Администрация Шарангского муниципального района
МБОУ Большерудкинская основная общеобразовательная школа
Сценарий внеклассного мероприятия по пожарной безопасности в 5-7 классах
«При пожаре как один, набираем 01»
Автор: учитель ОБЖ
первой категории
Помогова Елена Анатольевна
с.Большая Рудка-2015г.
В рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрено обязательное изучение на уроках тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Но практика показывает, что отведенного программой урочного времени оказывается недостаточно для полного теоретического освоения проблемы пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара.
Организация профилактической работы требует дополнительного внеурочного времени и нуждается в проведении внеклассных мероприятий в течение всего учебного года и в особенности по окончании четвертей, перед каникулярным отдыхом.
Представленная разработка может быть использована как в форме урока, так и во внеклассной работе.
Задачи:
Продолжать учить детей правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта;
Формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях (в частности при пожаре);
Воспитывать уверенность в своих силах во время спасательных действий на пожаре или при его тушении.
Оборудование: плакаты по правилам пожарной безопасности; таблица «Знаки пожарной безопасности»;раздаточный материал ( карточки, ребусы, жетоны, цветные карандаши, фломастеры); рисунки детей по данной теме.
Организационный момент.
Ведущий разъясняет, что сегодня на данной игре учащиеся должны показать знания о правилах пожарной безопасности и то, как нужно себя вести в случае возникновения пожара и приёмам самоспасения.
Ведущий:
С открытым огнем обращаться опасно!
Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно.
А если зажег - никуда не роняй:
Прожорливо пламя горячее, знай!
Но если случилось свечу уронить,
Бросайся огонь без заминки тушить:
Материей плотной, тяжелой накрой,
А после залей поскорее водой!
Дым и огонь не к добру, так и знай,
Взрослых на помощь скорей призывай,
И в «01» поскорее звони:
Срочно пожарных! Помогут они!
И под кроватью не прячься – учти,
Что от огня просто так не уйти.
Не оставайся в квартире с огнем,
А выбирайся доступным путем:
Мокрым платком нос и рот завяжи,
К двери входной через дым поспеши!
Ведущий: Итак, у нас две команды «Огонёк» и «Спасатели». За каждый правильный ответ команда получает по баллу.
Гейм 1. «Разминка»
На первый гейм, вот шутка,
Дана одна минутка.
Поспеши-ка, не зевай!
Правильный ответ давай.
Вопросы для разминки команде «Огонёк»
По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре? (01)
Главное правило при любой опасности? ( не паниковать)
Что опаснее на пожаре – огонь или дым ? (дым)
Что делать, если воспламенилось масло на сковороде ? ( закрыть крышкой)
День работников пожарной охраны ? ( 30 апреля)
Предназначен для тушения нефтепродуктов, электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В ? ( порошковый огнетушитель)
Состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов ? ( безопасность)
На крыше столбом, в избе скатертью ? (дым)
Жидкое специальное средство для тушения огня ? (пена)
Как выходить из задымленного помещения ? ( пригнувшись ниже, дыша через влажную ткань)
Остановка пожара на путях его распространения ? (локализация)
Неуправляемое горение растительности, стихийное распространение огня по лесной территории ? ( лесной пожар)
Вопросы для разминки команде «Спасатеи»
Чем можно потушить возгорание ? (водой, огнетушителем, плотной тканью)
Что нужно сделать в первую очередь при тушении электропроводки (отключить электричество)
Что не рекомендуется делать при возгорании в квартире? (открывать окно)
Бог огня и кузнечного ремесла, покровитель металлургии (Гефест)
День создания единой противопожарной службы считается? ( 17 апреля 1918г)
Предназначен для тушения различных веществ и материалов, за исключением электроустановок, находящихся под напряжением? 9 химичеки-пенный огнетушитель)
Чем нельзя пользоваться при эвакуации из многоэтажного дома ? (лифтом)
Что означает маркировка ПК ? (пожарный кран)
Что служит пищей для огня ? ( воздух)
На нём размещены первичные средства пожаротушения ? ( пожарный щит)
Повреждение тканей телаиз-за высокой температуры ? (ожог)
Что защищает ватно-марлевая повязка при пожаре ? ( органы дыхания)
Гейм 2. «Заморочки из бочки»
Вот задания на внимание.
Ты попробуй угадай.
Приложи своё старание
И ответ скорее дай.
А сейчас вы должны ответить на вопросы по истории развития пожарного дела в России. На раздумывание 1 минута.
Кто и когда положил начало истории возникновения пожарной охраны России ? ( организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана 3.30 апреля 1649 года был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве .
Некоторые города сгорали почти полностью по нескольку раз. Ипатьевская летопись отмечает, что этот город в 1183 году почти весь сгорел. В этой же летописи говорится, что во время крупного пожара в 1193 году погибли более 500 человек. В 1199 году пожар уничтожил половину города. Через 30 лет его снова постигло несчастье – от крупного пожара в 1229 году пострадало много строений, не уцелел и княжеский дворец. Особенно сильный пожар произошел в 1491 году. О каком городе идёт речь ? ( город Владимир).
При царствовании кого из правителей пожарное дело получило самое широкое развитие ? ( серьёзный толчок развитию профилактических мер по предотвращению пожаров дал Петр 1.)
Когда в Нижнем Новгороде было положено начало пожарного дела ? ( В 1862 году все команды в Нижнем были объединены для единого руководства, в связи с чем и была утверждена должность брандмайора. Возглавлял пожарное дело Степан Михайлович Чапин. 26 июня 1897 года в Нижнем Новгороде по постановлению Городской думы было учреждено Нижегородское городское пожарное общество.)
Гейм 3. «Успеешь спастись ?»
Хоть немножко устали,
Силу знаний показали.
