СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия по теме ;"«Волшебные слова живут на белом свете!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной разработки: формировать представление овежливом обращении к сверстникам и к взрослым людям, умение использовать вежливые слова в разных жизненных ситуациях  

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия по теме ;"«Волшебные слова живут на белом свете!»»


МБОУ «Северная средняя общеобразовательная школа»

Северного района Оренбургской области












Разработка

внеклассного мероприятия

«Время читать»

по теме :


«Волшебные слова живут на белом свете!»









Выполнила: учитель начальных классов

Фирсова Валентина Акимовна




с. Северное

2024 г




Тема : «Волшебные слова живут на белом свете!»

Цель: формируем представление о вежливом обращении к сверстникам и взрослым людям, умение использовать вежливые слова в различных жизненных ситуациях на примере книги В Осеевой « Волшебное слово»

Задачи: прививать интерес к творчеству писателя и детской литературе в целом

-развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, внимательность во время чтения;

-формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им; 

-обогащение нравственного опыта младших школьниковобогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе

-воспитывать гуманное отношение, прививать интерес к творчеству

писателя и детской литературе в целом


Оборудование:

Выставка книг В. Осеевой; презентация, книги» Волшебное слово»

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Прошла перемена, услышан звонок.

Пора поскорее начать нам урок.

-Возьмитесь за руки. Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра.

II. Основная часть

-Ребята. сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир книги. Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать.

Давайте знакомые книжки откроем,

И снова пойдём от страницы к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться!

- Что нам для этого необходимо? (Хорошо читать, быстро ориентироваться в тексте и находить нужную информацию)

Наше необычное мероприятие проходит под девизом:

«Волшебные слова живут на белом свете»


Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (о«волшебных» словах , о вежливости)

- Кого называют вежливым человеком? (Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.)







- Да, ребята, сегодня мы поговорим о вежливых(волшебных ) словах. Они и сейчас живут на белом свете.

Что же это за слова? (ответы детей)

-Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.

Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть.

На уроке русского языка мы знакомились с такими словами.

-Какие волшебные слова вы знаете ? (ответы детей)

-Я тоже хочу подарить вам несколько слов, вставьте последнее слово в каждом из них рифму:

Растает ледяная глыба

От слова тёплого…. (спасибо).

Зеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день).

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь, .  (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят ..до свидания

слайд 2


- Как вы думаете, как можно назвать человека, который использует в своей речи волшебные слова? (вежливый)

Что значит быть вежливым человеком? 

Вежливость – это готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Это соблюдение правил приличия, норм поведения.

Волшебные слова – это добрые слова. Добрые слова непременно должны сочетаться

с добрыми поступками . слайд 3






4.Открытие новых знаний.

-Вот такой «доброй и честной, смелой и рыцарски благородной - запомнили Валентину Александровну Осееву замечательную детскую писательницу, рассказ, которой «Волшебное слово» , мы будем слушать чтобы понять, как действуют» волшебные слова на людей. Слайд 4

5. Знакомство с творчеством писателя.

- Я вам немного расскажу о творчестве В.А. Осеевой

(Справка о творчестве писателя).

-В.А.Осеева родилась в 1902 году в Киеве в семье инженера – строителя. Окончив гимназию, она поступила в театральный институт на актерский факультет, однако окончить его не удалось. Её семья переехала в Подмосковье. Здесь мама Осеевой стала работать в детском доме, а позже и сама Валентина Александровна. 17 лет отдала работе в детских домах. Воспитывая детей, она поняла, что не надо читать нотаций, а надо воспитывать силой примера и она стала сочинять маленькие рассказы и пересказывать их своим воспитанникам.

В 1937 году был напечатан первый рассказ Осеевой “Гришка” - о мальчике-беспризорнике. А в 1940 году вышел первый сборник рассказов “Рыжий кот”.

В 1944 г. появился самый знаменитый рассказ «Волшебное слово».

6.Словарная работа

-Перед прослушиванием проведём Словарную работу слайд 5

Буркнул

Говорить ворчливо, невнятно

Засопел

Тяжело дышать, издавать носом свистящие звуки

Смущённо

Растревожено

Пробормотал

Говорить тихо, быстро, невнятно

Стряпает

Готовит пищу

Отворил

Открыл

Взъерошил

Теребя, приводить в беспорядок

Сквер

Небольшой общественный сад в городе

Румяный

Поверхность коричневого оттенка (если пирожки)

Потрепал

Похлопывать, поглаживать








6.Подготовка к первичному восприятию текста.

- И так внимательно слушаем рассказ, а прочитает его народный артист , мастер художественного слова Николай Литвинов. Посмотрите на портрет (слайд)6



Голос Николая Литвинова знали все жители в СССР, а особенно дети, потому, что он много работал на радио, где вел детскую передачу «Радио няня». Читал для детей сказки, рассказы, работал в радио - спектаклях. А также снимался в кино. Внимательно послушаете, чтобы потом выполнить задание.

