СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия "Роль православной церкви во времена ВОВ"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

связь с подвигом героев ВОВ, городов героев и определение роли еркви во времена ВОВ

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия "Роль православной церкви во времена ВОВ"»

Районный образовательный культурно исторический семинар преподавателей курса ОДНКР «Русская православная церковь во время Великой Отечественной войны. Города герои».

8 ноября 2024 год





Содержание



  1. Литературно-музыкальная композиция «Притча о сеятеле» - преподаватель музыки высшей категории Логвинов А.Н. ______2 мин.

  2. Вступительное слово директор МБОУ лицей Удодова Е.М._____2 мин.

  3. О роли церкви в годы Великой Отечественной войны – настоятель храма мучеников Флора и Лавра в городе Пролетарска иерей Виктор Фёдоров________________________________________________5 мин.

  4. Фрагмент внеурочного занятия «Роль церкви во времена ВОВ. Города герои» - преподаватель ОДНКР, ИЗО, информатики высшей категории Панова О.Н.____________________________________________30 мин.

  5. Межпоселенческая Центральная библиотека, о выставке художественной литературы «Города герои», «Православная церковь во время войны» - _______________________________________2 мин.

  6. Танцевальный коллектив «Сюрприз» с композицией «Возвращайся сынок» - преподаватель 1 категории Личманенко О.В._________3 мин.

  7. Минисеминар участников (круглый стол)___________________10 мин.

  8. Выставка рисунков «Я помню»





















Ход мероприятия

В фойе лицея гостей встречают три 10 – классника (Вовенко Дмитрий, Демакова Виктория и Янченко Константин) на 1 этаже, одеты в казачью форму. Приветствуют «Здорово дневали, братья казаки и казачки», приглашаем вас на наш семинар, пожалуйста пройдите за нами ( Костя провожает гостей до дверей спортзала).

Возле дверей спортзала стоят в казачьей форме Анастасия Нечепуренко и Данила Токарев, приветствуют гостей и вручают брошюру, молитву и георгиевскую ленту, предлагают гостям пройти в зал.

Спортивный зал























Для оформления спортивного зала для мероприятия нужно:

  1. 9 парт (1 парта для ноутбука, 8 для обучающихся)

  2. 17 стульев для обучающихся

  3. 20 стульев для гостей

  4. Георгиевская лента

  5. Флаг наш «Я помню, я горжусь»

  6. Экран

  7. Проектор

  8. Колонка

  9. Стенд для книг

  10. Решётка для рисунков

  11. Портреты ветеранов

  12. Шары оранжевые и чёрные

  1. На сцену выходит музыкальный коллектив и исполняет песню «Притча о сеятеле»

Произведение "Притча о сеятеле (Если бросить зерно)"

Автор музыки Гсель Г.

Автор текста Языкова И.

  1. Куплет

Если бросить зерно, если бросить зерно,

Если бросить зерно что тогда будит с ним?

Если вдруг упадёт при дороге оно,

То достанется птицам одним.



припев:

Наш Господь говорит:

Будит ли слово расти?

Как нам жизнь изменить,

И добрый плод принести?



  1. Куплет

Если бросить зерно под высокий забор,

Где колючки торчат и растёт лебеда.

То пожнёшь ты тогда сорняки или ссор,

А плодов не пожнёшь никогда.



  1. Куплет

Если бросить зерно в каменистых горах ,

Там где солнце печёт и безводный песок ,

Пожалеешь потом о бесплодных трудах,

Не найдёшь не один колосок.



  1. Куплет

Если в добрую почву посеять зерно,

То и дело пойдёт очень скоро на лад.

Золотым урожаем вернётся оно,

В 10 крат, в 20 крат, во 100 крат.

Уточнить у Логвинова какой класс?, репетиция 7 ноября

  1. Вступительное слово директора лицея:

После окончания песни, хор уходит, на сцену выходит директор лицея со словами: «Уважаемые коллеги, гости, обучающиеся, мы выбрали это песню не зря. Мы учителя, которые сеем в душах наших детей разумное, доброе, вечное. ...и на сегодняшнем мероприятием хотим

  1. О роли церкви в годы Великой Отечественной войны – настоятель храма мучеников Флора и Лавра в городе Пролетарска иерей Виктор Фёдоров (предупредить отца Виктора и взять слова молитвы СВО)

  2. Панова О.Н. уважаемые гости хочу вам представить фрагмент внеурочного занятия «Роль церкви во времена ВОВ. Города герои» - преподаватель ОДНКР, ИЗО, информатики высшей категории Панова О.Н.

