов семьи в первую очередь зависел от того большая семья или малая. В малых семьях за стол садились все члены семьи. В большой семье бытовало несколько вариантов: прием пищи поочередный - мужчины-женщины: “Сперва садились за стол мущины. А патом уже женщины, а паследнюю очередь дети и невестки. Другим вариантом мог быть смешанный (при этом могли рассаживаться члены семьи смешанно, либо с одной стороны стола мужчины, с другой женщины), но для детей отец изготавливал маленький круглый столик, за которым они кушали отдельно. В линейной традиции, если позволяла длина стола, детей могли сажать за стол: “Все гуртом садились и дети, и взрослые, все гуртом.  Детей в возрасте до 2-3 лет матери кормили заранее, чтобы они не отвлекали от общей трапезы

Ухаживала за столом назначенная невестка или младшая невестка, которая ела либо после того, как окончиться трапеза, либо с детьми:

Перед тем как сесть за стол все обязательно мыли/банили руки, а перед завтраком: Женщинам запрещалось садиться за стол, если она без головного платка

 Глава семьи читал молитву, после чего все, перекрестившись, садились на лавки. Все участники трапезы разбирали свои ложки. Изготовление деревянных ложек возлагалось на главу семьи, поэтому ложки были “меченные” (бороздки на ручке) или отличались по размеру, форме ручки: “Были даже меченные. Я свою лошку должен знать. Есть чужой ложкой запрещалось, особенно ложкой отца.      Хлеб за столом резал мужчина глава семьи, предварительно перекрестив его ножом.   После того как хлеб был разрезан, отец раздавал его всем сидящим за столом. Особое внимание придавалось хлебным крошкам.  Крошки глава семьи бережно собирал и либо съедал сам. либо отдавал кому-то из детей

 Розданный хлеб необходимо было доесть до конца: “Детям говорили: “Вот недоешь, а кусок хлеба будет гоняться за табой ночью””

 Вечером старались не начинать новой булки, однако если и начинали, но краюшку отдавали детям. К особо значимым элементам будничной трапезы можно отнести соль. При отсутствии соли на столе глава семьи мог вообще не приступить к обеду.

  После того как отец взял первым, к еде приступали все члены трапезы, при этом соблюдая порядок старшинства: “[Отец] берет лошку, зачерпнул, кусочек хлеба под лошку, мать берет точно так. А маленький же сидит, ему не терпица, и вот па очереди ани пашли, каждый па старшенству в чашку опускает лошку, а маленький не терпит, хватает. Он ему лошкой раз по лбу, он ево понял, он больше не полезет в чашку без очереди”

 Можно выделить два вида наказания детей за неправильное поведение - удар ложкой по лбу, и наиболее строгое - изгнание из-за стола. То есть к нарушениям этикета можно отнести: смех и разговоры за столом, выход из-за стола, спешка, непоседливость, избирательность в еде, неаккуратность. 
Заканчивалась трапеза молитвой  и обязательный поклон родителям после еды.

Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи — даже в полевых условиях.

V. Итог занятия. (Слайды 12)

Тот, кто не уважает обычаи своего народа

не хранит их в своем сердце, тот позорит

не только свой народ, но прежде всего

не уважает самого себя, свой род,

своих древних предков.

О блюдах и приготовлении пищи казаков, мы поговорим на следующем занятии.

VI. Рефлексия.

Вы сегодня работали в группах. И мы завершим занятие фразами, которые вы скажете своему соседу. (Слайды 13)

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.


Просмотр содержимого презентации
«казаки пища»

Помни, брат, что у казаков:

Помни, брат, что у казаков:

  • Дружба – обычай;
  • Товарищество – традиции ;
  • Гостеприимство – закон