(включается запись рассказа )

7. Работа по содержанию 1части

- О ком этот рассказ? (О мальчике Павлике), (на доске слово Павлик). слайд 7


- Что случилось с Павликом? (Сестра, бабушка, брат отказали Павлику в его просьбах)

- Как мальчик вёл себя с родными? (Зло и раздражённо)

- Как об этом узнал старик? ( Старик увидел красное, сердитое лицо мальчика и расспросил его о том, что случилось.)

- Как разговаривал Павлик со стариком? (Зло, сердито, раздражённо.) слайд 8






- Найдите и подчеркните слова, которые доказывают ваши выводы характеризующие мальчика (ответы детей)





-Вы правильно нашли слова .Давайте повторим Он .. слайд 9

- Слова, характеризующие поведение мальчика говорят о том, что Павлик был невежливым по отношению к родным.

-Как вы думаете, какое слово шепнул старик на ухо мальчику? (Пожалуйста).

8. Физминутка . Игра на внимание «Пожалуйста»

Это слово будет у нас работать на физминутке. Вы выполняете упражнение только тогда, когда услышите слово «пожалуйста».

-Встаньте, пожалуйста!

-Руки вверх!

-Пожалуйста, руки вверх!

-В стороны!

-Пожалуйста, в стороны!

-Пожалуйста вниз!

-Руки на пояс!

-Пожалуйста, руки на пояс!

-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!

-Пожалуйста, начинай!

-Закончить упражнение!

-Пожалуйста, закончите упражнение!

-Пожалуйста, садитесь!

9 . Работа по содержанию 2 части.

-Вы молодцы . Внимательные . Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу.






-Как подействовали на окружающих, на Лену, бабушку и брата слова Павлика, найдите и подчеркните эти строчки в тексте. Прочитайте. Посмотрите на экран

(«Лена широко раскрыла глаза…»)


слайд 10


-(«Бабушка выпрямилась…» )слайд 11


-( «За столом все сразу замолчали…», «Брат громко засмеялся…»)

слайд 12.


- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебные слова? (хорошим, радостным)

-Изменился ли Павлик после того, как стал говорить волшебное слово?

- Каким он стал? (ответы детей).

- Сравните поведение Павлика вначале рассказа и в конце.





(Был грубым и злым, обидчивым не послушным, а стал вежливым и добрым, внимательным, уважительным )



слайд 13.



- Что повлияло на поведение мальчика? (Употребление в своей речи волшебного слова «пожалуйста».)

- В чём секрет этого слова? (Секрет «волшебного» слова в вежливом обращении к собеседнику.)

-Значит «Волшебные слова живут на белом свете?» (да)

- Как вы думаете, можно ли назвать старичка волшебником? Почему?

Что он волшебного сделал?

(Старичок был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл эту маленькую тайну Павлику).

- Умнички! Действительно, старика можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.

- Ребята, в жизни очень важно быть вежливым и стараться как можно чаще говорить людям волшебные слова.

-У людей есть такое золотое правило: слайд 15

«Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».


-Кому из героев рассказа оно подходят? Почему?

(Эти слова подходят Павлику. Когда мальчик грубо обращался к родным, они отвечали ему так же грубо, отказывали в просьбе.

«Волшебное» слово, произнесённое Павликом, не оставило никого равнодушным и безучастным.)


4. Закрепление. Викторина – презентация «Кто самый внимательный?»

- А сейчас для того, чтобы проверить, как вы запомнили рассказ, проведем викторину и затем ее проверим. Надо ответить на вопросы: слайд 16

1.Кто главный герой рассказа? ( Павлик, Юрик )

2.Какое волшебное слово сказал старичок Павлику? (спасибо, пожалуйста, доброе утро)

3.Вспоминая старичка , Павлик сказал? («Эх ты, путешественник!», «Волшебник, волшебник!» , «Голубчик мой!»)





Рефлексия.


- Посмотрите внимательно на слайд : перед вами три высказывания


Прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам. И покажите соответствующий смайлик


Я уважителен и доброжелателен к людям.

Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего занятия постараюсь измениться.

Мне трудно быть уважительным и вежливым.

- Честно оценить своё поведение – это очень хорошая черта человека. Я вижу, что рассказ В. Осеевой заставил вас не только подумать над отношением Павлика к родным, но и над своим отношением к окружающим. Некоторые из вас поняли, что им есть, что исправить в своём отношении к окружающим.


-У В. А.Осеевой много есть других не менее интересных и поучительных рассказов. На следующем занятии мы посетим библиотеку и познакомимся с другими произведениями замечательной писательницы.

Всем большое спасибо за работу .























Литература

  • Корф О.Б. Детям о писателях. ХХ век от О до Я. – М.: ООО «Издательство Стрелец», 2006.

  • Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой.- 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988.

  • Осеева В.А. Волшебное слово. ООО «Самовар-книги», 2016.

  • https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/uroki_nravstviennosti_i_dobra_valientiny_osieievoi

  • http://kladraz.ru/blogs/nadezhda-vladimirovna-rjabichenko/literaturnaja-igra-po-skazke-osevoi-volshebnaja-igolochka-2-klas.html