Внеурочное занятие по ОДНКР: «Роль православной церкви во время Великой Отечественной войны. Города герои».



Преподаватель ИЗО, информатики, ОПК: Панова О.Н., учитель высшей категории МБОУ лицей №1 города Пролетарска Ростовской области.

Класс – 6

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное.

Вид внеурочной деятельности: познавательная.

Тип занятия: получение новых знаний и их первичное закрепление на основе творческого проекта.

Технология занятия: игровая технология, технология сотрудничества.

Формы организации внеурочного занятия: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные(презентация), практические(выполнение творческого проекта), мозговой штурм, рефлексия урока.

Цель занятия: создать условия для формирования нравственных и патриотических чувств, при получении новых знаний роли церкви во времена ВОВ.

Задачи занятия:

  1. Изучить города герои

  2. Воспитать духовно-нравственные качества, такие как доброжелательность, толерантность, сме6лость, решительность.

  3. Способствовать развитию и коррекции психического состояния личности ребёнка, творческих способностей, а также эмоциональных качеств, через умение сравнивать, анализировать, обобщать.

  4. Сформировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику), самостоятельно находить решение проблемы.

  5. Определить связь церкви и городов героев

  6. Создать информационный лист газеты

Этапы занятия:

  1. Рефлексия начало урока (цветовое решение эмоциональный настрой на урок)

  2. Организационный момент.

Материалы для учителя:

  1. карточки рефлексии.

  2. раздаточные листы для выполнения газеты.

  3. слова написанные на доске: ГЕРОЙ, ГОРОД, ЦЕРКОВЬ.

  4. Интерактивная игра «Города герои»

  5. Презентация к занятию : «Города герои»

  6. Текст о роли церкви в городах героев

  7. Рисунки на тему «Города герои и церковь»

  8. Музыкальная композиция «Города герои»

Материалы для обучающихся:

  1. Клей карандаш

  2. Цветные карандаши, фломастеры

  3. Двухсторонний скотч

  1. Определение темы занятия

  2. Углубление в тему занятия

  3. Творческий проект «Выполнение страницы информационной газеты»

  4. Рефлексия итогов урока

























Ход внеурочного занятия:

Этапы внеурочной деятельности

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы, методы и приёмы обучения

Формируемые УУД

Рефлексия начала занятия

3 мин

Опрос о настрое на урок, просьба сопоставить с цветовым кругом

Выбор цветовой карточки



Организацион

ный момент


Цель: настроить

обучающихся к

предстоящей работе,

проверить готовность

каждого

2 мин

Приветствует обучающихся

Приветствуют учителя

Словесный метод: приветствие,

эмоциональное общение,

введение в тему, беседа

Коммуникативные(слушать и понимать учебную задачу).

Регулятивные (самостоятельно организовывать свое рабочее место)

Подготовка к основному этапу. Актуализация опорных знаний

Определение темы урока.

Цель: подготовка обучающихся к деятельности, осознание потребности в новых знаниях

5 мин

Ребята, посмотрите на доску и дайте определение каждому из слов?

После ответов обучающихся, учитель просит найти связь между этими понятиями и определить тему урока


Своими словами дают определения терминам: герой, город герой, церковь.

Предположения детей, высказывают свои мнения.

Дают ответы на поставленные вопросы

Словесные(беседа)


Практические(шаблоны)


Наглядные(презентация)

Коммуникативные (Участвовать в диалоге;

слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки)

Познавательные (Анализировать, сравнивать ,группировать

различные объекты, явления, факты, ориентироваться в своей системе знаний)

Регулятивные (выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их, организовывать выполнение заданий учителя)

Мозговой штурм

Определение темы урока

Углубление в тему занятия

5 мин

Давайте назовём героев ВОВ которых вы знаете, а знаете ли вы города герои?

Как выдумаете какова роль церкви во времена ВОВ?




Творческий проект «Выполнение страницы информационной газеты»

15 мин

Ребята перед вами шаблон листа информационной газеты, под названием «Церковь во время ВОВ», каждая группа выполнит оформление листа по городам героям. Из предложенного материала нужно найти роль церкви и церковнослужителей в конкретном городе герое. Оформить страницу и подготовить защиту своего листа.