И еще один шажок –
Как спасем мы жизнь дружок?
В этом гейме участникам предлагаются ситуационные задачи, где они должны показать применение своих знаний практически.
Ситуация 1. Во время прогулки в лесу вы увидели впереди себя на расстоянии 100-150 метров огонь, который распространяется по кустарникам и деревьям. Определите последовательность ваших дальнейших действий, и заполните схему:
Ответ:
2. Определить направление распространения огня
Определить направление ветра.
3. Сориентироваться и уходить в наветренную сторону от огня, по
возможности параллельно фронту распространения огня
4. Идти, пригибаясь к земле и не стараясь обогнать пожар
5. Сообщить о пожаре в ближайшем населенном пункте.
Ситуация 2. Найдите на рисунке источники возможного пожара на кухне.

Ответ:
Кухонные полотенца сушатся над плитой.
Ребенок один оставлен на кухне во время работы газовой плиты.
Шнур электрочайника имеет поврежденную изоляцию
В одну розетку включено несколько электробытовых приборов.
Спички разбросаны, досягаемы для ребенка.
Тостер перегрелся, никто за ним не следит.
Ситуация 3. Во время движения в салоне автобуса начался пожар. Каковы ваши
действия?
Ответ:
Предупредив водителя, попытаться по возможности потушить огонь с помощью огнетушителя, если он есть в салоне, или накрыть верхней одеждой очаг вохзгорания.
Ситуация 4. Рассказ очевидца: «Мы с братом шли по лесу, почувствовали запах гари и увидели небольшое задымление. Затем стало щипать глаза. Мы испугались и побежали быстрее подальше от этого места. Дышать становилось всё труднее. Хорошо. Что нас нашли спасатели и вывели из опасного места».
Что было неправильно сделано?
Ответ:
Не были закрыты органы дыхания платком или шарфом.
Ребята поддались панике.
Не определено направление распространения огня и не выбран маршрут выхода из леса в безопасное место.
Гейм 4. «Ты мне, я тебе»
Ты и я, ты и я
Мы весёлые друзья!
По вопросу зададим, и командой победим!
Команды задают друг другу по одному вопросу по теме пожарной безопасности. В случае неправильного ответа отвечают сами.
Гейм 5. « Кто больше?»
Чтоб смекалку проявить.
Идей придумано немало.
А я хочу вам предложить
Такой вот ребус разрешить!
Нужно за 3 минуты как можно больше найти слов на тему «Пожар» в данных квадратах.
Ответ:
л | е | с | т | н | и | ц | а | ъ | п | п | в | р | в | ф | м | п | е | н | о |
е | р | о | о | л | г | щ | х | м | е | с | е | ц | р | т | о | а | э | п | о |
р | и | п | е | н | л | г | н | к | н | м | р | о | л | ж | ы | ц | а | в | л |
я | у | а | й | у | п | н | г | ш | а | й | в | г | а | к | р | с | ж | г | р |
я | ы | а | р | о | б | ш | щ | и | и | ъ | и | р | я | у | н | г | б | т | е |
к | а | л | а | н | ч | а | и | с | ц | й | с | н | и | о | а | г | о | ш | н |
я | ы | у | в | а | м | с | ы | а | р | ь | т | о | с | л | ю | э | ъ | з | п |
а | в | т | о | ц | и | с | т | е | р | н | а | т | р | г | м | е | м | э | п |
й | в | е | п | у | г | о | ш | ь | к | м | ь | у | с | я | и | б | л | п | и |
е | л | п | т | к | г | т | у | и | ф | а | р | и | л | с | к | н | и | й | м |
о | г | н | е | т | у | ш | и | т | е | л | ь | н | а | г | о | в | е | р | т |
е | р | ш | р | н | в | ц | ч | и | в | у | ы | м | т | п | л | х | и | к | в |
а | з | и | р | ы | т | р | ы | л | н | т | й | о | п | с | д | н | а | р | б |
д | й | с | о | б | я | о | а | л | г | х | о | ж | а | а | ж | а | г | р | в |
о | з | а | п | ы | п | т | ы | о | и | п | а | у | б | ц | л | ы | л | н | с |
в | х | в | о | а | и | л | ф | п | а | ш | н | л | р | а | р | щ | к | ъ | и |
щ | и | е | у | ш | л | в | н | е | р | ш | и | й | о | ъ | у | е | а | е | р |
о | г | о | н | ь | й | ы | ш | й | а | п | ш | ь | г | в | к | и | с | т | е |
н | ъ | а | щ | в | у | п | д | ч | н | у | а | й | а | е | а | у | к | з | н |
п | о | ж | а | р | н | ы | й | е | т | м | м | ф | б | м | в | в | а | о | а |
Гейм 6. « Кто это?»
Отгадайте, о ком идёт речь?
Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать!
(пожарные)
Пожарные оставили конверт с чистыми листами на которых вы должны составить памятку-буклет по правилам пожарной безопасности. Учитывается оформление, содержание, разнообразие метериала. На выполнение задания – 10 минут. Итак берём конверты. Время пошло.
Ведущий: Пока подсчитывается общее количество баллов и выявляются лучшие знатоки пожарной безопасности, всем предлагается просмотреть видеоролик по правилам пожарной безопасности. Ведь не зря пословица гласит «Повторенье – мать ученья».
После подсчета баллов, объявляется команда-победитель. Вручаются призы .
Вы старались, как могли
Свои таланты показать,
Пусть кто-то будет впереди –
Другим не стоит унывать!
Используемая литература
Научно-методический и информационный журнал ОБЖ № 12/2010г
О.В.Павлова, Г.П.Попова «Пожарная безопасность»
Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко «Классные часы»
http://window.edu.ru/
http://www.obzh.info