Выполняют задание учителя.

Работа с текстом – анализ,



Защита проектов

Подведение итогов, обобщение и систематизация знаний

Цель: формировать умения обобщать ответы, систематизировать их и делать выводы

8 мин

Подведение итогов, обобщение и систематизация знаний

Выступление учащихся и защита информационного листа газеты

Словесный (умение защитить свой проект)

Умение выражать свои мысли;


Использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные (выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их, организовывать выполнение заданий учителя)


Коммуникативные (воспринимать информацию на слух)

Рефлексия

Цель: формирование умения оценивать свою деятельность



1 мин

Ребята, что вы нового сегодня узнали на занятии?

Было ли Вам сегодня интересно?

Какие выводы Вы можете сделать для себя?

Выбор цвета настроения

Отвечают на вопросы

Словесный (подведение итогов с помощью рефлексии)

Регулятивные (оценка своей деятельности) Познавательные (систематизировать, обобщать изученное, делать выводы) Коммуникативные (оформлять свои мысли в устной форме ,отвечать на вопросы учителя)



План конспект внеурочного занятия.

  1. Рефлексия начала занятия

Учитель: Здравствуйте, дети, сегодня вас ждёт необычное занятие, сначала нам нужно определить ваш эмоциональный настрой для этого, я прошу вас обратить внимание на входную дверь. Здесь нарисован Цветик-семицветик (Приложение №1 Методика «Цветопись» А. Лутошкин), каждый цвет означает определенное настроение. Сейчас вам нужно выбрать цвет, который соответствует вашему эмоциональному состоянию. И наклеить на пустой рисунок находящийся рядом. Обозначение цветов написано рядом с рисунком

желтый — очень хорошо

красный — радостно

оранжевый — спокойно, хорошо.

зеленый — тепло

синий — нормально

фиолетовый — скверно, скучно

черный — плохо

  1. Организационный момент


Учитель: Добрый день, друзья! Присаживайтесь. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

Обучающиеся: Да!

Учитель: Тогда вперед!

  1. Подготовка к основному этапу. Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.

Учитель: Ребята посмотрите внимательно на слайд, здесь написаны три слова, я прошу вас дать определение этим словам.

Надпись на доске: Герой, город герой, Церковь (Приложение 2)

Обучающиеся поднимают руки и отвечают:

Ученик 1: Герой — человек исключительной смелости и доблести.

Ученик 2: Герой — это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью, совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.

Ученик 3: Герой – это человек, который спасает чужую жизнь, рискуя своей.

Ученик 4: А мне кажется, что героем может быть не только человек, вспомните, на уроках литературы мы читали о собаках, которые во время войны спасали раненных, они ведь тоже герои.

Ученик 5: я согласен с тобой, посмотрите, на доске есть, и города герои, значит это города, в которых было много подвигов.

Ученик 6: «Город-герой» — высшая степень отличия, присваиваемая в СССР городам, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины.

Ученик 7: Остался один термин церковь. Я думаю, что церковь – это наша душа.

Ученик 8: Церковь в узком смысле – христианское культовое здание, храм.

Учитель: Ребята давайте подумаем в какое время совершалось больше всего подвигов?

Ученик: во время ВОВ

Учитель правильно давайте попробуем из этих слов определить тему урока.

Ученик 1: Города герои и церковь во времена ВОВ

Ученик 2: роль церкви во времена ВОВ и города герои

Учитель: Правильно ребята.

  1. Углубление в тему занятия

Учитель: я предлагаю вам прослушать музыкальную композицию и выписать на лист города герои. (Приложение3)

Включает: музыкальную композицию о городах героях

Учитель: давайте назовём города герои

Ученики называют.

Сейчас ученики 10 класса расскажут нам кратко о подвиге этих городов.

Ученики выходят в костюмах солдат в руках держат название города и кратко рассказывают о его подвиге (Приложение 4)

Ученик 1: Москва – среди городов героев наша столица занимает особое место, именно в битве под Москвой весь мир увидел падение 3 Рейха, это битва продолжалась 7 месяцев.

Ученик 2: В ряду городов героев Ленинград стоит на особом месте – он единственный пережил блокаду 872 дня, но так и не сдался врагу. Жители и защитники Ленинграда заплатили страшную цену за удержание города: по разным сведениям погибло более половины жителей, причём только 3% от боевых действий, а 97 % от голода. Каждый день умирало по 4000 жителей.

Ученик 3: Сталинград нёс страшные потери почти все здания и предприятия превратились в руины, людям негде было жить, не хватало самого необходимого, но в течении 200 дней город держал оборону немцев. План немцев по молниеносному захвату города провалился, жители не дали открыть врагу путь к Кавказу, запасам нефти, помешали выйти к восточному побережью Черного и Азовских морей.

Ученик 4: Керчь была почти полностью стёрта с лица земли. За 700 дней фашисты разрушили все фабрики, вырубали парки, уничтожили электростанцию. Женщины, дети и старики укрывались в каменоломнях, гитлеровцы взрывали выходы и пускали газ. Когда фашисты попытались проникнуть в каменоломни, их встретили огнём. По всему СССР разнеслись слова радиограммы «Мы защитники Керчи задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаёмся.

Ученик 5: глубоководная бухта Новороссийска –самая удобная на Чёрном море, немцем было важно её захватить, чтобы прорваться на юг к Кавказу, но в жестоких боях в течении 393 дней до полного освобождения не сдался город.

Ученик 6: Тула – один из городов героев который отбил все атаки противника и остался непокорённым.

Ученик 7: Мужественная оборона Одессы продолжалась 73 дня. В городе находились только женщины и дети, которые каждый день выходили на работу рыли противотанковые рву, устанавливали мины, проволочные заграждения. Город захватывали три раза, жители были вынуждены уйти в катакомбы, но и от туда они сопротивлялись, до освобождения города силами морского флота.

Ученик 8: Фашисты установили в Минске жёсткий оккупационный режим. За период оккупации, а это 3 года, было уничтожено огромное количество как военнопленных, так и мирных жителей. Но мужественные минчане не покорились врагу, в городе начали создаваться подпольные группы и диверсионные отряды, в которых состояли даже антифашисты зарубежных стран.





Ученик 9: Мурманск — один из тех городов, которые стали прифронтовыми с первых же дней войны. По количеству сброшенных на город бомб Мурманск уступает только Сталинграду: он пережил 792 авиационных налёта, на город было сброшено 185 тыс. бомб. Однако Мурманск, важнейший для страны северный порт, выстоял и продолжал работать. Под регулярными авианалётами жители города строили бомбоубежища, осуществляли разгрузку и погрузку кораблей, производили военную технику. За годы войны Мурманский порт принял 250 судов и обработал 2 млн тонн различных грузов.

Ученик 10: Смоленск пережил 26 месяцев оккупации. Смоленское сражение, начавшееся 10 июля и завершившееся 10 сентября 1941 года, привело к срыву первоначальных планов по быстрому захвату Москвы. Советские войска понесли тяжелые потери, однако им удалось ослабить армию вермахта. 

Ученик 11: К началу Великой Отечественной войны город Севастополь был крупнейшим советским портом на Чёрном море и главной военно‑морской базой страны. Героическая защита города от немецко‑фашистской агрессии началась 30 октября 1941 года и продолжалась 250 дней, войдя в историю как образец активной и длительной обороны приморского города в глубоком тылу врага. Взять Севастополь сразу немцам не удалось. Гарнизон насчитывал 23 тыс. человек и имел 150 береговых и полевых орудий. Но до лета 1942 года гитлеровцы предприняли ещё три попытки захвата города.

Ученик 12: Брест Немецкая армия планировала осуществить быстрый штурм, начав бомбардировку ранним утром 22 июня 1941 года, однако только к июлю противнику удалось занять укрепления на Центральном острове, где разворачивалось основное сопротивление. Немцы быстро окружили Брестскую крепость, но гарнизон несколько суток оборонял Центральный остров. Не хватало питьевой воды, продовольствия, медикаментов. После захвата Центрального острова остались лишь отдельные группы советских бойцов, оборонявшие разные части крепости. По сохранившимся надписям на стенах видно, что борьба продолжалась больше месяца, до августа 1941 года. Немногочисленные выжившие солдаты гарнизона оказались в плену. 28 июля 1944 года 1-й Белорусский фронт освободил жителей Бреста. 8 мая 1965 года правительство присвоило Брестской крепости звание крепость-герой.

Ученик 13: Киев. 778 дней жестокой оккупации. Киев стал одним из первых городов в СССР, принявших на себя страшный удар. Ранним утром, пока жители спали, на Киев обрушились бомбы. Немецкая армия и военная техника стразу же приступили к наступлению. Гитлеровцы планировали захватить Киев сразу без особых потерь. Но Красная армия и горожане сопротивлялись 83 дня, а немецкие войска вошли в Киев только 19 сентября 1941 года. Оккупации миновать не удалось. Она продолжалась целых 778 дней. За это время были уничтожены 800 предприятий и фабрик, больницы, разрушены трамвайные пути и парки, главная улица Киева – Крещатик – превратилась в развалины, а жилой фонд опустел более чем на 40%. Фашисты разрушили памятники архитектуры, разграбили музейные фонды и украли миллионы книг. Но самое страшное, что за время оккупации были расстреляли 195 тысяч киевлян.

Учитель: ребята, я очень надеюсь что вы внимательно слушали сообщение старшеклассников, скажите пожалуйста все ли города были названы?

Ученики: нет

Учитель давайте назовем, о каких городах мы не услышали?

Ученики: Москва, Ленинград, Сталинград и Новороссийск

Учитель: а давайте вернёмся к теме нашего занятия, как она звучала

Ученик: Православная церковь во время войны. Города герои

Я предлагаю вам выполнить творческий проект. Создать страницу газеты, где вы расскажите нам о городе герое и о роли церкви в жизни этого города во времена ВОВ.

  1. Творческий проект «Выполнение страницы информационной газеты»

Учитель: я предлагаю вам сделать доклад по одному из оставшихся городов. Обратите внимание, что вы разделены на группы, работать будем каждая группа над одним городом. Оформлять работу будем как страничку газеты.

Учитель: давайте вспомним правила работы в группах. На столах у вас находятся памятки работы в группе. Давайте их озвучим

Ученик 1 правила работы в группе (Приложение №5):

  1. Выбрать лидера группы. Он распределит задания, поможет сосредоточиться на главном и довести работу до конца. 

  2. Обсудить пути достижения целей и распределить задания для каждого члена группы

  3. Убедиться, что члены группы понимают цели и задачи

  4. Учиться находить контакты в группе. Важно уметь слушать друг друга и обсуждать возникающие проблемы. 

  5. Стремиться достигнуть компромисса при принятии решений. Обычно в группу входят люди с разными взглядами на способы достижения целей. 

  6. Каждая версия обсуждается в группе, в ней согласуется общее решение

  7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом

  8. Лидер группы следит за временем

Учитель: отлично. Теперь обратите внимание, на ваших столах лежит шаблон газеты (Приложение 6), вырезки статей о городах героях (Приложение 7) и о роли церкви (Приложение 8). Ваша задача прочитать, выделить главное, вырезать, наклеить и украсить страницу газеты. Подготовится к защите вашей странички. Подготовить лист рефлексии деятельности каждого ученика (Приложение 9). Время выполнения 10 минут. Всё понятно? Начали

  1. Защита проектов. Подведение итогов, обобщение и систематизация знаний.

Учитель: время на выполнения проекта закончилось, теперь вы можете продемонстрировать свою работу и оценить себя.

Ученики защищают свои работы и отвечают на вопрос рефлексия итогов урока.

Учитель: подводит общий итог. Вместе делают вывод

  1. Рефлексия

Рефлексивный экран вопрос ответ. В конце урока ученики выбирают цвет настроения после занятия.

Вывод учителя: Ребята сейчас во время СВО, каждому солдату нужна помощь. Мы с вами пишем письма, рисуем открытки, вяжем носки, собираем средства гигиены и медикаменты, а в церкви верующие читают молитву. Мы предлагаем всем, кто верит в душе, ходит в храм прочитать молитву дома перед иконами с просьбами о здравии солдат. Сегодня на занятии мы подробно рассмотрели роль церкви в 4х городах героях, но об остальных городах героях можно узнать из художественной литературы. Перед вами выставка книг, о которой подробнее нам расскажет______________.

  1. Рассказ представителя межпоселенческой Центральной библиотеки, о выставке художественной литературы «Города герои», «Православная церковь во время войны».

  2. В завершении нашего мероприятия мы предлагаем вам, посмотреть на выступление танцевального коллектива «Сюрприз», руководитель Личманенко О.В.

  3. Выводы и раздача сертификатов участников семинара.















































Рефлексия эмоционального настроя на урок.